Тема: П.И. Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик».
план-конспект урока (музыка, 4 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: П.И. Чайковский. Фрагменты из балета «Щелкунчик».
(«Марш», «Фея Драже», «Китайский танец – чай», «Арабский танец – кофе, «Вальс цветов»)
Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с балетом «Щелкунчик»;
- раскрыть понятие: балет
Развивающие:
- развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию, воображение, литературную речь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях.
Универсальные учебные действия:
-личностные
Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
-метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
-предметные
- учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
произведения;
- развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его
образное содержание;
- воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,
желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Тип урока -урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: коллективная , индивидуальная
Методы:
Общенаучные: обобщения, сравнительный.
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия.
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
«Марш», «Танец феи Драже», «Китайский танец – чай», «Арабский танец – кофе», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Наглядный материал:
- Мультимедийная презентация;
- Видеофрагменты балетов;
- Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;
- Листы для рефлексии.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
3. Актуализация знаний.
| Звучит музыкальная тема «Феи Драже» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». - Слышите? Как нежно и светло звучит музыка. Тихо – тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом В удивительном наряде разноцветном, расписном. То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет, То в волшебную страну нас всех с собою уведет… - И сегодня сказочные звуки музыки всеми нами любимого композитора П.И. Чайковского поведут нас в мир … - А какой мир вы мне скажите сами. - Вы любите сказки? - А вы знаете сказку «Щелкунчик» Гофмана. - А о чем она? - Кто такой П.И. Чайковский? - Что он писал? - П.И. Чайковский тоже прочитал эту сказку и она ему очень понравилась. И решил написать музыкальный спектакль. - Где показывают спектакль? - Что используют для показа спектакля? - Кто знает как называется этот жанр в музыке? - Одним из самых красивых музыкально - театральных жанров является балет. Так называют спектакль, в котором объединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусства. - Одним из самых красивых музыкально - театральных жанров является балет. Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Но принято считать, что он возник во Франции, поэтому все движения в танце звучат на французском языке. - Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую. - А как танцуют? - А вы знаете как называют танцовщиц балет? - Посмотрите на иллюстрацию, какие необычные на них платья. - Кто знает как они называются? - А что у них на ногах, чешки? - Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Для этого и изобрели пуанты. - Каждое движение в балете – это словно рассказ о том, что бы человек мог сказать словами, но передает это движениями танца, т.е. это театральное представление, в котором действующие лица не говорят, а танцуют. - Сегодня мы посмотрим отрывки из балета к сказке «Щелкунчик». - Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковский создал в последние годы своей жизни. К этому времени композитор уже был автором опер, симфоний и двух замечательных балетов – «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». - Петр Ильич Чайковский, как и в других своих балетах, рассказал в нем о борьбе добра и зла. Нежное и преданное чувство героини этого балета – Маши – побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдун превратил в Щелкунчика. - Как же это показано в бале? - Открывается занавес. В доме девочки Маши готовятся к Новогоднему празднику. Наконец раздаются звуки марша, дети радостно идут в комнату, где стоит праздничная, украшенная огнями и игрушками елка. (включается «Марш» из первого действия) - На что похоже это произведение? - Как вы определили, что это марш? - Правильно, в нем четкий ритм, размеренность, барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличительные черты: он детский, немного шутливый. Композитор использует в нем высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса. Но вот музыка меняется. Легкие, быстрые, отрывистые звуки создают впечатление веселых игр резвящейся детворы. - Какой характер движения музыки? - Какой темп? - Какой регистр? - При каких жизненных обстоятельствах могла бы звучать эта музыка? Физминутка. А потом снова звучит музыка, которая вначале. Начинаются танцы. - Танцы взрослых и детей прерывают приход старого мастера игрушек. Он дарит детям заводные куклы. Куклы начинают танцевать. Мастер еще подарил детям щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка – Щелкунчика. - Щелкунчик особенно понравился девочке Маше, хотя он очень уродлив – с огромным ртом, в который вкладывали орехи, чтобы он их разгрызал. - Ночью Маше приснился сон: на Щелкунчика напало мышиное войско во главе с предводителем – огромной, страшной крысой. Щелкунчик вместе со своими оловянными солдатиками храбро боролся с врагами, но силы были неравными, и Щелкунчика уже настигали его противники. Тогда Маша бросила в предводителя мышей туфельку, и все его войско в смятении разбежалось. Щелкунчик же, победив своего заклятого врага, превратился в прекрасного принца и вместе с Машей отправился в волшебную страну сладостей и игрушек. - Маша и Щелкунчик по дороге попадают в царство феи Драже. - В волшебном царстве сладостей и игрушек к возвращению принца Щелкунчика и его избранницы Маши готовится пышное празднество. - По реке и розовой воде в золотой ладье приплывают Маша и принц. Их радостно встречают фея Драже со своей свитой и принцессы – сестры Щелкунчика. Начинаются танцы. - Чайковский написал несколько танцев «Китайский танец – час», «Арабский танец – кофе», «Танец феи Драже» - Если бы вы были композиторами как вы думаете, какие могут быть мелодии этих танцев? Одинаковые? - Каждый танец с характерными интонациями той или иной страны. - У арабов какие особенности? - У китайцев? - У танца Феи? - Сейчас мы послушаем музыку, а вы должны догадаться, что это за танец? («Арабский танец – кофе») - Какой это за танец? - Почему его назвали «Арабский танец – Кофе? - На сколько частей можно разделить эту музыку? - Как вы догадались? - Музыка первой части очень хорошо передает медлительные движения танцующих. Музыка танца протяжная, немного ленивая. Нежно и протяжно звучит мелодия у скрипок в сопровождении ударных инструментов. - А вторая часть? - Вторая часть музыки танца несколько иная: она громче, выше, оживленнее. - Какой темп в музыке? - Какой характер? - Какому народу принадлежит эта музыка? - Где можно услышать эту музыку? - Слушаем следующий танец. («Китайский танец – чай») - Какой это за танец? - Как вы определили, что это «Китайский танец – чай»? - Здесь, как и в предыдущем танце, композитор воспроизводит звучание народных музыкальных инструментов. В Китае есть духовые инструменты, у которых очень высокий и пронзительный звук. Они часто сочетаются с инструментами, звучащими в низком регистре. Чайковский вводит в музыку танца Чая свистящие звуки флейт, пиццикато (то есть игра щипком, а не смычком) струнных и отрывистые терции фаготов. Все это создает впечатление необычности, некоторой шутливости. - Какой характер музыки? - Какой темп? Лад? Регистр? - А сейчас давайте послушаем «Танец феи Драже». (слушаем) - Что вы можете сказать про эту музыку? - Этот танец рисует нежный, грациозный образ сказочной феи сладостей. Музыка этого танца звучит несколько необычно. Это происходит потому, что здесь звучит инструмент, который редко используется в оркестре, он называется челеста. Ее устройство напоминает маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам, издающим звуки очень высокие, нежные, как будто звучат колокольчики. В середине танца слышны переливы арфы, напоминающие журчание ручейка. Где можно услышать эту музыку? - Какой характер? - Какой? Лад? Ритм? - Послушайте заключительный танец праздничного представления и подумайте как он может называться? (слушаем) - Что это за танец? - Правильно, это вальс. - Какая музыка? - Во вступлении к танцу слышатся звуки арфы. Они как бы одевают этот вальс в волшебный красочный наряд. Основную тему вальса вначале исполняют различные духовые инструменты (валторны, кларнеты), а затем включается струнная смычковая группа. - Где можно услышать эту музыку? - Какой характер? Темп? Лад? Регист? - Мягкая, чарующая тема вальса является одной из лучших в балете «Щелкунчик» «Вальс цветов» он выделяется своей поистине сказочной красотой. Зло побеждено, добро победило! Творческое задание: нарисовать новогоднюю открытку на тему балета-сказки П.И. Чайковского «Щелкунчик». Постарайтесь передать в цвете чувства, настроения музыкальных тем, которые сегодня прозвучали. - С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились? - Что такое балет? - Как называют танцовщиц балета? - А танцоров? - Что на ногах у балерин? - Вам понравился балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»? | Вспоминают содержание Композитор Музыку На сцене Костюмы, декорации, музыку, танец… Ответы детей Легко, изящно, на носочках Балерины Они называются пачки. На ногах у них не чешки, а специальные пуанты. Повторяем хором все новые слова Слушают «Марш» Это произведение похоже на обычную маршевую музыку Ответы детей Ответы детей. Восточные танцы. Колокольчики, Сказочно. Слушают «Арабский танец – кофе» Арабский танец – кофе. На две Ответы детей. Ответы детей. Слушают «Китайский танец – чай» Ответы детей. Слушают «Танец феи Драже» Ответы детей «Слушают «Вальс Цветов» Вальс - Радостная, пышная, ликующая, жизнерадостная. Выполнение творческого задания (слушают музыку) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 3 классе «Танцевальные образы в балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского»
Цели урока:1.Познавательные:познакомить учащихся с творчеством П.И.Чайковского и балетом «Щелкунчик»;раскрыть понятия: балет, либретто, увертюра, декорация, пантомима. 2.Развивающие:развивать муз...
конспект внеурочного занятия Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского по сюжету сказки Э. Гофмана
с использованием LEGO...
Беседа на тему «П. И. Чайковский «Детский альбом»
П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома». Но прежде чем мы ...
«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».Класс: 2 «В»Цель: познакомить детей с музыкальным произ...
Музыкальный брейн ринг по балету "Щелкунчик" П.И.Чайковского
В данной игре используются интересные вопросы из истории появления балета, содержании, а также музыкальные фрагменты....
Конспект открытого урока музыки в 4 классе Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»
Конспект открытого урока музыки в 4 классе Тема «П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года»»...
Маршрутный лист урока. Путешествие в мир театра. П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик».
Маршрутный лист урока может помочь учителю и ученику в условиях дистанционного обучения. Маршрутный лист помогает организовать самостоятельную работу и активизировать учебный процесс, а также индивиду...