тематическое планирование по музыке 4 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина
календарно-тематическое планирование (музыка, 4 класс) по теме

Старжинская Марина Викторовна

тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_muzyka_4_klass_2013-14.doc208.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


№ урока

Дата

план

Дата  факт

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

Контрольно-оценочная деятельность

ИКТ средства

обучения 

специальные

общеучебные

                                 

             

4 класс.1 четверть. «Россия-Родина моя» - 4ч.

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.                                   

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов
  • «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня
  •  «Песня о России» В.Локтев
  • «Вокализ» С.Рахманинов.

 Знать название изучен-ного произведения и авто-ра, понимать выразитель-ность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса  

- демонстрировать лично-стно-окрашенное эмоции-онально-образное восприя-тие музыки,

 - эмоционально отклика-ться на музыкальное прои-зведение и выражать свое впечатление в пении.

- организация самостоятельной работы;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде;

- воспринимать информацию;

- оценивать  и
осмыслять результаты своей  деятельности;

- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- умение отвечать на вопросы;

- работать с рисунками;

 -составлять рассказ по рисунку;

- определять общие свойств и  признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя);

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- владение умениями совместной деятельности:

- согласование и координация

деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

входной

устный опрос

Видео-презентация песни «Родные места»   диск «Музыкальный мир»

2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Комбинированный урок. 

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень».

  • «Ты, река ль, моя – реченька»  

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 Многообразие  жанров  народных песен.  Ненецкие песни и их жанры.

  • «Ты, река ль, моя – реченька»  
  • «Солдатушки, бравы ребятушки»
  • «Милый мой хоровод»

«А мы просо сеяли»

Знать жанры народных песен.

Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных  видов искусства.

Выявлять общность истоков и особенности   народной и профессиональной музыки.

Узнавать образцы народного музы-кально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Текущий

тематический

устный опрос

Видео-презентация «Русские народные песни»

3

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.

  • Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф-ты
  • Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка

Знать  названия изученных произведений и автора,  выразительность и изобра-зительность музыкальной интонации.

Уметь  участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

итоговый

фронтальный опрос

Видео фрагменты  из опер

День, полный событий. – 5 ч.

4

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

  • «Осенняя песня» П.Чайковский;
  • «Пастораль» Г.Свиридов;
  • «Осень» Г.Свиридов.

Знать  смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

-  импровизировать на заданные тексты;

- выделять главную мысль.

текущий

индивидуальный

5

Зимнее утро, зимний вечер.

Комбинированный

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина,  русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

  • Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
  • У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
  • Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.

Понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

текущий

групповая

Видео-презентация «У камелька»

6

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Комбинированный

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

 Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Выразительность и изобразительность в музыке.  

  • Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков

Знать и понимать понятие   музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации,  названия изученных произведений и их авторов;

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведе-ниях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;  

текущий

устный опрос

Фрагмент из фильма «сказка о царе Салтане»

7

Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь.

Комбинированный

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.  

  • Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.
  • «Девицы, красавицы».
  • «Уж как по мосту, мосточку»,
  • «Детский альбом» П.Чайковского.
  • «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»
  • Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский
  • Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
  • Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов.

Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем.

-  Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

- Самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

- Оценивать  и
осмыслять резуль-таты своей  деятельности;

текущий

устный опрос

Видео фрагменты их опер. Ф-т мультфильма «Детский альбом»

8

«Приют, сияньем  муз одетый…». Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

  • Романс  «Венецианская ночь» М.Глинка.
  • Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени.,
  • передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать определение понятия  романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь  определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

тематический

тест

2 четверть «В музыкальном театре» - 4ч.

9

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Комбинированный урок

 Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.

Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:

  • интродукция
  • танцы из 2 действия
  • хор из 3 действия

 Знать названия изученных жанров   опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения;

- формирование монологической речи учащихся;

 -умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

- выделять их признаки и свойства;

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

текущий

устный опрос

групповая

Видео-фрагменты из оперы

10

Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.

опера «Иван Сусанин». М.Глинка.

  • сцена из 4 действия

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив;

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального  спектакля.

текущий

устный опрос

Видео-фрагменты из оперы

11

Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Песня Марфы («Исходила младешенька»);

Знать названия изученных жанров и форм музыки: песня-ария, куплетно-вариационная форма.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

текущий

устный опрос

Видео-фрагменты из оперы

12

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Комбинированный урок.

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

  •  «Танец с саблями».
  • Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
  • Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
  • Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

 Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов.

тематический

устный опрос

групповая

Видео-фрагменты из оперы

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

13

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Комбинированный урок.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

  • Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
  • Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.
  • Аисты, узбекская народная песня.
  • Колыбельная, английская народная песня.
  • Колыбельная, неаполитанская народная песня.
  • Санта Лючия, итальянская народная песня.
  • Вишня, японская народная песня, и др.
  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.
  • Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
  • Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

 (на выбор учителя)

 Знать  названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.

Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

- работать с рисунками,;

- составлять рассказ по рисунку;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация).

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту;

- определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок;

- оценивание своих учебных достижений.

текущий

самостоятельная

работа

диск «Русские народные инструменты»

14

Оркестр русских народных инструментов.  

Комбинированный урок.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.  

  • Светит месяц, русская народная песня-пляска.
  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

 Знать названия  музыкальных инструментов,  состав оркестра русских народных  инструментов.

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструмента-льное музицирование).

тематический

устный опрос

диск «Русские народные инструменты»

15

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

 Знать названия  музыкальных инструментов и состав оркестра русских народных инструментов.

Уметь   высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться  на музыкальное произведение. Выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, в музыкально-пластическом движение.

итоговый

тест;

индивидуальный.

16

Обобщающий урок -концерт

3 четверть – 4 четверть «В концертном зале» - 6ч.

17

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.

  • Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.
  • (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

 Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.

- уметь переносить знания,;

- умения в новую ситуацию для решения проблем;

 - подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация);

- формирование монологической речи учащихся;

 - умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

-  выделять их признаки и свойства.

тематический

устный опрос

ЦОР «Музыкальные инструменты»

18

Старый замок.

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Различные виды музыки:  инструментальная.

 Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

  • Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.
  • Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

текущий

устный опрос

Презентация «Музыкальные картинки»

19

Счастье в сирени живет…

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

  • Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Знать  названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита.

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

текущий

устный опрос

Видео-презентация «Сирень»

20

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы…

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.

  • Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.
  • Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание.

текущий

устный опрос

21

Патетическая соната. Годы странствий.

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.

  • Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
  • Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  • Арагонская хота. М. Глинка.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах,  эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.

тематический

устный опрос

22

Царит гармония оркестра.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

 Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

  • Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра

 Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.

текущий

устный опрос

Модуль: «Симфонический орскестр» Презентация.

«В музыкальном театре» - 2ч.

23

Театр музыкальной комедии.

Комбинированный урок.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

  • Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
  • Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
  • Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
  • Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

 Знать названия изученных жанров  музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Уметь  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

- участие в диалоге;

- поиск необходимой информации в словарях;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства.

тематический

устный опрос

групповая

Фрагмент из оперетты «Летучая мышь» .Презентация.

24

Балет «Петрушка»

Комбинированный урок.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.

  • Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский

 Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

текущий

устный опрос

Фрагменты  из балета «Петрушка»

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

25

Святые земли Русской. Илья Муромец

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Земле Русская, стихира.
  • Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.
  • Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.
  • Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.
  • Не шум шумит, русская народная песня.

Знать народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

-участие в диалоге;

- формирование учебного сотруд-ничества;

- поиск необходимой информации в словарях;

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации,музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

тематический

устный опрос

26

Кирилл и Мефодий.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.
  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
  • Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев
  • Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

- сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

текущий

устный опрос

27

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.

  • «Христос воскресе! (тропарь)
  • Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
  • Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

 Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

Уметь  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

текущий

устный опрос

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
  •  Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.
  • Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

 Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов  и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников;

тематический

устный опрос

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

29

Народные праздники. Троица.

Комбинированный урок.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

  • Троицкие песни.

 Знать и понимать народные  музыкальные традиции родного края.

Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

- импровизировать на заданные тексты.

текущий

устный опрос

Видео рассказ о праздике Троица.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. 

Развитие музыкального образа.

  • Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
  • Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.
  • Ф.Шопен.
  • Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
  • Пастушка, французская народная песня
  • Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

устно описывать объект наблюдения,

владение способами контроля и оценки деятельности;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- устно описывать объект наблюдения;

- владение способами контроля и оценки деятельности;

- аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

текущий

устный опрос

Видео фрагмент из фильма о Шопене.

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Урок закрепления знаний.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня.  Мастерство известных исполнителей.

  • Пожелания    друзьям;    Музыкант.    Слова    и    музыкаБ. Окуджавы.
  • Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.

 Знать и  понимать смысл понятий: «композитор» -  «исполнитель» - «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

тематический

устный опрос

32

В каждой интонации спрятан человек.

Комбинированный урок.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»  

  • Песня Сольвейг;
  • Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

 Знать и понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

текущий

устный опрос

Видео-презентация «Песня  Сольвейг»

33

Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

  • Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

тематический

Фронтальный опрос

Фрагменты из балета  «Шахерезада»

34

Рассвет на Москве-реке.

Обобщающий урок

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь  узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.

итоговый  контроль

групповая

Фрагмент из опреы, «Рассвет на Москве-реке»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина

Календарно-тематическое планирование по  "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...

тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...

тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...

тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...

тематическое планирование по музыке 2 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...

тематическое планирование по музыке 3 класс по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина

тематическое планирование по музыке,постановка целей,задач,учебный материал...

Рабочая программа по музыке 1 класс. По программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго покол...