рабочая программа по музыке 1 кл ФГОС
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме
5Аннотация
на рабочую программу по музыке для 1 А,Б,В,Г,Д классов
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1-го класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. 1-4 классы» - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 33 часа.
Данная программа имеет гриф Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3
Рабочая программа ориентирована
на использование учебно-методического комплекта:
· Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2004.
· Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс».
· Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klfgos_2013g.doc | 247.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкин Белгородской области
«Рассмотрено» Руководитель МО МАОУ «СОШ№12» _______ Тиханская О.Д. Протокол № ___ от «__»____________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР МАОУ «СОШ №12» _________ Лазарева О.Н. «____»________2013 г | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ№12 с УИОП» _______ Псарева Л.В. Приказ №___ от «__»_________2013г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке в 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д классе
Титовой Елены Олеговны
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1-го класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. 1-4 классы» - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Данная программа имеет гриф Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3
Рабочая программа ориентирована
на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008.
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс».
- Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Цель уроков музыки в 1 классе – формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Целевая установка программы достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Целевая установка реализуется через интерес первоклассников к музыке, к музыкальным занятиям, обобщение и систематизацию уже имеющегося у них жизненно-музыкального опыта, первичных представлений о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувственного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- Накопление тезаруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. В содержание рабочей программы для 1 класса введён региональный компонент в следующих темах: «Музыкальные инструменты»; «Гимн»; «Пришло Рождество, начинается торжество»; «Край, в котором ты живёшь»; «Музы не молчали…». При этом учтено, что это учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесён к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Учебно-тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка 1-4 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение 2010 г. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
Некоторые темы сдвигаются из-за календарных праздников, так темы «Музы не молчали» и «Музыкальные портреты» меняются местами в календарно-тематическом планировании в соответствии с празднованием 23 февраля.
1 час добавлен на изучение темы «Опера-сказка» - 2 часа вместо 1, за счет темы «У каждого свой музыкальный инструмент» т.к. эта тема может быть рассмотрена в рамках разучивания песни на уроке по теме «Музыкальные инструменты».
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового художественного искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков, современной академической популярной музыки.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды деятельности направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес программного характера. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1 классе в объеме 33 часов, в том числе 2 обобщающих урока.
Так как в данной рабочей программе для 1Д класса количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, не совпадает с количеством часов, проведенных фактически по школьному расписанию, в связи с праздничными днями, установленными правительством Российской Федерации, находящиеся рядом темы совмещаются. А именно темы «Дом, который звучит» и «Опера – сказка» совмещаются и проводятся 24.04.2014 года.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у первоклассников универсальные учебные действия.
Характеристика деятельности учащихся
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров, речевые и музыкальные интонации.
Выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разигрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся. Которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей. Ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в различных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыком смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально- творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание курса
Содержание программы первого года делится на два раздела: «Музыка вокруг нас» (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия «Музыка и ты» (знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16 ч)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
И Муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна.Мелодия - душа музыки. Музыка осени. Музыкальная азбука. Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальные инструменты.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись, как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
«Садко». (Из русского былинного сказа). Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас».
Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Раздел 2. «Музыка и ты» (17 ч)
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные портреты. Разыграй сказку.
Раскрываются следующие содержательные лини: Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.
Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету… Обобщающий урок по теме «Музыка и ты» - заключительный урок-концерт.
Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
1 класс
33 часа.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учеб- ного време ни | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
Тема полугодия: «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС» | 16 | ||||
1 четверть | 9 | 1А,1Б, 1В,1Г | 1Д | ||
1 | «И Муза вечная со мной!» | 1 | 05.09. | 06.09. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. |
2 | Хоровод муз. | 1 | 12.09. | 13.09. | |
3 | Повсюду музыка слышна. | 1 | 19.09. | 20.09. | |
4 | Душа музыки - мелодия. | 1 | 26.09 | 27.09. | |
5 | Музыка осени. | 1 | 03.10. | 04.10. | |
6 | Сочини мелодию. | 1 | 10.10. | 11.10. | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна...» | 1 | 17.10. | 18.10. | |
8 | Музыкальная азбука. | 1 | 24.10. | 25.10. | |
9 | Музыкальные инструменты. Традиционные инструменты края. | 1 | 31.10. | 01.11. | |
10 | «Садко». Из русского былинного сказа. | 1 | 14.11. | 15.11. | |
11 | Музыкальные инструменты. | 1 | 21.11. | 22.11. | |
12 | Звучащие картины. | 1 | 28.11. | 29.11. | |
13 | Разыграй песню. | 1 | 04.12. | 05.12. | |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество. | 1 | 11.12. | 12.12. | |
15 | Родной обычай старины. | 1 | 18.12. | 19.12. | |
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок. | 1 | 25.12. | 26.12. | |
Раздел 2 «МУЗЫКА И ТЫ». | 17 | ||||
17 | Край, в котором ты живешь. | 1 | 15.01. | 16.01. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. |
18 | Поэт, художник, композитор. | 1 | 22.01. | 23.01. | |
19 | Музыка утра. | 1 | 29.01. | 30.01. | |
20 | Музыка вечера. | 1 | 05.02. | 06.02. | |
21 | Музы не молчали | 1 | 12.02. | 13.02. | |
22 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 | 26.02. | 27.02. | |
23 | Мамин праздник | 1 | 05.03. | 06.03. | |
24 | Музыкальные портреты. | 1 | 12.03. | 13.03. | |
25 | Музыкальные инструменты.Чудесная лютня. | 1 | 19.03. | 20.03. | |
26 | Разыграй сказку. | 1 | 02.04. | 03.04. | |
27 | Звучащие картины. | 1 | 09.04. | 10.04. | |
28 | Музыка в цирке | 1 | 16.04. | 17.04. | |
29 | Дом, который звучит. | 1 | 23.04. | 24.04. | |
30 | Опера –сказка | 1 | 30.04. | 24.04. | |
31 | Ничего на свете лучше нету | 1 | 07.05. | 08.05. | |
32 | Афиша, программа, твой музыкальный словарик | 1 | 14.05 | 15.05. | |
33 | Обобщающий урок по теме «Музыка и ты» | 1 | 21.05. | 22.05. |
Учебно–методическое обеспечение
Данная программа создана на основе учебного издания:
Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.
Учебное издание отмечено грифом «Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерным программам по музыке для начальной школы.
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят издания авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Учебник
«Музыка. 1 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2008.
Пособия для учителей
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс».
Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
5. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
6.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
7. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
8.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
9.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
10.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
11.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Список научно-методической литературы.
Основная:
1.Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3.
2. Уроки музыки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 207 с. – ISBN 978-5-09-024333-9
Дополнительная:
3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
4. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
5. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
6. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
8. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразоват. шк. – М. : Мнемозина, 1998. – 48 с.:нот. ISBN 5-87441-106-2
9. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1998. – 63 с.: нот. ISBN 5-87441-105-4
10. Музыка. 1 кл.I часть:/ Сост. Ю.Д.Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112 с. ISBN 5-93312-096-0
11. Музыка. 1 кл.II часть:/ Сост. Ю.Д.Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112 с. ISBN 5-93312-096-0
12. Музыка. 1-4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания/ авт.-сост. Е.Н. Арсенина.- Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с. ISBN 978-5-91651-087-4
13. Никитин Ю.З. Музыка. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: Русич, 2000. – 240 с.(«Веселый урок») ISBN 5-8138-0031-х
14. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
15. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства) ISBN 978-5-903050-52-9
16. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками/авт. – сост. О.В.Ворошилова. – Волгоград, 2007. – 106 с. ISBN 978-5-7057-1293-9
17. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке:1 класс. – М.: BAКО, 2011. – 256 с. (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-00500-0
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество | примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | Д | |
Примерная программа начального общего образования по музыке Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3. | Д | |
Программы по музыке Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с. – ISBN 978-5-09-026696-3. Купр Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1998. – 63 с.: нот. ISBN 5-87441-105-4 | Д | |
Хрестоматии с нотным материалом Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 2 кл.» хрестоматия нотного материала, Москва, 2001 – 105 с. | Д | |
Сборники песен и хоров 1.«Молодые композиторы- детям» песни для детей младшего школьного и среднего школьного возраста. Выпуск второй. Сов. Композитор, 1983. – 63 с. 2.«Школьные годы» Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. Выпуск 43. Изд.Сов. композитор. 1990 – 72 с. 3.«Школьные годы» Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. Выпуск 44. Изд.Сов. композитор. 1990 – 75 с. 4.«Веселая зима» песни и стихи для детей младшего возраста. Изд.»Музыка», 1978 – 40 с. 5.«Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 5. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1988-130 с. 6.«Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 6. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1989-98 с. 7.Музыкальный театр. Театрализованные представления с музыкой для детей младшего и среднего школьного возраста. Выпуск 2. Москва «Музыка» 1989 – 82 с. 8.«Музыкальные сказки» для детей младшего и старшего школьного возраста. Выпуск 8. Изд. Сов. Композитор. Москва , 1990-90 с. 9.Муха – цокотуха» музыкально-плясовое представление для детей младшего школьного возраста .Ленинград. Музгиз.1990-35 с. 10.Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников, Волгоград, изд. Учитель -2001 – 76 с. 11.«Солнечный рисунок» песенник пионера на стихи М.Садовского мелодии и тексты песен.Москва. «Музыка» 1988 – 63 с. Русские народные песни песенник выпуск 12.Москва «Советский композитор» 1989. – 39 с. Русские народные песни песенник выпуск 13.Москва «Советский композитор» 1987. – 32 с. Люблю тебя, Россия! Песни на стихи М.Ножкина. Москва «Музыка», 1986. – 78 с. 14.Это было недавно… популярные песни прошлых лет в переложении для баяна выпуск 1. Москва «Музыка» 1995.-223 с. 15.«Фольклор в школе» для уроков музыки в общеобразовательной школе. Всероссийское музыкальное общество, Москва. 1999.-23 с. 16.«Музыкальный фольклор и дети» учебное пособие Москва 1997 – 46 с. 17.Хоровод круглый год. Народные праздники и обряды. Выпуск 6 , 1999 – 174 с. | Д | Для хорового пения в классе и школьном хоре( с учетом разных возрастных составов) |
Методические пособия: Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с. – (Уроки мастерства) ISBN 978-5-903050-52-9 Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке:2 класс. – М.: BAКО, 2011. – 256 с. (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-00500-0 | ||
Методические журналы по искусству «Искусство в школе» № 2,3 2000г. | ||
Учебно-методические комплексы к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2012. | ||
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г. .Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. | ||
Справочные пособия, энциклопедии Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. Краткий музыкальный словарь Популярный справочник – песенник издание четвертое. Москва «Музыка» 1991 – 256 с. | ||
2. Печатные пособия | ||
Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности | ||
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, | ||
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России | ||
Портреты композиторов | ||
Портреты исполнителей | ||
Атласы музыкальных инструментов | ||
Дидактический раздаточный материал | ||
Карточки с признаками характера звучания | ||
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств | ||
Театральный реквизит Народные костюмы Венки для обряда «Троица» Обрядовые куклы (закрутки, кукушка, ниточные) | ||
3.Цифровые образовательные ресурсы | ||
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.» Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Аудио и фонохрестоматии по музыке Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С , МР3 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МП3 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.3 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МР3 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МР3 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс», Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С, МР3 Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» по Д. Б. Кабалевскому Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.2 класс» по Д. Б. Кабалевскому Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.3 класс» по Д. Б. Кабалевскому Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» по Д. Б. Кабалевскому Аудио приложение к учебнику Музыка сост. Надолинская 1. 2 кл. Минусовки детских песен МР3(диск) | ||
5. Учебно-практическое оборудование | ||
Музыкальные инструменты: Фортепиано Аккордеон | ||
детские музыкальные инструменты: блок-флейта бубен барабан треугольник кастаньеты Народные инструменты: Трещотки Деревянные ложки Свистульки | ||
Проигрыватель компакт дисков |
Планируемые результаты
В результате изучения музыки первоклассник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС
Программа разработана на основе ФГОС нового поколения авторской программы Е.Г.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....
Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС
Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС. Полное календарно-тематическое планирование. УУД....
Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС
Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС...
ФГОС Рабочая программа по музыке 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по музыке 2 класса , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая программа включает разделы: ...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...