Рабочая программа по музыке 3 класс Е. Д. Критская
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКА
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.
2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по музыке.
3. Закона Российской Федерации «Об образовании».
4. Учебного плана МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год.
5. Авторской программы начального общего образования по курсу «Музыка» 3 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. (УМК «Школа России»).
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Музыка» в 3 классе отводится 1 час в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.
Цели изучения курса:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
- Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию.
Основные задачи:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
В процессе деятельностного освоения учащимися содержание курса формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные результаты
- понимание значения и функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни;
- интерес к музыке и музыкальной деятельности;
- привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;
- осознание особенностей и триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
- расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки;
- прогнозирование результатов музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, умение применять знания в новой учебной и жизненной ситуациях;
- понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
- совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Познавательные УУД:
- поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах;
- познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры, обычаев и традиций своего региона, России, мира в процессе эмоционально-осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений;
- владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки;
- выполнение диагностических тестов, самостоятельных и контрольных работ;
- владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох; знаний о музыке и музыкантах.
- понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке; соотнесения графической записи с музыкальным образом.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации о музыке и музыкантах;
- формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы;
- поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения.
Предметные результаты
- владение умениями и навыками самостоятельного образно-стилевого анализа музыкальных сочинений, выявление логики развития музыкального образа на основе понимания интонационно-временной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности;
- умение проводить сравнение, классификацию произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства;
- постановка и формулирование проблемы, разработка алгоритмов решения задач музыкально-учебной деятельности творческого, поискового, исследовательского характера (включая работу в Интернете с помощью родителе); аргументацию выводов.
Учебно – тематическое планирование
Название раздела | Количество часов | |
1 | Россия – Родина моя | 5 |
2 | День, полный событий | 4 |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 4 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 4 |
5 | В музыкальном театре | 8 |
6 | В концертном зале | 4 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 |
Итого: | 34 |
Содержание тем учебного курса
«Россия - Родина моя» (5 ч).
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
«День, полный событий» (4 ч).
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
«О России петь - что стремиться в храм» (4 ч).
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси.
Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч).
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
«В музыкальном театре» (8 ч).
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно - музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
«В концертном зале» (4 ч).
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский).
Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.С. Бах, К.В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины.
Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двух-частная, трехчастная, вариационная).
Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч).
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э.
Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Календарно-тематическое планирование учебного курса
№ | дата по плану | дата факт. | . | кол-во часов | домашнее задание |
Россия – Родина моя | 5 | ||||
1 | 4.09 | Мелодия – душа музыки | 1 | гимн России | |
2 | 11.09 | Природа и музыка. Звучащие картины | 1 | рисунок «Осень» | |
3 | 18.09 | Виват Россия! Наша слава – русская держава | 1 | ||
4 | 25.09 | С. Прокофьев «Александр Невский» | 1 | рассказ о подвиге А. Невского | |
5 | 2.10 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» | 1 | сообщение о М. Глинке | |
День, полный событий | 4 | ||||
6 | 9.10 | С. Прокофьев «Утро». Портрет в музыке | 1 | ||
7 | 16.10 | В каждой интонации спрятан человек | 1 | ||
8 | 23.10 | С. Прокофьев «В детской. Игры и игрушки» | 1 | рисунок «Любимая игрушка» | |
9 | 6.11 | С. Прокофьев «На прогулке.Вечер» | 1 | ||
О России петь – что стремиться в храм | 4 | ||||
10 | 13.11 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся | 1 | ||
11 | 20.11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | 1 | рисунок о маме | |
12 | 27.11 | Вербное воскресенье. Вербочки | 1 | рисунок «Вербочки» | |
13 | 4.12 | Святые земли Русской | 1 | ||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 | ||||
14 | 11.12 | Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины | 1 | ||
15 | 18.12 | Былина о Садко и Морском царе | 1 | рисунок «Морской царь» | |
16 | 25.12 | Лель, мой Лель…. Звучащие картины | 1 | ||
17 | Прощание с Масленицей | 1 | рассказ о Масленице | ||
В музыкальном театре | 8 | ||||
18 | М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» | 1 | |||
19 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра | 1 | |||
20 | К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» | 1 | |||
21 | Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» | 1 | сообщение о Н.А. Римском-Корсакове | ||
22 | Н.А. Римский –Корсаков. Опера «Снегурочка» | 1 | рисунок «Снегурочка» | ||
23 | Океан –море синее | 1 | |||
24 | П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица» | 1 | сообщение о П.И.Чайковском | ||
25 | В современных ритмах | 1 | |||
В концертном зале | 4 | ||||
26 | Музыкальное состязание | 1 | |||
27 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины | 1 | |||
28 | Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт» | 1 | сообщение о Э. Григе | ||
29 | Мир Людвига ван Бетховена | 1 | сообщение о Л, Бетховене | ||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 5 | ||||
30 | Чудо – музыка | 1 | рассказ о музык. героях мультф. | ||
31 | Острый ритм – джаза звуки | 1 | |||
32 | Люблю я грусть твоих просторов | 1 | |||
33 | Мир Прокофьева. Певцы родной природы | 1 | сообщение о С. Прокофьеве | ||
34 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт | 1 |
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.
Перечень учебно-методического обеспечени
Для учителя:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина ТС. Музыка.З класс: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2007г.
- Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С, Шмагина. – М.: «Просвещение», 2013
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CD mp3, M.: «Просвещение», 2009г.)
- Музыка. Рабочая тетрадь для 3 класса / Е.Д. Критская , Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: «Просвещение», 2013
Для учащихся:
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. З класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2007г.
Список использованной литературы
- Сборник рабочих программ «Школа России» / С.В. Анащенкова, М.А. Бантова и др. М.: «Просвещение», 2011
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина ТС. Музыка. 3 класс: Учебник для учащихся 3 класса, М.: «Просвещение», 2007г.
- Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С, Шмагина. – М.: «Просвещение», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....
Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Е. Д. Критской....
Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Е. Д. Критской...
Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской
Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Е. Д. Критской...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...