Русские народные духовые инструменты
учебно-методический материал по музыке (4 класс) на тему

Фадеев Александр Алексеевич

В статье рассказывается об истории возникновения русских народных духовых инструментах и об основных русских народных духовых инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_dukhovye_instrumenty.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русские народные духовые инструменты

Тема сегодняшнего нашего занятия - русские народные духовые инструменты.

На прошлом занятии мы говорили о том, как человек мог случайно услышать звучащий тростник и благодаря этому прийти к изобретению духовых инструментов. Сегодня мы более подробно поговорим об этих инструментах.

Духовые инструменты можно разделить на 3 группы:

1. Свистящие духовые инструменты

2.Язычковые духовые инструменты

3. Амбушюрные музыкальные инструменты

Свистящие духовые инструменты являются самым древним видом музыкальных духовых  инструментов. Звук в них образуется благодаря тому, что струя воздуха, которую в них вдувают, рассекается на 2 части. Может быть, кому из вас приходилось, когда ни- будь, вдувая воздух в бутылку, заставить ее звучать? Звук в данном случае получается благодаря тому, что часть воздушной струи направляется в бутылку, а часть – мимо нее, и благодаря этому она начинает звучать. На примере свистульки, о которой мы будем говорить чуть позже, мы мажем увидеть ,что часть воздуха при вдувании попадает внутрь  свистульки, а часть выходит мимо. На этом принципе основано звучание всех духовых свистящих инструментов. Разница лишь в том, что играя на некоторых из них, исполнителю самому приходится  направлять таким образом воздушную струю, а в некоторых  вставлен для этого специальный свисток, благодаря которому эта струя делится.

Одним из самых древних свистящих духовых инструментов являются кугиклы, которые можно назвать  русской разновидностью флейты  Пана. В России разновидность флейты Пана бытует в основном в южных областях (Брянской, Курской, Белгородской) и в разных селениях имеет свои названия — «кувички», «кувиклы», «дудки», «цевки», но наиболее устойчивое ее название — «кугиклы». Называются кугиклы так потому, что что делали их из стеблей камыша, которые называются куги. Заготовку тростниковых трубок производят поздней осенью. В местах соединения трубочек, так называемых «суставах», острым ножом делали  надрезы вокруг трубки. Слегка надломив,  их отделяли одну от другой. Получались трубочки, наглухо закрытые с одного конца и открытые — с другого. Затем внутренние стенки трубок очищали от наслоений либо гусиным пером (народная традиция изготовления), либо круглой палочкой. Иногда  для изготовления кугикл использовались и другие растения, которые имели трубчатые стебли. Обычно  кугиклы  состояли из 3 -5 трубок одинакового диаметра, но разной длины ( обычно от 10 до 16 см.). Верхние концы трубок были открыты, нижние – закрыты. Стволы, в отличии от флейты Пана,  не скрепляли между собой. Открытые концы трубок подносили ко рту, дули на края срезов, извлекая таким образом звуки. Вы знаете, что удлинив трубку, мы получим более низкий звук, а укорачивая трубку, мы будем получать более высокие звуки , но таким образом кугиклы обычно не настраивали, потому что ошибочно укоротив больше чем нужно трубку, она оказывалась непригодной. Вместо укорачивания трубки в нее на дно клали камешек или заливали воск, т. е. в случае ошибки ее  можно было ее исправить. Иногда нижние концы затыкали пробками, которые можно было передвигать вверх и вниз, изменяя объем воздуха в трубке и таким образом настраивая инструмент.

Мужчины на кугиклах, обычно не играли, это чисто женский инструмент. Играли на них, обычно ансамблем из 3-4 исполнителей.

Очень часто кугиклы выступают в качестве аккомпанирующего инструмента. Сейчас вы увидите видео, на котором кугиклы будут аккомпанировать  флейте, которая будет играть основную мелодию русской народной  песни  «Во саду ли в огороде».

Следующим инструментом, с которым мы познакомимся, будут свистульки. Характерной особенностью этих инструментов является то, что многие из них изготовляются не из дерева, как большинство русских народных инструментов, а из глины. Во многих странах мира есть инструмент, который называется акарина, что в переводе с итальянского означает гусенок. Первоначально она действительно напоминала гусенка, но впоследствии эти инструменты стали делать в форме различных животных.

На Руси такие инструменты называли просто свистульками. В разных областях они имели разную форму, но чаще всего их делали в виде петушков с 2-3-4 отверстиями. В раскраске  свистулек  была своя символика.

Надо сказать, что некоторые мастера, изготавливая свистульки, заботились лишь об их внешнем виде, и тогда, играя на этой свистульке, можно было лишь создать определенный фон. Сейчас мы услышим именно такой пример игры на этом инструменте.

А некоторые мастера, наоборот, не слишком заботились о внешнем виде свистулек, а тщательно работали над их строем. И вот следующее видео будет демонстрировать именно такой подход к изготовлению инструмента.

Давайте посмотрим это видео.

Если вы внимательно смотрели, то, наверное, заметили, что игровых отверстий всего два, а извлекают из инструмента 4 различных звука.

Если зажать оба отверстия – будет звучать самый низкий звук, зажав  левое отверстие, отпустив правое – будет звучать следующий звук звукоряда. Поменяв пальцы, т.е. зажав правое и отпустив левое – можно извлечь третий звук звукоряда, а отпустив оба отверстия мы получим четвертыый звук.

Следующим, пожалуй, самым распространенным инструментом является свирель. У этого инструмента есть разные названия: дудка, дуда, сопель, сиповка,  пищаль,  пыжатка ит.д. Строение же у всех этих инструментов одно и то же: полая трубка с проделанными отверстиями, с одной стороны которой вставлен свисток. Если зажать все отверстия и подуть в свирель, то будет звучать самый низкий звук. Отпуская по очереди все отверстия, мы будем  укорачивать звучащий столп воздуха и с каждым разом звуки будут все выше и выше. (Пример)

Изготавливают  свирель из различных материалов (можно ее сделать из дуба, груши, акации, бамбука) . При этом по звучанию они будут немного отличаться. Вот эта свирель сделана из дуба. Послушайте как она звучит. А это латиноамериканская свирель ( кена). ( Пример)

Материал, из которого делают свирель, не так сильно влияет на ее звучание, как, например, материал из которого сделаны струнные инструменты. В народе ее делали иногда из ветки какого нибудь дерева. Помните слова известной нородной песни « Во поле береза стояла»: Срежу я с березы три пруточка,  сделаю из них я три гудочка. Это поется об изготовлении свирели. Весной во время сокодвижения брали ветку, стягивали с нее кору, получая таким образом трубочку  и делали из нее свирель (в песни ее называют «гудочком». Свирель можно сделать и из какой-нибудь металлической трубки (например, из лыжной палки), просверлив в нужных местах отверстия, и вставив с одной стороны свистящее устройство.

Давайте послушаем игру на одной свирели  свирели.

А теперь мы услышим свирель в оркестре. Она здесь будет звучать переодически. Обратите внимание, что здесь очень хорошо ощущается ее свистящий звук

Следующая группа духовых народных музыкальных инструментов – это язычковые духовые инструменты.

Само название групп музыкальных инструментов подсказывает нам способ звукоизвлечения на них. Если у свистящих звук извлекается при помощи свистка, вставленного в трубку, то в язычковых звучит язычок, который колеблется при вдувании в инструмент воздуха.

Самым распространенным инструментом этой группы является жалейка. Название инструмента происходит от того, что издает она довольно жалостливый звук (правда немного резкий, если на нем играть в помещении).

Состоит она из трубки  с проделанными в ней отверстиями, на одном конце которой насажен коровий рог, а в другой вставлен мундштук, на котором имеется язычок, колеблющийся  при вдувании в инструмент воздуха. Из за этого коровьего рога этот инструмент иногда называют ошибочно рожком.

Чем длиннее был язычок, тем выше звучала жалейка, и наоборот, чем короче язычок, тем выше звук жалейки. Раньше язычок привязывали к мундштуку и настраивать жалейку было очень неудобно. Более 30 лет работал в оркестре хора Пятницкого известный исполнитель  и мастер духовых народных инструментов Н.З. Кудряшов, который придумал крепить язычок при помощи колечка, сделанного из полихлорвиниловой изоляционной  трубки, которой пользуются электрики. Благодаря этому процесс настройки жалейки значительно упростился. Сдвигая это колечко вперед и назад, можно изменять длину звучащего язычка, таким образом настраивая жалейку

Играют не только на одной жалейке, существуют и ансамбли жалеечников, в которых играют на жалейках разной длины, которые имеют разный строй. Так же как партии хора они называются: жалейка- сопрано, жалейка-альт, жалейка-тенор и жалейка- бас.

 Послушайте как они звучат. Сейчас я отойду поальше от микрофона.

Сейчас будет звучать жалейка-сопрано, а  так звучит  жалейка- бас

А теперь послушайте игру на жалейке.

А сейчас жалейка будет звучать в составе оркестра.

И последний инструмент этой группы ( язычковых духовых инструментов), с которым мы с вами познакомимся – это волынка.

Считается, что название инструмента произошло от названия места его появления – Волыни, входившей в состав Киевской Руси.

Вы видите на карте, где она находилась.

У многих народов мира есть инструмент похожей конструкции.

В Белоруссии его называют дудой, английское его название можно перевести на русский язык как игровой мешок, в Голландии его называют ( в переводе на русский язык) гудящим мешком, На Украине, Молдавии и в Польше его называют козой и т. д.

Почему же у него такие странные названия?

Дело в том, что изготавливали его раньше, обычно, из козьей или телячьей шкуры, сшивая из нее мешок, в которую вставляли, чаще всего, жалейки. В одно отверстие, от передних ног в шкуре, вставляли трубку, через которую накачивали в шкуру воздух. В этой  трубке стоял обратный клапан, который не давал выходить воздуху из этого мешка, В отверстие от другой ноги вставляли жалейку, а в шейное отверстие  вшивали еще одну или две жалейки, которые звучали, всегда издавая один и тот же звук. Эти тянущиеся звуки называют бурдонами, они звучат непрерывно, создавая гармонический фон мелодии . Держат волынку, чаще, под мышкой, периодически накачивая в мешок воздух. При нажатии на мешок, из него через жалейки  выходил воздух, к заставляя их звучать.

Собенно популярным этот инструмент является в Шотландии,   и считается национальной реликвией.

Давайте посмотрим и послушаем игру на шотландской волынке.

В Шотландии этот инструмент входит даже в состав военных оркестров. Посмотрите видео такого оркестра в один из приездов в Москву.

Ну а теперь давайте посмотрим игру на русской волынке.

Вы обратили внимание, что в этой волынке только одна гудящая жалейка.

Надо сказать, что  сейчас при изготовлении волынок чаще всего надувной мешок делают не из козьей шкуры, а из кислородной медицинской подушки, в которую и вшивают  жалейки, а затем обтягивают эту подушку козьей шкурой. Так проще и надежней сделать волынку.

Ну и последняя группа музыкальных духовых инструментов, с которой нам нужно познакомиться – это амбушюрные музыкальные инструменты. Самым известным инструментом этой группы является  рожок. Название инструмента  происходит от французского слова bouche – рот, так как звук на них образуется от колебания самих губ, сложенных определенным образом. На конце инструмента, в который вдувают воздух есть специальная чашечка для губ, которая называется мундштуком, поэтому эту группу инструментов иногда называют мундштучными.

Изготовлялись рожки 2 способами.

Первый способ заключался в том, что из двух заготовок выдалбливались и вырезались две половинки рожка в продольном разрезе,а затем склеивались вместе и крепко обертывались берестой.

При втором способе изготовления, рожок вытачивался на токарном станке из цельной заготовки, внутри которой прожигалось отверстие.

Мундштук иногда составлял одно целое с рожком, а иногда вставлялся в него. Первый профессиональный ансамбль рожечников создал в конце 19 века Николай Васильевич Кондратьев, который назывался хор владимирских рожечников. Этот хор рожечников с большим успехом выступал не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ансамбль состоял из 12 рожечников, которые делились на три группы: высокие, средние и низкие, Поэтому размер рожков был разный (примерно от 40 до 80 см).Позже подобные ансамбли возникли и в других городах.

Давайте послушаем в исполнении известного фольклориста Романа Ломова  игру на рожке.

А теперь посмотрите и послушайте ансамбль московских рожечников. Обратите внимание, какие разные по размеру у них рожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русско-народные музыкальные инструменты

Презентация на тему Русско-народные музыкальные инструменты...

Методическая разработка "Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах"

В данной методической разработке представлен материал по обучению  детей старшего дошкольного и   младшего школьного возраста игре на различных музыкальных русских народн...

Презентация на тему "Русские народные шумовые инструменты"

презентация используется для закрепления названий инструментов, а так же истории их создания....

Русские народные музыкальные инструменты

Красочная презентация с загадками,  изображениями русских народных музыкальных инструментов....

Гудок — русский народный музыкальный инструмент

Судя по былинам и историческим песням, он сопровождал многолюдные народные торжества; непрерывное басовое гудение издавала при этом верхняя «солирующая» струна, как, например, при игре на...

Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"

Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....