Рабочая программа по музыке 2-4 класс
рабочая программа по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования и программы начальной школы для общеобразовательных учреждений п/р Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» Москва «Просвещение» 2011г., в соответствии со стандартами второго поколения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: авторы, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.П.
В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета отводится 34учебных часов (1 час в неделю).
Цели и задачи изучения предмета:
Изучение музыки во 2 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы 2класс
- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
- понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Образовательные технологии: развивающие, технология использования игровых методик, интегрированное обучение, музыкально-компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Тематическое планирование 2 класс.
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. Россия – Родина моя (4ч.) | ||
Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта в русской музыке. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России: Гимн – главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России(Московский кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр ) | Мелодия. М.П.Мусоргский опера «Хованщина».Композиторская и народная музыка.(1 ч.) Здравствуй, Родина моя! Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!», Г.Струве «Моя Россия». (1 ч.) Моя Россия. Музыкальные образцы родного края. Музыка о родном крае. Композиторская и народная.(1 ч.) Гимн России – главная песня нашей Родины. Символ Росии. Столица. (1ч.) | Размыщлять об отечественной музыке, о ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове. Пластике. Рисунке и др. Знать особенности исполнения Гимна России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. |
Раздел 2. День, полный событий (5ч.) | ||
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С.Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальные инструменты – фортепиано; его выразительные возможности. Звучащие картины. | Музыкальные инструменты – фортепиано(1ч.) Природа и музыка. Прогулка (1ч.) Танцы, танцы, танцы…(1ч.) Эти разные марши. Звучащие картины(1ч.) Расскажи сказку. Колыбельные. Мама (1ч.) | Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение). Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного иузыкального произведения и в исполнительской деятельности. Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы. Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений. Различать особенности построения музыки (двухчастная, трехчастная, формы) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера. |
Раздел 3.О России петь, что стремиться в храм (4 ч.) | ||
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанры молитвы. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. | Великий колокольный звон. Звучащие картины (1ч.) Святые земли русской: Александр Невский, Сергий Радонежский (1ч.) Жанры молитвы (1ч.) С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике. (1ч.) | Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать в пластике движений, в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни. Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкалтных инструментах, художественное движение, пластическое интонирование и др.) |
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 ч.) | ||
Фольклор - народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводф зимы(Масленица), встреча весны. | Русские народные инструменты (1ч.) Плясовые наигрыши. Разыграй песню(1ч.) Музыка в народном стиле. Сочини песенку(1ч.) Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны(1ч.) | Разыгрывать народные песни, и гровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок. Попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни. Танцы, инструментальные наигрыши. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Знать особенности традиционных народных праздников. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. |
Раздел 5. В музыкальном театре (6ч.) | ||
Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера. Художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектакля. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр: опера, балет (2ч.). Театры оперы и балета. Волшебная палочка дирижера (2 ч.). Опера «Руслан и Людмила». «Какое чудное мгновенье!» Сцены из оперы. Увертюра. Финал (2 ч.). | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх(дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность |
Раздел 6. В концертном зале (3ч.) | ||
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С.Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В. –А.Моцарта, М.Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. | Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева (1ч.). Картинки с выставки. Музыкальное впечатление (1ч.). Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра (1ч.). | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках. |
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (8ч.) | ||
Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты – орган. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И. –С.Баха, М.Глинки, В.-А.Моцарта, Г.Свиридова. Д.Кабалевского. Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад - цвет). Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С.Прокофьева, П.Чайковского. | Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты – орган. И все это – Бах!(2ч.). Все в движении Попутная песня(1ч.). Музыка учит людей понимать друг друга (1ч.). Два лада. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла (1ч.). Первый международный конкурс имени П.И.Чайковского (1ч.). Мир композитора Могут ли иссякнуть мелодии? (1ч.). Заключительный урок – концерт (1ч.). | Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Узнавать изученные на уроках музыки сочинения и называть их авторов. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям. Составлять афишу и программу заключительного урока – концерта. |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы начальной школы общеобразовательных учреждений п/р Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» Москва «Просвещение» 2007г., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандартами общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета отводится 34 учебных часов (1 час в неделю)
Цель и задачи изучения предмета:
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов моровой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Образовательные технологии: развивающие, технология использования игровых методик, интегрированное обучение, элементы технологии проблемного обучения, музыкально-компьютерные, здоровьесберегающие технологии .
Содержание обучения:
«Россия – Родина моя» (5ч):Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
«День, полный событий» (4ч): Жизненно-музыкальных впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковского. С. Прокофьева, М. Мусоргского, Э. Грига).
«О России петь – что стремиться в храм» (4ч): Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господен в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любви, добра.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч): Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
«В музыкальном театре» (6ч): Путешествие в музыкальный театр.(Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл – жанр легкой музыки. Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
«В концертном зале» (5ч): Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра.«Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте. Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7ч): Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходства и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство ХХ века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфонджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 3 класс:
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка. Творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
-накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве (копозитор – исполнитель - слушатель);
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительного исполнения песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях; развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- развитие умения восприятия различных явлений музыкального искусства
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы начальной школы общеобразовательных учреждений п/р Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» Москва «Просвещение» 2007г., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандартами общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета отводится 34 учебных часов (1 час в неделю)
Цель и задачи изучения предмета:
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов моровой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Образовательные технологии: развивающие, технология использования игровых методик, интегрированное обучение, элементы технологии проблемного обучения, музыкально-компьютерные, здоровьесберегающие технологии .
Содержание обучения:
«Россия – Родина моя» (6ч): Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народной песни: колыбельная, плясовая, лирическая. Хороводная, и др.; особенности интонаций, ритмов. композиционного строения, манера исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова ( инструментальный концерт. вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
«День, полный событий» (6ч): Один день с А.С.Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов. Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
«О России петь – что стремиться в храм» (3ч): Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма исполнения. Пасха. Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч): Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России6 балалайка, гармонь, баян и др. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица» А. Рублева.
«В музыкальном театре» (5ч): События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линия драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
«В концертном зале» (5ч): Различные жанры и образные сферы вокальной, камерной инструментальной и симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии. Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч): Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образы Родины в музыке М. Мусоргского.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 4 класс:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержания, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разной музыкально-практической деятельности;
- расширение представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс
УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...
Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....
Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по музыке составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...
Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"
Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе:- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...