"Путешествие в Норвегию"
учебно-методический материал по музыке (4 класс) по теме

Познакомить учащихся с музыкальной культурой норвежского народа и поддерживать интерес в дальнейшем ее освоении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_norvegii.docx22.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4-м классе по теме "Путешествие в Норвегию"

Тема полугодия: Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.

Тип урока: углубление в тему.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель: Познакомить учащихся с музыкальной культурой норвежского народа и поддерживать интерес в дальнейшем ее освоении

Задачи:

  1. обучающие: познакомить с культурой Норвегии и творчеством Э.Грига;
  2. развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; выявить характерные особенности норвежской музыки; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала;
  3. воспитывающие: воспитывать любовь к музыке народов мира.

Материал:

  1. К.Коровин “Гавань в Норвегии”;
  2. Э.Григ “Утро”, “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”;
  3. Э.Григ “Халлинг”;
  4. «Сказка» Александр Рыбак
  5. «Песня итальянских пионеров» итальянская народная песня

Оборудование: карта Норвегии, портрет Э.Грига

Методы: сопоставление, словесное рисование, образное сравнение, ретроспективы, анализ.

Структура урока

I. Вводная часть 

  1. организационный момент
  2. повторение пройденного

II. Основная часть 

  1. сообщение темы и цели урока
  2. творчество Э.Грига
  3. физминутка-релаксация
  4. слушание и анализ “В пещере горного короля” Э.Грига
  5. вокально-хоровая работа
  6. слушание и анализ “Халлинг” Э.Грига

III. Заключительная часть 

  1. подведение итогов,
  2. домашнее задание
  3. выход из класса

Ход урока

I. Вводная часть

1) организационный момент

Вход под «Песню итальянских пионеров”.

Музыкальное приветствие

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте!

2) повторение пройденного

Под какую музыку вы вошли?

Что вы знаете о музыке Италии?

Как называли лодочников? А лодки?

С какие рисские композиторы использовали итальянские мотивы в своих произведениях?

С какими произведениями познакомились?

Откуда произведение “Неаполитанский танец”?

Что такое балет?

II. Основная часть

1) Сообщение темы и цели урока

Сегодня нам предстоит путешествие, а вот куда...

Звучит “Утро” Э. Грига

Знакомо ли вам это произведение?

Кто написал? Чей это композитор?

- Итак, мы отправляемся путешествовать в Норвегию, которая расположена далеко на севере, на берегу моря. И познакомимся с музыкальной культурой Норвегии.

2) Творчество Э.Грига

Посмотрите на карту Норвегии, её западный берег омывает Норвежское море.

Первой остановкой станет город Берген.

В живописном местечке в одной большой семье родился мальчик - Эдвард. Его родители были неплохими музыкантами. Эдварду исполнилось шесть лет, когда мать решила обучать его музыке. Но, несмотря на то, что музыка занимала всё большее место в жизни мальчика, он ещё не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым.

Всё изменилось совершенно неожиданно.

Однажды летним утром к даче консула Грига прискакал всадник на арабском коне. Это был знаменитый Уле Булль - скрипач и композитор, приехавший в гости к своему старому другу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил мальчика за рояль.

Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для Эдварда, и для его родителей. Когда Эдвард окончил играть, Уле Булль подошёл к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: “Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом”.

С этого случая и началась профессиональная жизнь норвежского композитора Эдварда Грига.

3) Физминутка-релаксация

Звучит “Утро” Э.Грига

- Закройте глаза и представьте себе утреннюю картину. Повсюду нас окружают высокие горы, скалы. Едва до нас доходит солнечный свет. Но с каждой минутой мы ощущаем всё больше тепла и света. Природа просыпается. В долине на лугу сидит пастушок. Он взял свой пастуший рожок и заиграл такую красивую мелодию. И казалось, что вот-вот, ещё немного, и не только растения, но и все животные проснуться от
звучания этой мелодии.

4) Слушание и анализ “В пещере горного короля” Э.Грига

- Вернёмся к сюите “Пер Гюнт”. Кто такой Пер Гюнт? (смелый, обаятельный парень, но очень хвастливый и не имеющий цели в жизни)

Жил он со своей мамой в старенькой хижине. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали Пера за враньё. И вот пошёл Пер странствовать по миру и искать такое место, где бы его уважали и он бы ничего не делал.

И оказался Пер...

Посмотрите на картину. Это пейзаж Норвегии. В чём особенность? Чего здесь много? (скал, гор)

В Норвегии много гор, склоны которых покрыты лесами, а обрывистые берега изрезаны фьордами - узкими, глубокими, извилистыми морскими заливами.

Как вы думаете, кто мог поселиться в таких местах?

Звучит “В пещере горного короля” Э.Грига

Кого можно представить? Что это за произведение?

Итак, Пер Гюнт попал в подземное царство Доврского деда - горного короля. В тронном зале его дворца собираются придворные тролли, гномы, лесовики, домовые. Они хотят отпраздновать свадьбу своей принцессы с Пером.

- Прослушайте и определите в чём особенность произведения?

Вторичное слушание

Как звучит мелодия? (настороженно, таинственно) Она изменяется? (постоянно повторяется)

А что изменяется? (темп постепенно ускоряется, динамика становится постепенно громче)

- Какую картину в музыке рисует изменение темпа и динамики? Что можно представить? (движение убыстряется, и музыка переходит в какой-то безумный вихрь)

- Какой жанр лежит в основе произведения? (марш)

- Для чего композитор использует в конце произведения внезапные аккорды?

(исчезновение сказочной картины)

5) Вокально-хоровая работа

Раз уж мы заговорили о сказочных, фантастических героях, я предлагаю вам послушать Современную норвежскую песню в исполнении победителя Евровидения в Москве, Александра рыбака. Песня называется «Сказка»

Эта песня пришла к нам из Норвегии. Природа Норвегии, где много горных районов, фьордов, скал, рождала песни о великанах, о горных духах, троллях и гномах, о фантастических птицах и животных.

И следующей остановкой будет город Осло - столица Норвегии. Так как в Норвегии много гор, скал, то всю красоту мы сможем увидеть лишь взобравшись на вершину. Также и в пении. Чтобы исполнить песню, необходимо вначале распеться.

Упражнение на дыхание “Упрямая свеча”

  1. упражнение закрытым ртом на одном звуке
  2. упражнение на гласный “и” на двух звуках
  3. упражнение на гласный “ля” поступенно сверху вниз, в конце диминуэндо
  4. упражнение на слог “ма” по звукам трезвучия вверх и вниз на легато и стаккато

Какой сюжет песни? (сказочный) Почему? (гриб сравнивают с человеком)

Первые две фразы исполняем напевно и связно. Следующие вопросительные - петь легко, с замедлением и ферматой в конце. Последние фразы каждого куплета исполняются в прежнем темпе, с распеванием гласной в слове “бе-лень-кий”

Исполнение

6) Слушание и анализ танца “Халлинг” Э.Грига

- Продолжим наше путешествие. Следующей остановкой будет долина Халлингдаль, которую со всех сторон окружают скалы и горы. Что же привело нас сюда? Давайте узнаем.

- К какому жанру можно отнести произведение?

Звучит “Халлинг” Э.Грига”

- Что вы услышали?

- К какому жанру можно отнести? Почему вы так решили?

- Это прозвучал норвежский танец Халлинг, название происходит от долины Халлингдаль.

- Прослушаем ещё раз. Определите кто мог танцевать этот танец и обоснуйте свой ответ.

Вторичное слушание

- Кто танцует этот танец женщины или мужчины? Почему? (музыка звучала светло, радостно, сурово, мужественно)

Халлинг - это сольный мужской танец-соревнование в высоких прыжках и сложных виртуозных фигурах. Как вы понимаете слово “виртуозный”?

Музыкальное сопровождение к танцу обычно играют на народной норвежской скрипке - хардингфиле.

В каком темпе прозвучал танец? (в умеренном) Нередко бывает, что умеренный темп ускоряется к концу танца.

Как движется мелодия? Какой ритм?

III. Заключительная часть

1) Подведение итогов, домашнее задание

К сожалению наше путешествие подошло к концу и мы возвращаемся на родину.

С музыкой какого народа мы познакомились? С творчеством какого композитора?

Что особенного запомнилось?

С каким танцем познакомились? Кто его танцует и как?

Чем обусловлено создание произведений о гномах, троллях, сказочных существах? (природой Норвегии)

Домашнее задание: узнайте какие ещё танцы характерны для норвежского народа.

2) Выход из класса

Звучит “В пещере горного короля” З.Грига.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Норвегия

Презентация по окружающему миру для 3 класса по учебнику Плешакова....

музыкальное занятие "Путешествие в сказочную Норвегию"

Учит детей доброте, внимательно относиться к своим близким,приобщает к музыке.Составлен по произведению Э.Грига "Пер Гюнт"....

Норвегия. часть 2

Презентация к уроку "На севере Европы". Окружающий мир 3 класс....

Презентация Норвегия

Презентацию можно использовать на уроке окружающего мира....

"Музыка Норвегии" (презентация)

Закрепление по теме "Музыка Норвегии"...

Урок музыки в 4-м классе по теме "Путешествие в Норвегию"

Познакомить учащихся с музыкальной культурой норвежского народа и поддерживать интерес в дальнейшем ее освоении...

Урок-путешествие "Норвегия".

Презентация и конспект внеклассного занятия об олимпийских чемпионах Норвегии....