Сказка о русских народных инструментах
учебно-методический материал по музыке на тему
Урок-презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 918.5 КБ |
skazka_o_russkih_narodnyh_instrumentah.doc | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами» Давно это было. Жили-поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке умные и полезные вещи.
Умные и полезные вещи: Ложка деревянная Рубель Трещотка Рожок
Однажды, в деревушке, появились скоморохи. Скоморохи – бродячие артисты, певцы, и музыканты. Исполнители народной музыки.
В руках у скоморохов пели, играли и звенели музыкальные инструменты: Гусли Балалайка
«Весело живётся»- ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают.
Так и стали умные и полезные вещи музыкальными инструментами. С тех самых пор, путешествуют они все вместе по белу свету.
Оркестр - большая группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах.
Дружная музыкальная семья – оркестр русских народных инструментов. В таком оркестре собраны все музыкальные инструменты русского народа.
Оркестр русских народных инструментов
ДИРИЖЕР Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …
СПАСИБО
Предварительный просмотр:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Задачи урока:
Образовательные:
- знакомство учащихся с миром народных музыкальных инструментов
- обучение навыкам тембрального различия музыкальных инструментов
- знакомство и запоминание приемов игры на народных инструментах
Воспитательные:
- показать самобытность русских народных инструментов и их место в жизни русского человека
- через народное устное творчество (сказку) формировать интерес к русской музыкальной культуре
- воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны
- продолжить воспитание исполнительской и слушательской культуры
Коррекционно - развивающие:
- способствовать формированию творческого мышления школьников, развитию внимания и памяти через образное, нравственно-эстетическое постижение русского фольклора
- развивать у учащихся тембровый и ритмический слух
- способствовать осознанию значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя
Тип урока: комбинированный урок
Методическое обеспечение: презентация к занятию; фонограммы звучания отдельных русских народных инструментов; фрагменты произведений для ОРНИ; плакаты с изображением инструментов русского народного оркестра
Техническое обеспечение: мультимедиапроектор, проекционный экран, компьютер, фортепиано, деревянные ложки, бубны, трещотки
Структура урока:
I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.
II. Актуализация знаний.
III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.
IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.
V. Игра на ударно – шумовых инструментах.
VI. Итог.
ХОД УРОКА
I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.
Приветствие.
Работа над песней Я.Дубравина «Добрый день»:
- повторение текста
- повторение и интонирование мелодии
- создание позитивной атмосферы
- исполнение песни
II. Актуализация знаний.
- Ребята, а любите ли вы сказки?
А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках? --- ……..
- Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.
Слайд 1
- А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».
На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также узнаете, как играют на них.
III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.
Слайд 2
- Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Слайд 3
- Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.
Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.
Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.
Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.
Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.
Слайд 4
- Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)
Слайд 5
- В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли (фонограмма) и балалайка (фонограмма).
Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…
- Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
- Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
Слайд 6
«Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и рубель.
Слайд 7
- Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим».
«Ой!» - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».
«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.
Слайд 8
- Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
- С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Слайд 9
- Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
А вы, ребята, хотели бы послушать голоса русских народных инструментов в оркестре?---…
Слайд 10
Фонограмма «Светит месяц»
- А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, ритмично, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие.
Слайд 11
Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»
Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре; знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах; имитируем движениями игру на определенном инструменте.
Слайд 12
Загадка:
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это … ДИРИЖЕР
- Что делает дирижер? --- …
IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.
- Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, познакомились с приемами игры на них.
А теперь я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.
Слайд 13
Сделать это нам помогут загадки:
У неё есть три струны Их рукой щипать должны. Можно под неё плясать И по-русски приседать! | Я весь круглый. Меня ударишь- Я бубенцами зазвучу, Меня положишь – я молчу. |
Мы собрали хоровод, Пригласили весь народ. А в кругу наш пастушок Дует весело в ……………. | На дощечке - есть насечки. Проведи по ним рукой, И услышишь голос звонкий, Деревянный, озорной! |
А Садко на них играл И душевно напевал. Перебрал он много струн- Вышел из волны Нептун. | С сороками имеет связь Его название. Владеть им может человек, Имеющий хоть малое призвание! |
И щи хлебают, И «барыню» играют. |
V. Игра на ударно – шумовых инструментах.
- А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов. Возьмем в руки инструменты (ложки, свистульки, трещотки и т.п.) и разыграем песню.
Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»
VI. Итог.
- Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать их особое звучание. С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила.
Слайд 14
- Наш урок окончен. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомства с русскими народными инструментами.
Разработка урока с презентацией о музыкальных народных инструментах....
Презентация "Русские народные инструменты"
Презентация для урока музыки во 2 классе "Русские народные инструменты"...
Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе.
Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе....
Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)
Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...
Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)
Урок с импользованием ИКТ на тему "Русские народные инструменты"...
Презентация к уроку 2 класс Русские народные инструменты
Презентация к уроку по теме "Русские народные инструменты"...
Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов
Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...