Рабочая программа по музыке 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Программа создана в соответствие с ФГОС.
Школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_2_klass.doc | 133.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Батуринская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по музыке
2 класс
(Образовательная система «Школа 2100»)
Составитель: Келлер Вера Георгиевна,
учитель начальных классов
Рабочая программа по курсу «Музыка» разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной программы «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, учебнику «Музыка»: 2 класс, (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр - М.:Баллас, 2012). Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011.
Цель обучения:
- воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задачи обучения:
- раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;
- формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
- воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.
- развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
В авторскую программу изменений не внесено.
Для реализации программного содержания курса музыки используются следующие учебники и учебные пособия:
- В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 2 класс, - М.:Баллас, 2012;
- О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Тетрадь для учащихся 2 класса образовательных учреждений,- М.:Баллас, 2012.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Музыка» изучается с 1 по 4 класс 1час в неделю. Общий объём учебного времени во 2 классе составляет 34 часа.
Содержание курса музыки во 2 классе.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.
Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.
В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют
произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).
В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Основные содержательные линии курса.
1. «Как можно услышать музыку»
2. «Три кита в музыке – песня, танец, марш», «О чём говорит музыка», «Куда ведут нас «три кита», «Что такое музыкальная речь»;
3. «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», « Развитие музыки», « Построение (формы) музыки»;
4. «Музыка моего народа», « Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
Содержание учебной программы.
Учебный материал 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Три кита в музыке – песня, танец, марш
Знать/ понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель»
Знать/ понимать: название первичных жанров: песня, танец, марш.
Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
Уметь: выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
определять и сравнивать характер,настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
О чём говорит музыка
Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок.
Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
Куда ведут нас «три кита»
Знать/ понимать: определение жанров: опер, симфония, концерт, балет, сходства и различия, названия произведений и их авторов.
Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Знать/ понимать: определения: опера, хор, солисты, оркестр. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый.
Уметь: назвать понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки
Знать/ понимать: что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель.
Уметь: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации.
Что такое музыкальная речь
Знать/понимать формы построения музыкального произведения: одно-, двух- и трёхчастные
Уметь: различать формы построения музыкального произведения.
Знать/ понимать: название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.
Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов.
Знать/ понимать: названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано,скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов.
Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания инструментов симфонического оркестра
Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
Знать/ понимать: что в музыке любого народа отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки.
Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально- волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество уроков |
1 | Три кита в музыке – песня, танец, марш. | 9 |
2 | О чем говорит музыка. | 7 |
3 | Куда ведут нас «три кита». | 10 |
4 | Что такое музыкальная речь. | 8 |
ВСЕГО | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование.
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Основные умения | Тип урока | Вид контроля. Измерители. | Дата проведения |
Три кита в музыке – песня, танец, марш ( 9 ч) | ||||||
1 | Композитор, исполнитель, слушатель | 1 | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | Урок открытия новых знаний | Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебнике и рабочей тетради (в устной форме). | |
2 | Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита») | 1 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов | Урок открытия новых знаний | ||
3 | Марш в жизни. Разнообразие маршей | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
4 | Признаки, отличающие разные марши | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
5 | Танец в жизни. Разнообразие танцев | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
6 | Признаки, отличающие разные танцы | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
7 | Песня – главный «кит» в музыке. Знакомство с понятием мелодия | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
8 | Музыкальная символика – гимн России | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
9 | «Киты» встречаются вместе | 1 | Урок обобщения | |||
О чем говорит музыка ( 7 ч) | ||||||
10 | Музыка выражает настроение и чувства | 1 | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение) Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение | Урок открытия новых знаний | Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил (блицопрос) | |
11 | Музыка выражает различные черты характера | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
12 | Музыка создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
13 | Музыка изображает различные состояния и картины природы | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
14 | Музыка изображает движение | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
15 | Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке | 1 | Урок повторения | |||
16 | Обобщение по теме «О чём говорит музыка». | 1 | Урок обобщения | |||
Куда ведут нас « три кита» ( 10 ч) | ||||||
17 | Введение в тему «Три кита» ведут в большую музыку | 1 | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) | Урок открытия новых знаний | ||
18 | Песня ведёт в оперу | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
19 | Песня ведёт в симфонию | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
20 | Песня ведёт в концерт | 1 | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. | Урок открытия новых знаний | Оценивается умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях | |
21 | Танец ведёт в балет | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
22 | Марш ведёт в оперу | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
23 | Марш ведёт в балет | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
24 | «Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят» | 1 | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров | Урок повторения | ||
25 | Профессиональная музыка о родном крае | 1 | Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. | Урок повторения | ||
26 | Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита» | 1 | Урок обобщения | |||
Что такое музыкальная речь ( 8 ч ) | ||||||
27 | Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему | 1 | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки(одно-, двух- и трёхчастные), Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм Воплощать музыкальное развитие образав собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении | Урок открытия новых знаний | ||
28 | Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
29 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Одночастная форма | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
30 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
31 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма | 1 | Урок открытия новых знаний | |||
32 | Выразительные возможности русских народных инструментов | 1 | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | Урок открытия новых знаний | ||
33 | Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра | 1 | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | Урок открытия новых знаний | ||
34 | Создание музыкальных образов. Детские музыкально-творческие коллективы родного края | 1 | Размышлять о музыкальных образах Отечества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. | Урок обобщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по музыке 2класс
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 2 класса разработана на основе ФГОС НОО и авторской программы Е.Д.Критской и Г.П. Сергеевой...
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2класс
Рабочая программа по музыке 2классУМК "Школа России"...
рабочая программа по музыке 2класс
рабочая программа по музыке 2класс программа "Школа России" Критская...
Рабочая программа по музыке -2класс
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества....