рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме

Фетискина Евгения Анатольевна

Данная рабочая программа составлена для 1 класса по УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_muzyke_1kl._planeta_znaniy.doc259.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

В программе «Музыка» воплощены основные положения «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.). Особое значение для данной программы имеют положения данной Концепции, касающиеся национального воспитательного идеала и его реализации в образовательных учреждениях.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся первых  классов общеобразовательных школ. Она разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Актуальность программы обусловлена прежде всего тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству . В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности». В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.

Актуальность  предлагаемой программы объясняется тем, что она направлена на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2001 г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ. Автор программы принимала участие в разработке этой концепции.

4. Цели и задачи

  Главная цель программы — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает :

• формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

• формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

• формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

• формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических

знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);

• формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

Ориентация данной программы на комплексное формирование и развитие всех основных компонентов музыкальной культуры личности с учётом её музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей позволяет учителю эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе, предусмотренных в примерной программе для начальной школы. К ним относятся:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к

Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки,

игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

5. Специфика  программы

    В содержание  УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.

Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на её основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию.

Он заключается в том, что содержание музыкально-образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арттерапевтическом.

    Учебный материал выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.

    Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития музыкальных способностей учащихся.

6. Основные содержательные линии курса

 В программе «Музыка» для 1–4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:

• «Музыка в жизни человека»;

• «Основные закономерности музыкального искусства»;

• «Музыкальная картина мира».

При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.

При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно-образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно-образного содержания произведений.

Третья содержательная линия реализуется в программе через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио и телепередачах, видео фильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально-поэтических традиций.

7. Структура программы

Программа для первого класса структурирована в виде четырех больших тем: «Волшебное царство звуков», «Сказочная страна», «На родных просторах» и «Остров музыкальных сокровищ».
Путешествие в Волшебное царство звуков (первая четверть) позволяет научить ребенка: вслушиваться в звуки окружающего мира, различать музыкальные звуки и шумы природы; сравнивать высоту, длительность и громкость звуков; давать характеристику тембру голоса; различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный); исполнять на детских музыкальных инструментах простые ритмические и мелодические рисунки. На протяжении всего путешествия по Волшебному царству звуков предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого дыхания, звукообразования, чистого интонирования и др.
Путешествие в Сказочную страну (вторая четверть) знакомит учащихся с понятием «музыкальный образ». Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрываются ее связи с театром, кино и другими видами искусства.
Путешествие по родным просторам (третья четверть) воспитывает у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также уважение к защитникам Отечества. Знакомство с народной музыкой позволяет формировать у младших школьников интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру межнациональных отношений.
Путешествие на Остров музыкальных сокровищ (четвертая четверть) – это воображаемое плавание от родных «музыкальных» берегов (тема «На родных просторах», 3-я четверть), по мировому музыкальному пространству – к шедеврам мировой музыкальной культуры. Такое путешествие дает детям возможность не только послушать звуки моря, выполнить ряд арт-терапевтических упражнений, но и познакомиться с образами моря в музыке Н. А.Римского-Корсакова. Знакомство с «Карнавалом животных» К.Сен-Санса происходит с помощью создания игровой ситуации – «встречи» путешественников со зверями и птицами, обитателями фантастического Острова музыкальных сокровищ. Музыкальный клад, будто бы найденный детьми на этом острове, содержит множество музыкальных сокровищ: волшебную флейту (из оперы «Волшебная флейта» В. А.Моцарта), музыкальные картинки (цикл пьес «Картинки с выставки» М. П.Мусоргского), музыкальный альбом (цикл пьес «Детский альбом» П. И.Чайковского) и др.
Первый вариант нашей программы апробировался на протяжении восьми лет в ряде городов разных регионов России (Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Новокузнецке, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах и др.), в школах, работающих в системе Института новых образовательных систем.

8. Требования к результатам

  ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будет сформировано:

положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям,

музыкальной культуре России;

внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

   использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

выполнять упражнения арт-терапии;

выполнять творческие музыкально-композиционные задания;

пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

вносить коррективы в свою работу;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий;

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческую задачу, используя известные средства;

использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.

Познавательные

Учащиеся научатся:

«читать» условные знаки, данные в учебнике;

находить нужную информацию в словарях учебника;

различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;

сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

читать нотные знаки;

сравнивать музыкальные произведения, музыкальные

образы в произведениях разных композиторов;

характеризовать персонажей музыкальных произведений;

группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

выслушивать друг друга, работая в паре;

участвовать в коллективном обсуждении;

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;

высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

9. Формы организации учебного процесса

  Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков.

      Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  

 Освоение содержания основного общего образования по предмету "Музыка" способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.

В процессе музыкальных занятий в начальной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;  совершенствованию умений  координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

10. Итоговый контроль

  В качестве форм промежуточного  и итогового контроля  используются  творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

 

 

11. Объем и сроки изучения

   На изучение музыки отводится 1 час в неделю, всего - 31 час+Д/у

 Вариативная  часть (она выделена в тексте содержания программы курсивом) предполагает взаимосвязь уроков музыки и различных форм дополнительного образования, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся. Эта часть программы включает знакомство учащихся с основами нотной грамоты, а также пение и исполнение простых мелодий на детских музыкальных инструментах по нотам (в пределах интервала квинта). Таким образом, программа для первого класса может быть реализована на одном из двух уровней начального музыкального образования – донотном или нотном. В вариативную часть программы включена музыкально-изобразительная деятельность учащихся и творческие задания по сочинению музыки, например, мелодии к поэтической строчке. К вариативной части отнесены дополнительные задания по прослушиванию и исполнению музыкальных произведений, музыкально-пластические импровизации, которые требуют дополнительного учебного времени. В вариативную часть включены также дополнительные уроки по каждой из четвертных тем.

1четверть – 9 часов

2четверть – 8 часов

3четверть – 10 часов

4четверть – 8 часов

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО МУЗЫКЕ

1 класс

УМК «Планета Знаний»


урока

Тематическое планирование

Тема урока,

страницы учебника,цель урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

1

2

3

                                             Волшебное царство звуков – 9 часов

1

Тема: Где музыка берет начало?

С.6-7.

Цель: формирование у детей установки на творческое, эмоциональное освоение музыки, пронизывающей звуковое пространство окружающего мира.    

   Основы музыкальных знаний. Звуки окружающего мира.

   Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “Где музыка берет начало?” из т/ф “Чехарда” (муз. Е.Крылато¬ва, сл. Ю.Энтина).

   Слушание музыки. Песня “Где музыка берет начало?” из т/ф “Чехарда” ( муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина). Музыка с имитацией звуков природы. Песня “Музыка” (муз. Г.Струве, сл. И.Исаковой).

   Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков природы. Упражнения: “Музыкальное знакомство” и др.

   Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Где музыка берет начало?” (интегрированное задание).

2

Тема: На зеленом лугу.

С.8-9

Цель:формирование образных музыкально-слуховых представлений о гармонии музыки со звуками и образами природы.

Основы музыкальных знаний. Звуки шумовые и музыкальные.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня “На зеленом лугу”. Повторение песен из программы по музыке для дошкольных учреждений, например: “Кто пасется на лугу” (муз. А.Пахмутовой, сл. Ю.Черных); “Кузнечик” (муз. В.Герчик, сл. А.Жилиной); “В траве сидел кузнечик” (муз.В.Шаинского, сл. Н.Носова).

Элементарное музицирование: звуковая импровизация по озвучиванию пейзажа “Звуки и краски лета” (музыкальные инструменты: дудочка, свистулька, колокольчик и др.).

Слушание музыки. Пьеса “Песня жаворонка” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского. Звучание синтезатора, имитирующего голоса птиц.

Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков летней природы: голосов птиц, стрекотания кузнечиков, жужжания пчел и др. Упражнения: “Голоса природы”, “Аромат цветов”, “Цветок”, “Кузнечики, стрекозы, бабочки”.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация под музыку “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П. И.Чайковского.

Музыкально-изобразительная деятельность. Цветовая композиция на тему “Цветы танцуют” (интегрированное задание).

3

Тема: В вихрях грозы.

С.10-11.

Цель:формирование первоначальных представлений о языке музыкального искусства, с помощью которого в музыкальных произведениях  «изображаются» звуки и образы окружающего миры.

Основы музыкальных знаний. Громкие звуки. Стаккато. Изобразительность музыки. Цветомузыка.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “Громкая песенка” (муз. Г.Струве, сл. В.Викторова). Песня “Неприятность эту мы переживем” из м/ф “Лето кота Леопольда” (муз. Б.Савельева, сл. А.Хайта). Русская народная песня “Назеленом лугу” (повторение).

 Элементарное музицирование: звуковая импровизация “Музыка грозы” (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, металлофон).

Слушание музыки. Имитация раскатов грома на синтезаторе. “Третья песня Леля” из оперы “Снегурочка” Н. А.Римского-Корсакова.

Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков грозы. Упражнения: “Ветер”, “Дождик” и др.

Основы музыкальной композиции. Импровизированное чтение нараспев нескольких стихотворных строчек.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунки на темы “Музыка грозы” и “Разноцветная музыка радуги” (интегрированное задание).

4

Тема: У тихого пруда.

С.12-13.

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку, выражающую грустное настроение природы и человека.     

Основы музыкальных знаний. Тихие звуки. Легато. Выразительность музыки. Пиано.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение:  упражнение на распевание (волнообразные мелодии на гласные звуки). Песня “Тихая песенка” (муз. Г.Струве, сл. В.Викторова). Песня “Аленушка” (муз. Ж.Кузнецовой, сл. И.Векшегоновой). Повторение одной из разученных ранее песен (по выбору).

Элементарное музицирование: звуковая импровизация “Тихий плеск воды” (музыкальные инструменты: игрушечные гусли, детский синтезатор).

Слушание музыки. Пьеса “Печальная история” Д. Б.Кабалевского. Пьеса “Весело — грустно” Л. ванБетховена.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Звуковые волны”, “Разноцветные рыбки”, “Игра воды”, “Лягушки”, “Утки”, “Пузырьки воздуха”.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация “Игра воды” под музыку М.Равеля (пьеса “Игра воды”).

Музыкально-изобразительная деятельность. Цветовая композиция “Весело — грустно” (интегрированное задание).

5

Тема: Высоко в горах.

С.14-15.

Цель: дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкального искусства, о его изобразительных и выразительных  возможностях.

Основы музыкальных знаний. Высота звука. Регистр.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “Музыкальное эхо” (муз. и сл. М.Андреевой). Русская народная песня “Как под горкой”.

Элементарное музицирование: звуковая импровизация “Камнепад в горах” (музыкальные инструменты: барабан, маракасы; звучащие предметы, например, камушки). Звуковая картина “Полет к вершине” (музыкальные инструменты: синтезатор, металлофон).

Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков гор. Упражнения: “Эхо в горах”, “Высоко — низко”, “Вверх — вниз”, “Горка”, “Горный ручеек”, “Танец ручейка”, “Пляска огня”, “Пробуждающийся гейзер”.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация “Проснувшийся вулкан: танец огня” под музыку А. Н.Скрябина: симфоническое произведение “Прометей (Поэма огня)” или М.деФалья (пьеса “Танец огня”). Пластическая импровизация “Горный поток” под музыку А.Шнитке (пьеса “Поток”).

6

Тема: В лесу (В летнем лесу).

С.16-17.

Цель: развитие музыкально-слуховых представлений детей в процессе дальнейшего знакомства со звуками окружающего мира и особенностями языка (выразительных средств) музыкального искусства.

Основы музыкальных знаний. Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня “Куда летишь, кукушечка?” Русская народная песня “Как пошли наши подружки”. Песня “Лесная прогулка” (муз.В.Титаренко, сл. В.Викторова). Песня “Лесная песенка” (муз.В.Витлина, сл. П.Кагановой).

Элементарное музицирование: звуковая импровизация по озвучиванию летнего пейзажа “Звуки леса” (музыкальные инструменты: свистульки, барабан, ложки, трещотки, рубель и др.).

Слушание музыки.  Пьеса “Кукушка” Л.Дакена. Пьеса “Пение птиц” Э.Денисова.

Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков леса. Упражнения: “В лесу”, “Чья птичка пропоет дольше?”, “Лесной родник”,  “Ворона”, “Кукушка”, “Дятел”, “Филин”, “Филин и зайцы”.

Д/у

Тема: В лесу (В осеннем лесу).

С.18-19.

Цель:развитие у детей умения анализировать и сравновать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием природы и музыки.

Основы музыкальных знаний. Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение:  Песня “Листопад” (муз. Т.Попатенко, сл. Н.Найденовой).

Элементарное музицирование:  Звуковая композиция “Звуки осени” (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон и др.).

Слушание музыки. Пьеса “Грустный дождик” Д. Б.Кабалевского. Пьеса “Осенняя песня” из цикла “Времена года” П. И.Чайковского.

 Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков леса. Упражнения: “Опавшие листья”, “Грибной дождь”, “Осенний ветер”, “Шорох осенних листьев”,

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Музыка осени” (интегрированное задание).

7

Тема: Во владениях Его величества Ритма.

С.20-23.

Цель: формирование у детей образных  представлений о   всеединстве ритмов природы,  человека и искусства, включая музыку.

Основы музыкальных знаний. Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы марша, танца, песни. Темп.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение:  песня “Барабанщик” (муз. и сл. Ю.Литова). Песня “Часы” (муз. П.Ступелла, сл. П.Авчарского).

 Элементарное музицирование: исполнение различных ритмических рисунков (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, бубен, колокольчик). Ритмическое сопровождение песни, марша и танца. Ритмический аккомпанемент пьес “Марш деревянных солдатиков” и “Вальс” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского.

Слушание музыки. Пьеса “Старый замок” из цикла “Картинки с выставки” М. П.Мусоргского.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Поезд”, “Бег с передышками”.

Музыкально-пластическая деятельность. Марш под музыку П. И.Чайковского (пьеса “Марш деревянных солдатиков” из цикла “Детский альбом”). Пляска под музыку П. И.Чайковского (пьеса “Камаринская” из цикла “Детский альбом”).

8

Тема: Во дворце королевы Мелодии.

С.24-25.

Цель: развитие у детей  эмоциональной отзывчивости на красоту и мелодизм  русской классической музыки в процессе дальнейшего освоения языка музыкального искусства.

Основы музыкальных знаний. Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: пение различных мелодических рисунков. Повторение песен, разученных в первой четверти (по выбору).

Элементарное музицирование: импровизации на темы “Грустная королева” и “Веселая королева” (музыкальные инструменты: металлофон, детский синтезатор, игрушечное пианино).

Слушание музыки. Пьеса “Мелодия” П. И.Чайковского.

Музыкально-пластическая деятельность. Импровизация “Танцуем на балу у королевы Мелодии” под музыку П. И.Чайковского (пьеса “Вальс” из цикла “Детский альбом”).

Д/у

Тема: В школе Скрипичного ключа: Ноты и другие нотные знаки.

С.26-31.

Цель:знакомство  детей с основами нотной грамоты, формирование у них первоначальных навыков чтения нот и музыкальной композиции.

Основы музыкальных знаний. Ноты и другие нотные знаки.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: гамма до мажор. Музыкальная игра “Живые нотки”. “Песенка о гамме” (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой). Пение по нотам. Пение по образным нотным записям коротких мелодий, например: мелодии звезд, цветов, дождя, снежинок, солнышка и др.

Элементарное музицирование: игра по нотам коротких мелодий знакомых песен (по цветным нотным записям, на цветной детской клавиатуре; музыкальные инструменты: металлофон, игрушечное пианино, детский синтезатор).

Сказочная страна – 8 часов

9

Тема:Сказочные картины

С.38-39,

Цель:Формирование у детей первоначальных представлений о единой- художественно-образной природе искусства на примере взаимосвязи музыки и изобразительтельного искусства.

Основы музыкальных знаний. Музыка и изобразительное искусство. Музыкальные “краски” и “рисунки”. Мажорный лад. Минорный лад.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня “Ах, вы сени”. Песня “Ковер-самолет” из к/ф “После дождичка в четверг” (муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Кима).

Элементарное музицирование: звуковая картина “Полет на ковре-самолете” (музыкальные инструменты: металлофон, детский синтезатор). Импровизация “Иван Царевич на сером волке” (ударные музыкальные инструменты).

Слушание музыки. Пьеса “Нянина сказка” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского. Пьеса “Сказочка” С. С.Прокофьева. Пьесы “Сказочка”, “Резвушка”, “Плакса” Д. Б.Кабалевского.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Ковер-самолет”, “Полет”, “Облачко”, “Спящая красавица”, “Царевна-лягушка” и др.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация “Сказочные облака” под музыку К.Дебюсси (пьеса “Облака”).

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Сказочный герой” или “Сказочная красавица” (интегрированное задание).

10

Тема: Курочка Ряба

С.40-41.

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о взаимосвязи музыки, сценического движения и сценической речи.

Основы музыкальных знаний. Музыка и театр. Музыкальная инсценировка. Музыкальные образы (“музыкальные” портреты) сказочных персонажей.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня “Курочка-рябушечка”. Русская народная песня “Ах, вы сени” (повторение).

Слушание музыки. Музыкальная сказка “Курочка Ряба” М.Магиденко.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Дед и баба плачут” и др.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластические импровизации “Дед и баба работают”, “Дед и баба бьют яичко”, “Дед и баба пляшут” под музыку из музыкальной сказки “Курочка Ряба” М.Магиденко. Пластическая импровизация “Танец цыплят” под музыку М. П.Мусоргского (пьеса “Балет невылупившихся птенцов” из цикла “Картинки с выставки”).

11

Тема: Колобок.

С.42-43.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе миузыкально-сценического перевоплощения в различные образы сказочных героев.

Основы музыкальных знаний. Музыка и театр. Музыкальный спектакль. Голос и характер персонажа музыкального спектакля.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песенки персонажей музыкальной сказки “Колобок” В.Герчик. Песня “Колобок” (муз. Г.Струве, сл. В.Татаринова).

Элементарное музицирование:  звуковая картина “Колобок в лесу” (музыкальные инструменты: свистульки, трещотки, металлофон, треугольник, детский синтезатор).

Слушание музыки. Песенки персонажей музыкальной сказки “Колобок” В.Герчик.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “В лесу”, “Колобок” и др.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластические импровизации “Заяц”, “Волк”, “Медведь”, “Лиса” под музыку из музыкальной сказки “Колобок” В.Герчик.

Основы музыкальной композиции. Сочинение песенки Колобка.

12

Тема: Волк и семеро козлят.

С.44-45.

Цель: Деятельностное знакомство учащихся с оперой как видом музыкально-театрального искусства.

Основы музыкальных знаний. Опера. Вокальная музыка. Детские и взрослые певческие голоса.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: “Песенка веселых козлят” из детской оперы “Волк и семеро козлят” (муз. М.Коваля, сл. Е.Манучаровой).

Слушание музыки. Фрагменты детской оперы “Волк и семеро козлят” М.Коваля.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “У кого какой голос?”, “Звуки и чувства”, “Нам не страшен серый волк” и др.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация “Танец веселых козлят”.

.

13

Тема:  Волшебное озеро.

С.46-47.

Цель: знакомство учащихся с понятием «классическая музыка» и ее ролью в балетных спектаклях.

Основы музыкальных знаний. Балет. Классическая музыка. Изображение сказочных образов в музыке и танце.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение песен темы “У тихого пруда”: “Тихая песенка” (муз. Г.Струве, сл. В.Викторова); “Аленушка” (муз. Ж.Кузнецовой, сл. И.Векшегоновой).

Элементарное музицирование: звуковая картина “Волшебное озеро” (музыкальные инструменты: игрушечные гусли, металлофон, детский синтезатор).

Слушание музыки. Симфоническая картина “Волшебное озеро” А. К.Лядова. Фрагмент “Танец маленьких лебедей” из балета “Лебединое озеро” П. И.Чайковского.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Звуковые волны”, “Звук нарастает”, “Волна” и др.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация “Смешной танец” под музыку из м/ф “Летучий корабль”, “Песенка Водяного” (муз. М.Дунаевского, сл. Ю.Энтина). Пластическая импровизация “Сказочные лебеди на волшебном озере” под музыку из балета “Лебединое озеро” П. И.Чайковского (фрагмент “Вальс” или “Танец маленьких лебедей”).

 Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок волшебного озера и фантастического животного, которое в нем обитает (интегрированное задание).

14

Тема: Сказочный лес.

С.48-49.

Цель: развитие музыкально-образного воображения учащихся на основе формирования у них способности к «переводу» музыкальных образов в виртуальные и наборот.

Основы музыкальных знаний. Музыка и кино. Музыкальные образы сказочных героев.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песни из мультфильмов (по выбору).

Слушание музыки. Пьеса “В сказочном лесу” Д. Б.Кабалевского. Пьеса “Баба Яга” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского. Шутка-фантазия “Баба Яга” А. С.Даргомыжского. “Частушки бабок-ёжек” из м/ф “Летучий корабль” (муз. М.Дунаевского, сл. Ю.Энтина). “Песня Лешего” из т/ф “Новогодние приключения Маши и Вити” (муз. Г.Гладкова, сл. В.Лугового).

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Неведомые голоса” и др. Повторение упражнений:  “В лесу”, “Лесной родник”, “Опавшие листья”, “Ворона”, “Кукушка”, “Филин” и др.

Основы музыкальной композиции. Сочинение ритмических композиций. Сочинение мелодии к нескольким стихотворным строчкам.

15

Тема: В пещере Горного короля.

С.50-51.

Цель: развитие воображения и музыкально-творческих способностей учащихся на основе знакомства с отраженными в музыке образами древних мифов (преданий) разных народов мира.

Основы музыкальных знаний. Музыка и древние сказания. Музыкальные образы фантастических персонажей древних сказаний.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “Пестрый колпачок” (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой).

Элементарное музицирование: звуковая картина “Сказочная пещера” (музыкальные инструменты: детский синтезатор; звучащие предметы: камушки).

Слушание музыки. Пьеса “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт” Э.Грига. Тема Кикиморы из народного сказания “Кикимора” для симфонического оркестра А. К.Лядова.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Танец эльфов”, “Воздушные создания”. Повторение упражнений: “Эхо в горах”, “Высоко — низко”, “Горный ручеек”, “Пробуждающийся гейзер” и др.

Музыкально-пластическая деятельность. Карнавальное шествие сказочных персонажей под музыку Э.Грига (пьеса “Шествие гномов” из сюиты “Пер Гюнт”).

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунки на темы “Корона Горного короля” и “Кикимора” (интегрированное задание).

16

Тема: Царство Деда Мороза.

С.52-53.

Цель: формирование у детей способности к саморегуляции своего эмоционального состояния средствами музыки.

Основы музыкальных знаний. Музыка и праздник. Певческие голоса.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “Елочка” (муз. Л.Бекман, сл. Р.Кудашевой). Песня “К нам приходит Новый год” (муз. В.Герчик, сл. З.Петровой). Песня “Снежинки” (муз. В.Шаинского, сл. А.Внукова).

 Элементарное музицирование: звуковая импровизация “Звуки зимы” (музыкальные инструменты: трещотка, треугольник и др.). Звуковая картина “У елки: наши музыкальные подарки” (музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, свистульки, колокольчики и др., а также звучащие игрушки: куклы, мишки, резиновые игрушки, юла, воздушные шарики, мячик и т. д.).

Слушание музыки. Арии Снегурочки и Деда Мороза из оперы “Снегурочка” Н. А.Римского-Корсакова.

 Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Ветер воет”, “Холод и тепло”, “Снежинки”, “Метель гудит” и др.

Д/у

Тема: Рождественские чудеса.

С.56-57.

Цель: знакомство детей с музыкальными традициями празднования Рождества.

Основы музыкальных знаний. Музыка и праздник. Образы праздника Рождества в музыке.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня-колядка “Добрый тебе вечер”. Народное песнопение “Рождественское чудо”.

Слушание музыки. Пьеса “В церкви” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского. Пьеса “Декабрь. Святки” из цикла “Времена года” П. И.Чайковского. Фрагмент “Танец феи Драже” из балета “Щелкунчик” П. И.Чайковского.

 Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация “Вальс снежных хлопьев” под музыку из балета “Щелкунчик” П. И.Чайковского.

На родных просторах – 10 часов

17

Тема: Моя Россия.

С.64-65.

Цель:  патриотическое воспитание детей средствами вокально-хорового творчества.

Основы музыкальных знаний. Россия в песнях. Хор, солист, дирижер. Песня. Запев и припев.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “Моя Россия” (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой). Песня “Наш край” (муз. Д. Б.Кабалевского, сл. А.Пришельца). Песня “Край, вкотором ты живешь” (муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина).

Слушание музыки. Песни о России в исполнении детских хоровых коллективов.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Родники и река”, “Мельница”.

Музыкально-изобразительная деятельность. Иллюстрация к одной из песен о России (интегрированное задание).

18

Тема: В песне  душа народа.

С.66-69.

Цель: развитие интереса учащихся к народному песенному творчеству как части традиционной российской культуры.

Основы музыкальных знаний. Народные песни. Колыбельные, прибаутки, пестушки, потешки, заклички, игровые песни.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение (русские народные песни): “У кота-воркота” (колыбельная); “Сорока, сорока” (прибаутка); “Ладушки” (потешка); “Дождик”, “Жаворонушки” (заклички); “Бояре” (игровая). Песни народов России (по выбору).

Слушание музыки. Пьеса “Русская песня” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского. Произведения детского фольклора народов России (по выбору).

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “У колыбели” и др.

Основы музыкальной композиции. Сочинение колыбельной песенки. Сочинение закличек о временах года, радуге, дожде, птицах и др.

19

Тема: В гостях у народных музыкантов.

С.70-71.

Цель: развитие у детей интереса к народнй музыке как части традиционной российской культуры.

Основы музыкальных знаний. Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок, гусли, балалайка, гармонь и др.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песни-загадки о народных инструментах: “Балалайка”, “Гармонь”, “Дудочка” (муз. В.Агофонникова, сл. З.Петровой).

Элементарное музицирование: музыкальная игра-загадка “Кто на чем играет?” (музыкальные инструменты: ложки, трещотка, бубен и др. народные музыкальные инструменты).

Ритмическое сопровождение песен-загадок: “Балалайка”, “Гармонь”, “Дудочка”.

Слушание музыки. Пьеса “Мужик на гармонике играет” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского. Звучание различных народных музыкальных инструментов.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Гармошка” и др.

20

Тема: Большой хоровод.

С.72-73.

Цель: развитие у школьников интреса к музыкальному творчеству народов России.

Основы музыкальных знаний. Народные танцы. Хоровод. Песни о дружбе. Песни и танцы народов России.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня “Во поле береза стояла”. Русская народная песня “В хороводе были мы”. Песня “Большой хоровод” (муз. Б.Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А.Хайта). Песня “Дружат дети всей Земли” (муз. Д.Львова-Компанейца, сл. В.Викторова). Песни народов России (по выбору).

Слушание музыки. Песни народов России в исполнении детских хоровых коллективов и фольклорных ансамблей (по выбору).

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Солнышко просыпается” и др.

Музыкальная театрализация. Инсценировка русской народной песни “В хороводе были мы”.

Музыкально-пластическая деятельность. Разные виды хороводов: круговой, орнаментальный и др.

21

Тема: Здравствуй, масленица!

С.74-75.

Цель: формирование первоначальных представлений детей о календарных народных песнях и формах их бытования в традиционной русской культуре.

Основы музыкальных знаний. Музыка в народном празднике. Масленичные народные песни. Масленица в классической музыке.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: масленичные народные песни: “А мы масленицу дожидали”, “Едет масленица” и др. Хор “Прощай, масленица!” из оперы “Снегурочка” Н. А.Римского-Корсакова.

 Слушание музыки. Масленичные песни в исполнении детских фольклорных коллективов. Пьеса “Февраль. Масленица” из цикла “Времена года” П. И.Чайковского. Сцена проводов масленицы из оперы “Снегурочка” Н. А.Римского-Корсакова.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Сугробы и солнышко”, “Костер”, “Снежинки тают”, “Танец ручейка”.

22

Тема: Бравые солдаты.

С.76-77.

Цель: знакомство детей с музыкальными традицими русской армии.

Основы музыкальных знаний. Военные песни и марши. Духовой оркестр. Народные солдатские песни.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “Бравые солдаты” (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной). Русская народная песня “Славны были наши деды”. Русская народная песня “Солдатушки, бравы ребятушки”.

Элементарное музицирование: звуковая картина “Парад войск”.

Слушание музыки. Старинные песни и марши в исполнении военного духового оркестра. Например, марш “Прощание славянки” В. И.Агапкина.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Парад войск” и др.

Музыкально-пластическая деятельность. “Марш военных музыкантов на параде” — имитация игры на инструментах военного духового оркестра под музыку военного марша.

23

Тема :Мамин праздник

С.78-79.

Цель: развитие у детей позитивных эмоциональных реакций на образ-архетип матери в музыкальном искусстве.

Основы музыкальных знаний. Музыкальный образ мамы.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “Ты на свете лучше всех” (муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского).

Элементарное музицирование: звуковая импровизация “Звуки весны” (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик, пальчиковые тарелочки и др.).

     Слушание музыки. Пьеса “Мама” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского. Песня “Пусть всегда будет солнце” (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина

Д/у

Тема: Путешествие по музыкальному городу.

С.80-81.

Цель: развитие музыкального кругозора учащихся в процессе знакомства с музыкальной жизнью современного города.

Основы музыкальных знаний. Музыкальная жизнь современного города.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “Край, в котором ты живешь” (муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина). Песня “Веселый барабанщик” из к/ф “Друг мой Колька” (муз. и сл.Б.Окуджавы). “Песенка крокодила Гены” из м/ф “Чебурашка” (муз. В.Шаинского, сл. А.Тимофеевского).

Элементарное музицирование: звуковая картина-импровизация “Звуки большого города” (музыкальные инструменты: дудочки, трещотка, барабан и др.).

Музыкально-изобразительная деятельность. Иллюстрация к пьесе “Клоуны” Д. Б.Кабалевского.

Остров музыкальных сокровищ – 8 часов

24

Тема: Океан  море синее.

С.88-89.

Цель: развитие музыкально-творческого воображенеия учащихся с помощью музыкального изображения природы (водной стихии).

Основы музыкальных знаний. Классическая музыка. Образы моря в произведениях русских и зарубежных композиторов.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “Синяя вода” (муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина). Песня “Чунга-чанга” из м/ф “Катерок” (муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина).

    Элементарное музицирование:  звуковая импровизация “На морском берегу” (музыкальные инструменты: гусли, свистульки, дудочки и др.).

Слушание музыки. Фрагменты музыкальных произведений, в которых изображено море, например: вступление к опере “Садко” или первая часть симфонической сюиты “Шехерезада” — “Море и корабль Синдбада” — Н. А.Римского-Корсакова; симфонический эскиз “Море” К.Дебюсси. Фрагмент “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А.Римского-Корсакова.

 Арт-терапевтическая деятельность. Слушание шума морских волн. Упражнения: “Шум моря”, “Звуковые волны”, “Игра с волной”, “Ветер по морю гуляет”, “Буря”, “Качка”, “Лодочки в океане”.

25

Тема: Три чуда.

С.90-91.

Цель:знакомство учащихся с музыкальными образами сказочных героев в музыке.

Основы музыкальных знаний. Опера. Сказка в классической музыке. Музыкальные “портреты” сказочных героев.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня “Во саду ли, в огороде”.

Элементарное музицирование: игра по нотам на металлофоне русской народной песни “Во саду ли, в огороде”.

Слушание музыки. Сцена “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А.Римского-Корсакова.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Богатырская сила” и др.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация “Выступает, словно пава” под музыку из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А.Римского-Корсакова (тема Царевны Лебедь).

26

Тема: Чудесные цветы

С.92-93

Цель: развитие эстетического отношения детей к природе средствами музыки на основе сочетания их музыкально-слуховых впечатлений с визуальными и двигательными.

Основы музыкальных знаний. Музыка и природа. Музыкальные “краски” и образы цветов. Цвет, звук, движение, образ.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня “Василек”. “Песня о волшебном цветке” (муз.Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского).

Элементарное музицирование: игра по нотам на металлофоне и детском синтезаторе русской народной песни “Василек”.

Слушание музыки. Пьеса “Апрель. Подснежник” из цикла “Времена года” П. И.Чайковского. Тема феи Сирени из балета “Спящая красавица” П. И.Чайковского. Русская народная купальская песня “На святого Ивана”.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения с элементами ароматерапии: “Цветик-семицветик”, “Аромат цветов”, “Подснежник”, “Аленький цветочек”, “Разговор цветов”, “Засыпающий цветок”.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Волшебный цветок” (интегрированное задание).

27

Тема: Карнавал животных.

С.94-95.

Цель: развитие тволрческого воображения детей в процессе знакомства с музыкальными образами зверей и птиц.

Основы музыкальных знаний. Музыка и природа. Музыкальные образы животных.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: “Песенка Львенка и Черепахи” из м/ф “Как Львенок и Черепаха пели песню” (муз. Г.Гладкова, сл. С.Козлова). Песня “Чунга-чанга” из м/ф “Катерок” (муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина) — повторение.

Элементарное музицирование: звуковой “портрет” животного с Острова музыкальных сокровищ (музыкальный инструмент: детский синтезатор).

Слушание музыки. Цикл пьес “Карнавал животных” К.Сен-Санса. Экологическая музыка.

Арт-терапевтическая деятельность. Слушание голосов экзотических птиц и зверей. Упражнения: “Черепаха”, “Слон”, “Кенгуру”, “Павлин”, “Цапля”, “Смешная обезьянка”.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация “Угадай, кто появился?” под музыку из цикла “Карнавал животных” К.Сен-Санса (пьесы “Черепахи”, “Слон”, “Кенгуру”, “Лебедь”).

28

Тема:Музыкальный клад

(Волшебная флейта).

С.96-97. 

Цель:продолжение знакомства детей с музыкальным наследием зарубежных композиторов и со старинными музыкальными инструментами.

Основы музыкальных знаний. Старинные музыкальные инструменты.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: хоровое исполнение фрагмента “Откуда приятный и нежный тот звон?” из оперы “Волшебная флейта” В. А.Моцарта. Повторение старинных песен из программы 1 класса.

Элементарное музицирование: импровизированное озвучивание картины М.Врубеля “Пан” (музыкальные инструменты: губная гармошка, детский синтезатор).

Слушание музыки. Звучание флейты, кугикл. Звучание флейты в опере “Волшебная флейта” В. А.Моцарта.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: “Флейта” и др.

29

Тема: Музыкальный клад

(Старая шарманка).

С.98-99.

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о творческой роли исполнителя музыкального произведения как его интерпретатора

Основы музыкальных знаний. “Механическая” и “живая” музыка. Старинные механические музыкальные устройства.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: исполнение русской народной песни “Во саду ли, в огороде” “механическим” звуком — статично, без изменений динамических оттенков (музыкальный эксперимент). Выразительное, “живое” исполнение песен из программы первого класса (повторение).

Слушание музыки. Пьеса “Шарманщик поет” из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского. Звучание шарманки. Пьеса “Шарманка” из цикла “Танцы кукол” Д. Д.Шостаковича. Пьеса “Шарманщик” Ф.Шуберта.

30

Тема: Музыкальный клад

(Музыкальная шкатулка).

С.100-101.

Цель:  формирование первоначальных представлений детей о механических звуковоспроизводящих устройствах и имитации их звучания композиторами.

Основы музыкальных знаний. Старинные механические музыкальные устройства.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение песен программы первого класса (по выбору). Песня “Музыкальная шкатулка” (муз. Ю.Чичкова, сл. З.Петровой).

Элементарное музицирование: повторение звуковых картин, созданных в течение года (по выбору).

Слушание музыки. Пьеса “Музыкальная шкатулочка” С.Майкапара. Пьеса “Музыкальная табакерка” А. К.Лядова. Звучание музыкальной шкатулки, музыкальных открыток, музыкальных игрушек с мелодиями детских песен.

Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнений (по выбору).

31

Тема: Музыкальный клад

(Музыкальные картинки).

С.102-103.

Цель: раскрытие изобразительных возможностей музыки и ее взаимосвязей с другими видами искусства.

Основы музыкальных знаний. Связь музыки с изобразительным искусством.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня “О картинах” (муз. Г.Гладкова, сл. А.Кушнера).

Слушание музыки. Пьесы из цикла “Картинки с выставки” М. П.Мусоргского, например: “Старый замок”, “Гном”, “Избушка на курьих ножках”, “Балет невылупившихся птенцов”, “Богатырские ворота в Киеве”.

Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая игра-импровизация “Ожившие картинки” под музыку из цикла “Картинки с выставки” М. П.Мусоргского (пьесы “Гном” и “Балет невылупившихся птенцов”).

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему “Фантастический музыкальный инструмент с Острова музыкальных сокровищ” (интегрированное задание).

Д/у

Тема: Музыкальный клад

(Музыкальный альбом).

С.104-105.

Цель: знакомство детей с музыкальными образами разных стран, отраженными в русской классической и этнической музыке разных народов мира.

Основы музыкальных знаний. Образы разных стран в русской классической музыке. Музыка народов мира.

Слушание музыки. Пьесы из цикла “Детский альбом” П. И.Чайковского: “Итальянская песенка”, “Старинная французская песенка”, “Немецкая песенка”, “Неаполитанская песенка”.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песни народов мира, например, “Японская детская песня” (музыкальная транскрипция и русский текст А.Струве).

  • .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...