Рабочая программа умк"школа2100"
рабочая программа (музыка, 1 класс) по теме

Пикулева Елена Евгеньевна

Музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka.doc156 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   Рабочая программа по музыке 1 класс

        

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке создана на основе:

•федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования по искусству;

• примерной программы начального общего образования по музыке;

• Учебникам  «Музыка» для 1–4 классов; авторы: В.О.Усачёва, Л.В. Школяр.

Общая характеристика учебного предмета:

Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа.

Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры..
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.
Материал программы четко структурирован. В первом классе занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство первоклассников с музыкой в широком жизненном контексте. В данном классе два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты»

Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 1класса  формулируются на основе целевой установки и вытекают из закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:


● воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса,
● приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
● воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
● освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального и художественного образов, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

       Музыкальное образование способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

       Общение с музыкой открывает возможности для  духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета призвано формировать у учащихся художественный  способ познания мира. Дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и зарубежной музыкальной культуры.

         Особое значение в коррекционной школе приобретает развитие индивидуально- личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, восприятие потребности в музыкальном самообразовании.

    Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

        Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

        Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

        Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального  языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

          Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

         Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении,  слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

   обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к  музыке и музыкальным занятиям;

    усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение способами музыкальной деятельности;

   обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.

 Весь учебно-воспитательный  процесс на уроке пронизывает опыт музыкально- творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально- хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.

     Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими искусства и жизнью.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса 
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать

слова и мелодию Гимна России;

смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

названия изученных жанров и форм музыки;

народные песни, названия изученных произведений и их авторов;

наиболее популярные в России музыкальные инструменты;

уметь:

     

 -Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

 -выразительно исполнять соло и хором;

 -распознавать на слух песню, танец, марш ;

 -распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии , песни;

 -  различать на слух звучания отдельных инструментов;

 - устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;

 - использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках.;

 - размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;

 -определять свое отношение к музыкальным явлениям.

уметь

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

исполнения знакомых песен;

участия в коллективном пении;

передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами;

В результате изучения музыки ученик должен знать и понимать:

 -специфику музыки как вида искусства;

 - значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;

 -возможности музыкального искусства  в отражении вечных проблем жизни;

 -основные жанры народной и профессиональной музыке;

 - основные формы музыки;

 -названия и виды инструментов;

 -имена композиторов и известных исполнителей.

Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально- волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи.

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Тема

Количество уроков

1

Внутренняя музыка

3

2

Родная речь

4

3

Пётр Ильич Чайковский

3

4

Михаил Иванович Глинка

4

5

Мелодия жизни

4

6

Сергей Сергеевич Прокофьев

3

7

Путешествие во времени и пространстве

6

8

Счастье, где ты?

3

9

Резервные уроки

3

                                     ВСЕГО

33 часа

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для реализации программного содержания курса «Музыка» используются следующие учебники и учебные пособия:

В.О.Усачёва, Л.В. Школяр. Музыка. Учебник. 1 класс. М. : Баласс, 2011(Образовательная система «Школа 2100»

«Искусство слышать» под ред. Д.Б.Кабалевского. Составитель Самигулина В.М., Издательство «Учитель» 2009г

Поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр.

Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского Авт.-сост. Т.С.Максимова.

Т.С.Максимова (авт.-сост.) под научным руководством Д.Б.Кабалевского «Музыка 1-4 классах»

Л.В.Михеева (авт.-сост) «166 биографий знаменитых композиторов» Издательство «Композитор» Санкт-Петербург,1999г.

Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 1класс. (На аудиокассетах.)

Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2010.

Дата

№ п\п


урока

ТЕМА

Число уроков

Основные виды учебной деятельности учащихся

ПРИМЕЧ.

1

Внутренняя музыка». Колыбельная.

Сказку складываем, музыкой сказываем.

Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

Играем вместе.

3

• Звучание музыки в  окружающей жизни и внутри самого  человека. Колыбельная песня, колыбельность – начало познания музыки и жизни.

•  Искусство слышать  различные человеческие состояния. Звучащий образ         Родины – дом, земля-кормилица, матушка-Россия.

2

Марш.

3

Три варианта марша.

1/4

Родная  речь.

Точки, чёрточки, крючки, дуги  и круги…

4

• Родные корни: родная речь  родной музыкальный язык, интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок.

2/5

Сказанное  слово   и  несказанное…Русские мелодии

3/6

Не перевыскороговоришь? Поём  вместе. «Третий кит» - песня.

4/7

Портреты   заговорили   и запели.

1/8

Пётр Ильич Чайковский.

Детские годы.

3

• Когда великие были  маленькими.

• В гостях у Чайковского:

• Дом и музыка композитора.

• Биографические заметки: детство, черты личности, учителя,  мысли о музыке и жизни.

• Почему мы любим  Чайковского.

2/9

Здесь         живёт         музыка П.И. Чайковского. Волшебный тот цветок…

3/10

Тренируем свою  «внутреннюю музыку». Обобщение темы.

1/11

Михаил,  Иванович Глинка

«Бряцайте,   струны  золотые...»

4

• Воссоздание какой-либо из  сторон музыкально-творческой деятельности,  уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем.

•  Былинность как  художественное явление,   через     которое   можно по-иному почувствовать время.

•  Процесс создания музыкальнопоэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них  типического.

2/12

Руслан и Людмила/ О, поле, поле! Слава!

3/13

М. Глинка «Попутная песня»

4/14

Музыка и движение.

1/15

Мелодия жизни.

Заветное слово.

4

•  Услышать мелодию в  музыке –

узнать мысли и чувства человека.

• Когда великие были  маленькими.

• Как может возникнуть мелодия.

• Волшебство флейты.

2/16

Как начинается музыка? Вольфганг Амадей Моцарт

3/17

 Моцарт сочиняет.

4/18

Фортепианнные пьесы

1/19

Сергей         Сергеевич         Прокофьев.

Детство композитора.

3

• Когда великие были  маленькими.

• Детская жизнь с  её  типическими ситуациями, взаимоотношениями, проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми.

• Идём  в театр.

2/20

«Щелкунчик!»

3/21

Идём в театр!

1/22

Путешествие во времени  и пространстве.

Тренируем свою  «внутреннюю музыку». Солнцеворот.

6

• Безграничные возможности музы- ки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки  описать, нарисовать, выразить,  передать состояние и т. д.,  интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. Составление цветовых графических партитур.

•  Выражение человеком в  музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни  и  игры, посвящённые  весеннему обновлению жизни, сочинение песенки для  мамы. • Самостоятельное сочинение детьми   музыкальной сказки  «Зимняя дорога».

2/23

Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

3/24

Две песни.

4/25

Ждём   весну,   встречаем птиц.

5/26

Музыкальная сказка «Зимняя дорога»

6/27

Иные земли.

1/28

Счастье, ты где?

Идём  за Синей  птицей. Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

3

• Осознание особенностей музыкальной  ткани в её выразительных значениях.

• Опыт  освоения музыкального языка –  характер,  темп, мелодия, ритм.

• В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется  внимание на том, что такое музыка, музыкант.

• Проблемы живого и неживого, одушевлённого и неодушевлённого, счастья в музыке и в жизни.

2/29

Счастье, ты где?

3/30

Проблемы живого и неживого в музыке.

Резервные уроки

3

31

Музыка, музыкант.

32

Музыкальный язык –  характер,  темп, мелодия, ритм.

33

Тренируем свою  «внутреннюю музыку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Школа2100" 4 класс

Рабочая программа по чтению, русскому языку. математике, технологии, ИЗо, окружающему миру....