Тематическое планирование по музыке с УУД 2 класс
календарно-тематическое планирование (музыка, 2 класс) по теме

Копанева Галина Алексеевна

Тематическое планирование по музыке с УУД 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_muzyka_2_kl.doc262 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип (форма

9(форма) урока

Элементы содержания в соответствии с ФГОС

Требования к уровню ппппподготовки        ню подготовки         обучающихся

Информацсопровождение

дата

№ п/п



(форма) урока

соответствии с ФГОС

подготовки обучающихся

план

факт

Россия - Родина моя (2 ч)


1

Музыкальные образцы родного края

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни

Россия - Родина моя. Музыка о родном крае.

Музыкальные традиции родного края.

 Музыка народная и профессиональная

Знать понятия: Родина, композитор, мелодия, танец, марш


2

Гимн России

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Государственный музыкальный символ—Гимн России. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную запись

Знать понятия: гимн, символы России (флаг, герб), памятники архитектуры

Фонохрест.

День, полный событий (7 ч)


3

Мир ребёнка в музыкальных образах

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Композитор—исполнитель—слушатель.

Певчие голоса: детский, женский, мужской, смешанный.

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности

«Детский альбом» П.И.Чайковского и детская «Детская музыка» С.С.Прокофьева

Знать понятия: музыкальный альбом, музыкальный язык, интонации. Уметь называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский, С.С.Прокофьев

Фонохрест.

4

Музыкальный инструмент-фортепиано

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Музыкальные инструменты.

Музыкальный инструмент - фортепиано, его история и устройство. Картины природы звуками фортепиано

Знать устройство фортепиано; значение слов: форте, пиано, рояль, пианино, пианист

Фонохрест.

5

Природа и музыка

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Песенность, танцевальность, и маршевость.

Песенность, танцевальность, и маршевость в музыке композиторов. Регистр.  Выразительность и изобразительность в музыке .

Знать понятия: песенность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр.

Уметь характеризовать их выразительные возможности

Фонохрест.

6

Танцы, танцы, танцы...

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо)

Танцевальные ритмы. Пластика движений. Разнообразие танцевальной музыки

Знать разнообразные танцевальные жанры (народный и классический бальный танец, современный эстрадный)

Фонохрест.

7

Эти разные марши

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо)

Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации

Знать отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага.

Уметь: определять на слух маршевую музыку; выделять среди произведений пьесы маршевого характера

Фонохрест.

8

«Расскажи сказку»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский,

 С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин, В.А.Моцарт,  Л. Ванн Бетховен, Э.Григ)

Знать понятия: мелодия, аккомпонемент, вступление.

Уметь называть фамилии композиторов: П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев

Учебник Тетрадь

9

Колыбельные

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов.

Музыка в радио и передачах.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад)

Колыбельные - самые древние песни, интонация колыбельной; темп, динамика, выразительность исполнения

Знать понятия: темп, динамика, фраза; Отличительные черты колыбельной песни

Фонохрест.

«О России петь-- что стремиться в храм…» (7 часов)

10

Великий колокольный звон

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной природе музыки, многообразии её видов,

жанров и форм.

 Разнообразие колокольных звонов, голоса-тембры колоколов. Композиторы,

включавшие звоны

колоколов в свои про-

изведения. Звучащие

картины

 Знать колокольные звоны: благовест,

трезвон, набат, ме-

тельный звон; поня-

тие голоса - тембры

Фонохрест.

11- 12

Святые земли Русской

2

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной природе музыки, многообразии её видов,

жанров и форм.

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский,

 С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин, В.А.Моцарт,  Л. Ванн Бетховен, Э.Григ)

Знать понятия: канта-

та, народные песно-

пения, икона, житие,

молитва, церковные

песнопения.

Уметь называть име-

на святых

Учебник

тетрадь

13

Молитва

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной природе музыки, многообразии её видов,

жанров и форм.


Страницы «Детского

альбома» П. И. Чайков-

ского - день , прожитый ребёнком, который обычно начинался

и заканчивался молит-

вой

Уметь проводить ин-

тонационно-

образный анализ

прослушанной музы-

ки; характеризовать

произведения

П.И.Чайковского

Фонохрест.

14- 15

Рождество Христово

2

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

 Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную запись

Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства ( в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировке

Праздники православ-

ной церкви. Еванге-

лие. Сочельник. Ко-

лядки. Песнопения.

Знать понятия: на-

родные церковные

праздники, Еванге-

лие, сочельник, ко-

лядки.

Уметь выразительно

исполнять рождественские песнопения

Учебник

тетрадь

16

«О России петь-что стремиться в храм»

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной природе музыки, многообразии её видов,

жанров и форм.

Духовная жизнь людей. Значение духовной музыки в жизни людей

Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Знать понятия: композиторская музыка, народные песни, церковные песнопения

Фонохрест.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)

17

Русские народные инст-

рументы

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Музыкальные инструменты

Оркестры народных инструментов, духовой, симфонический.

Плясовые наигрыши.

Вариации. Накопление опыта в творческой деятельности и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровицации.

 Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев

Знать понятие вариа-

ции.

Уметь определять на

слух русские народ-

ные инструменты;

импровизировать в

игре на народных ин-

струментах

Фонохрест.

18

Фольклор - народная

мудрость

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации

Фольклор - народная

мудрость. Русские на-

родные песни, хоро-

вод. Разыгрывание

песен

Знать понятие фольк-

лор.

Уметь выразительно

«разыгрывать» на-

родные песни; им-

провизировать в игре

на народных инстру-

ментах

Учебник

тетрадь

19

Музыка в народном

стиле

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Музыка народная и профессиональная

Авторская музыка в

народном стиле. Ин-

струментальная им-

провизация учащихся.

мелодическая импро-

визация на тексты на-

родных песенок.

Знать понятие музыка

в народном стиле.

Уметь сочинять (им-

провизировать) ме-

лодию на заданный

текст; импровизиро-

вать в игре на народных инструментах

Фонохрест.

20

Обряды и праздники русского народа

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации

Проводы зимы: Масленица. Встреча весны

Знать историю и содержание народных праздников.

 Уметь выразительно исполнять обрядовые песни

Фонохрест.

В музыкальном театре (9 ч)

21

Детский музыкальный театр, опера.

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.

Удивительный мир театра. Детский музыкальный театр. Опера. Примадонна. Дуэт. Трио. Хор. Опера М. Коваля «Волк и семеро козлят»

Знать понятия: опера, музыкальный театр

Учебник тетрадь

22

Балет

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо)

Балет. Балерина, танцор. Кордебалет, драматургия развития балетных сцен в балете С.С. Прокофьева «Золушка»

Знать понятие балет. Уметь называть полное имя С.С. Прокофьева

Фонохрест.

23

Театр оперы и балета

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Песенность, танцевальность, маршевость

Театры оперы и балета мира. Фрагменты из опер и балетов. Пе-сенность,  танцеваль-ность, маршевость

Знать знаменитые театры оперы и балета всего мира.

Фонохрест.

24

Волшебная палочка

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Овладение элементами нотной грамоты.

Дирижёр - руководитель оркестра, дирижёрские жесты, ролевая игра «Играем в дирижёра»

Знать понятия: оркестр, дирижёр. Уметь элементарно «дирижировать» музыкой.

Учебник тетрадь

25

Опера «Руслан и Людмила

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности

Поэма А.С.Пушкина и опера М. И. Глинки

«Руслан и Людмила».

Сравнительный анализ

Знать понятия: опера, солист, хор, контраст,

увертюра, финал.

Уметь проводить

сравнительный анализ.

Фонохрест.

26

В музыкальном зале

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни

Мир музыкального

театра. Театры оперы

и балета. Оркестр, ди-

рижёр, опера. Балет.

Знать понятия: театр,

опера, балет, оркестр,

дирижёр, увертюра,

финал, солист, дуэт,

трио, хор, балерина,

танцор, кордебалет.

Фонохрест.

27

Симфоническая сказка

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад)

Концертный зал.

Большой зал Москов-

ской консерватории.

Симфоническая сказка

С.С.Прокофьева «Петя

и волк». Знакомство с

инструментами сим-

фонического оркестра.

Знать понятия: кон-

цертный зал, сюжет,

тема, тембр, партиту-

ра; инструменты

симфонического ор-

кестра.

Уметь различать на

слух инструменты

симфонического ор-

кестра; следить по

партитуре за развити-

ем музыки; выделять

изобразительность и

выразительность в

музыке

Фонохрест.

28

Сюита М.П.Мусоргского

«Картинки с выставки»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства ( в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировке

Музыкальные портреты и образы в сюите М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

Называть полное имя М.П.Мусоргского; выделять изобразительность и выразительность в музыке

Фонохрест.

29

Звучит нестареющий Моцарт

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский,

 С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин, В.А.Моцарт,  Л. Ванн Бетховен, Э.Григ)


Жизнь и творчество В.А.Моцарта, сравнительный анализ музыки М. И. Глинки и В.А.Моцарта

Знать понятия: опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра.

Уметь сравнивать музыкальные произведения

Фонохрест.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 ч)

30

Волшебный цветик-семицветик. « И всё это -И.С.Бах»

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности

Музыкальная речь -интонация. Музыкальный язык. Музыка И.С.Баха, музыкальный инструмент -орган.

Знать понятия: интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент.

 Уметь отличать на слух тембр органа

Фонохрест.

31

Всё в движении

1

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Песенность , танцевальность, маршевость

Выразительность и изобразительность музыки. Контраст, сравнительный анализ произведений Г.В.Свиридова, М. И. Глинки

Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную запись

Знать понятия: изобразительность и выразительность музыки, темп, контраст.

Уметь анализировать произведения

Фонохрест.

32

Музыка учит людей понимать друг друга

1

Комбинированный

Песенность , танцевальность, маршевость

Композитор - исполнитель-слушатель. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную запись

Знать понятия: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель.

Учебник тетрадь

33

Два лада

1

Комбинированный

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад)

«Волшебный цветик —семицветик», музыкальный лад: мажор, минор. Тембр. Краска. Выразительность, сопоставление. Легенда. Природа и музыка.

Знать понятие музыкальный лад.

Уметь на слух определять мажор и минор; называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности

Учебник

тетрадь

34

Могут ли иссякнуть мелодии?

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную запись

Знать понятия: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижёр, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад.

 Уметь различать на слух тембры

Фонохрест.


п\п

Тема урока

Цели и задачи урока

Содержание урока

Планируемые результаты УУД обучающихся:

личностные,

предметные,

метапредметные

Музыкальный

материал

Дидактические

единицы

I

«Россия – Родина моя»  

1

Музыкальные образы родного края.



Цель: показать интонационно-образную природу музыкального искусства на примере музыки М.Мусоргского

Задачи:

познакомить с образами  родной  природы в музыке русских композиторов;

показать значение мелодии

 в инструментальной музыке;

 отметить её песенность и выразительность.    


«Рассвет на Москве-реке»

М.Мусоргский

«Моя Россия» Г.Струве

 

Мелодия,  как средство музыкальной выразительности. Песенность. Песня.      

Инструментальная музыка. Оркестр. Композитор.        

Песенная установка.

Личностные УУД: формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей  принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской  классической  музыки.

Регулятивные  УУД: подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока  в учебнике, с текстом песни.

воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Цель: познакомить с сочинениями отечественных композиторов о Родине.

Задачи: научить эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или музыкально – ритмические движения.

«Моя Россия» Г.Струве

Здравствуй, Родина моя! Ю.Чичков

Куплетная форма. Запев. Припев.

Элементы музыкальной грамоты:

скрипичный ключ, ноты. Презентация.

Личностные УУД: воплощать характер песен  о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений, исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки.

Коммуникативные УУД:  участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

2

Гимн России.

.


Цель:  познакомить с гимном России    как с  музыкальным символов  государства.

Задачи: дать представление о символах Родины (гимн, герб и флаг), их  значении   в  жизни жителей России, понимать содержание гимна, исполнять его в соответствующем  характере, познакомить  с различными вариантами  российского гимна.

Гимн России

А.Александрова сл.С.Михалкова

 Патриотическая песня М.Глинка

Гимн России. Государственные символы.

Личностные УУД: исполнять Гимн своей страны,  определять жизненную основу музыкальных интонаций,  передавать их в собственном исполнении.

Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради.

Познавательные УУД: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших  на уроке.  

II

День, полный событий  (6 часов)

3, 4

Мир ребёнка в музыкальных образах

 Музыкальные инструменты. Фортепиано.


.

Цель: показать тембровую окраску  фортепиано и его выразительные возможности.

Задачи: раскрыть мир ребёнка, через музыкальные интонации и образы, познакомить с элементами музыкальной грамоты.

Детская музыка С.Прокофьев

Детский альбом П.Чайковский

Композитор, исполнитель, динамические оттенки: форте и пиано, названия танцев: вальс, полька, тарантелла

Личностные УУД: понимание единства деятельности композитор, исполнитель,  слушатель.


Регулятивные УУД: узнавать изученные произведения и их авторов, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков.

5

Природа и музыка.

Цель: познакомить с творчеством русских композиторов – классиков, показать выразительные возможности  музыки в изображении образов родной природы

Задачи: понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности музыки.

Утро-вечер С.Прокофьев

Прогулка С.Прокофьев,

Прогулка М.Мусоргский

Фортепиано. Рояль. Элементы нотной грамоты. Длительности нот.

Познавательные УУД: расширение представлений   о музыкальном языке произведений, понимание графических знаков для ориентации  в нотном письме, овладение  умениями и навыками  интонационно – образного анализа муз.произведения.

Регулятивные УУД: определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов, соотносить графическую запись музыки с музыкальной речью композитора, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

6

Танцы, танцы, танцы.

Цель: научить определять  основные музыкальные жанры (песня, танец, марш),

Задачи: развивать умение сравнивать различные по характеру произведения, выделять в них средства музыкальной выразительности, наблюдать за музыкальным развитием на основе сходства и различия муз. интонаций и образов.

«Камаринская», «Вальс», «Полька»

П.Чайковский

«Тарантелла» С.Прокофьев

Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт.

Личностные УУД: распознавать  и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,

выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Регулятивные УУД:  соотносить графическую запись музыки с её  жанром и музыкальной речью композитора, воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности, выполнять творческие задания, передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников.

7

Эти разные марши.

Цель: расширить представления о музыкальных жанрах, их стилистических особенностях и различиях.

Задачи: учить соотносить содержание и средства муз. выразительности музыкальных и живописных образов,

«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский

«Ходит месяц над лугами», «Марш», «Шествие кузнечиков» С.Прокофьев

Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт.

Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.

Коммуникативные УУД: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

8, 9

«Расскажи сказку.»

Колыбельные

.

Цель: познакомить с музыкальными и речевыми интонациями на примере музыки П.Чайковского, С. Прокофьева и др.

Задачи:  находить сходства и различия в  прослушанных на уроке муз.произведениях, определять их жанр,  музыкальную интонацию, передавать настроение музыки в пении, музыкльно – пластическом движении,

«Нянина сказка»,

«Мама» П.Чайковский

«Сказочка» С.Прокофьев

«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов

Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Колыбельная. Куплетная форма. Запев. Припев.

Личностные УДД: понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Познавательные УУД: формирование интереса к к музыкальным занятиям и , позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

III

«О России петь, что стремиться в храм» (7 часов)

10

Великий колокольный звон.

Цель: показать красоту и величие  русской духовной музыки, её значения в жизни русского человека.

Задачи: показать историю колоколов на Руси, их значение в жизни  русского человека, познакомить с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки  с жизнью и другими видами искусства.

«Великий колокольный звон» М.Мусоргский (видео – фрагмент оперы «Борис Годунов»), «Праздничный трезвон» Ростовские звоны.

Духовная музыка. Колокольные звоны. Благовест. Трезвон. Набат. Звонница. Ритм. Колокольня. Традиция. Обычаи.

Картины русских художников.

Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать  специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения)

 11, 12

Святые земли русской. Князь А.Невский. Сергий Радонежский.

Тип урока – урок изучения новых знаний.

Форма урока –

урок – беседа.

Цель:  познакомить с именами великих русских святых и их образами в музыке различных жанров: кантата и народное песнопение.

Задачи: демонстрировать личностно – окрашенное  образное восприятие музыки,

исполнять вокальные произведения в сопровождении и без музык, понимать строение муз.произведения.

Кантата С.Прокофьева

 « А.Невский»

Песня об А.Невском

Вставайте, люди русские!

Народные песнопения о Сергии Радонежском

Духовная музыка. Песнопение. Православные святые. Кантата. Трёхчастная музыкальная форма.

Личностные УУД: познание разнообразных  сторон жизни   русского  человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы.

Регулятивные УУД: приобретение  умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

13

Молитва.

Цель: познакомить с духовной музыкой в творчестве русских композиторов – классиков.

Задачи: овладеть умением интонационно – образного восприятия и анализа муз.произведения.

дать представление о молитве, как о душевном откровени и человека, обращении его к Богу, учить определять и сравнивать различные средства музыкальной выразительности,

«Детский альбом» П.Чайковский

«Утренняя молитва» и  «В церкви»

Композиторская музыка духовного содержания. Динамические оттенки: пиано, диминуэндо, крещендо, кода, кантилена.

Личностные УУД: углубление понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека 19 века и нашего современника,  уметь размышлять о музыке, делать слуховой анализ выразительных средств муз.произведения.


 Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке. Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения.

14, 15

Рождество Христово

Цель: познакомить с историческими и музыкальными традициями православного праздника.

Задачи: воспитывать уважение к национальным традициям и обычаям, развивать музыкальные способности, формировать интерес к исполнению музыки духовной направленности.

«Рождественское чудо», Добрый тебе вечер» народные песнопения, «Рождественская песенка» П.Синявского

Народные песнопения. Куплетная форма. Ангел. Рождество.

Рождественская открытка.

Личностные УУД: познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций)  в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного содержания

Коммуникативные УУД: воспитание уважения  к культурным традициям своего народа и страны.

Регулятивные УУД: выполнять задания творческого характера «Раскрась ангела».

16

«О России петь--что стремиться в храм»

Цель: продемонстрировать возможности самовыражения обучающихся. через музыкально – творческую деятельность

Задачи: обогатить

« музыкальный багаж» обучающихся,  закрепить полученные УУД на уроках.

Музыкальный репертуар, изучаемый на уроках.

Дидактические единицы, изучаемые на уроках за прошедший период.

Познавательные УУД: углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.

Регулятивные УУД: осуществление контроля и коррекции в коллективном,  ансамблевом и индивидуальном творчестве.

IV

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

17

Русские народные инструменты.

.

Цель урока: ввести в мир народных музыкальных инструментов и показать их роль и место в жизни русского народа.

Задачи: познакомить обучаю-ся с названиями и голосами народных инструментов, развивать музыкальную и слуховую память, умение исполнять ритмический аккомпанемент с опорой на нотную запись.

«Светит месяц» ,  «Калинка» р.н.м.

Оркестр народных инструментов.

Скоморохи. Рожок, жалейка, трещотка. балалайка, рубель, бубен.  Вариация.

Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей.


Познавательные УУД: присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества , освоение знаково – символических действий ( игра по ритмической партитуре)

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем.

18

Фольклор—народная мудрость.


Цель: дать представление о народных праздниках и музыкальных традициях Отечества.

Задачи: познакомить с музыкальным игровым фольклором, научить общаться и взаимодействовать под музыку, исполнять  народные напевы и наигрыши, воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

«Камаринская» - р.н.п.      Песня – игра:

«Бояре, а мы к вам пришли»;

«Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра.

Напев. Мотив.Наигрыш. Игровая песня.  Солист.

Куплетная форма.

Личностные УУД: осознание содержания исполняемых произведений русского фольклора. Пробритение душевного равновесия, осознания арттерапевтического влияния музыки на организм.

Познавательные УУД: устойчивый интерес к  народному музыкальному искусству. Как способу познания мира.

Коммуникативные УУД: освоение методов и  принципов коллективной музыкально – творческой и игровой деятельности и её самооценка..

19

Музыка в народном стиле.

.

Цель: развивать музыкальные способности обучающихся в области сочинительства музыки и её исполнения.

Задачи: выявлять общую интонационно – образную природу народной и композиторской музыки, исполнять муз. произведения отдельных форм и жанров с опорой на нотную запись, различать музыку народную и композиторскую.  

С.Прокофьев

«Ходит месяц над лугами».

«Камаринская» - р.н.п.

П.Чайковский:

«Камаринская»

«Мужик на гармонике играет»

Композитор. Исполнитель. Слушатель.

Инструментальная пьеса. Импровизация.

Ноты и их названия.

Ритмический рисунок. Мелодическая линия.

Познавательные УУД: осуществлять опыт сочинения мелодий, песенок, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок – попевок.


Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора.

20

Обряды и праздники русского народа.

Цель: обобщить знания о музыкальных и исторических традициях и обычаях русского народа

Задачи: узнавать народные и композиторские музыкальные произведения по стилевым особенностям. Разыгрывать народные песни, игры. хороводы, связанные с праздником Масленицы

Масленичные песни

«Блины» р.н.п.

Весенние заклички

«Ой,  кулики, жаворонушки»

Песня  - закличка.

Масленица. Народное гуляние.

Познавательные УУД: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

Коммуникативные УУД: использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой  деятельности и личной жизни.

V

В музыкальном театре. (5 часов) Тематическая линия «Основные закономерности музыкального искусства»

21

Детский музыкальный театр, опера.

Цель: дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Задачи: определять изученные музыкальные жанры,определять песенность, танцевальность и маршевость  в  музыкальных фрагментах оперы.

«Песня – спор» Г.Гладков

М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы

Музыкальный жанр – опера. Музыкальный театр. Музыкальные и речевые интонации. Хор. Солист. Ария.

Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.

Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

22

 Балет

.

Цель: дать представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Задачи: определять изученные музыкальные жанры,определять песенность, танцевальность и маршевость  в  музыкальных фрагментах оперы, выражать свои впечатления через музыкальные и пластические импровизации.

«Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев.

Музыкальный жанр – балет. Балерина. Кордебалет.

Познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы


Регулятивные УУД: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.

23, 24

Театр оперы и балета. Волшебная палочка .

Цель: показать роль дирижёра в музыкальном театре.

Задачи: научить дирижёрским жестам, навыкам работы с ритмической партитурой

Развивать музыкальную память, чувство ритма.

Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки

«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев.

Опера. Балет. Увертюра. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Музыкальный размер.

Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов опер

25

Опера «Руслан и Людмила».

.

Цель: показать музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств и художественных образов.

Задачи: выявлять особенности развития музыкальных образов.

Осуществлять музыкально – творческую деятельность.

Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка

сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила»

Опера. Балет. Увертюра. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Музыкальный размер.

Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

26

В музыкальном зале

Цель: постижение общих закономерностей развития музыки.

Задачи: определять на слух фрагменты  знакомых музыкальных опер, понимать слова и понятия, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка

Заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.

Опера. Балет. Увертюра. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Музыкальный размер.

Личностные УУД: эмоционально откликаться  и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Регулятивные УУД: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради.

VI

В концертном зале

27

Симфоническая сказка

Цель: познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра.

Задачи: научить понимать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов с музыкальными образами сказки.

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев.

Симфонический оркестр. Тембры инструментов и их изображения.

Познавательные  УУД: узнавать тембры инструментов симф.оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. 

Регулятивные УУД: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах.






28

Сюита М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»

Цель: показать возможности изображения музыкальных портретов и образов в музыке

Задачи: выявлять  изобразительные и выразительные интонации в музыке

   М.Мусоргский «Картинки с выставки»:

«Избушка на курьих ножках»

«Балет не вылупившихся птенцов»

«Богатырские ворота»

«Песня о картинах» Г.Гладков.

Фортепиано. Оркестр. Сюита.

Композиторская музыка. Картина. Художник. Портрет. Музыкальный образ.

Предметные УУД: определять и сравнивать характер, настроение и  средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Регулятивные УУД: выполнять творческие задания в тетради.

29

«Звучит нестареющий Моцарт».

.

Цель: знакомство с творчеством В.Моцарта.

Задачи: накопление сведений о жизни и творчестве В.Моцарта,

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Увертюра «Свадьба Фигаро» В.Моцарт

Симфония №40  Моцарт.

Австрия. Вена. Симфония.

Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение  и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Коммуникативные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях.

VII

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов)

30

Волшебный цветик-семи-цветик.

  И все это – Бах.

Цель: закрепить понятие интонации в музыке, как основному средству музыкальной  речи

Задачи: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке

«Менуэт» И. -С.Бах.

«За рекою старый дом» И. -С.Бах.

«Токката» И.-С.Бах.

Германия. Органная музыка. Собор. Органист.

Личностные УУД: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.

Регулятивные УУД: анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства.

31, 32

Все в движении.  Музыка учит людей понимать друг друга.

Цель: учить понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Задачи: показать возможности музыкальной речи, её воздействие на эмоциональное состояние людей, закрепить умение определять в музыке основные средства выразительности (лад. темп, ритм и т.д.)

«Тройка» Г.Свиридов

«Попутная песня» М.Глинка.

Композиторы классики и современности. Музыкальные иллюстрации.

Познавательные УУД: узнавать и называть изученные муз.произведения и их авторов.


Регулятивные УУД: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях.

33

Два лада.

.

Цель: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки

Задачи: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь и музыкальный язык, развивать чувство лада.

«Весна. Осень»  Г.Свиридов

«Жаворонок» М.Глинка.

«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.

Мелодия, ритм, темп, лады: мажор и минор.

Регулятивные УУД: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Коммуникативные УУД: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.

34

Могут ли иссякнуть мелодии?

Цель: обобщить полученные УУД на уроках музыки

Задачи: Продемонстрировать знания о различных видах музыкального творчества: игре на муз инструментах, пластике движений, вокальных и ритмических импровизациях  исполнении изученных песен  (по выбору учащихся).

Повторение музыкального материала за 2 класс.

Обобщение полученных сведений в области музыкального искусства.

Познавательные  УУД: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

Личностные  УУД: участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе

Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе, "Школа России"...

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «...

Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса УМК "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе...

Тематическое планирование уроков музыки в 4 классе

Данное календарно-тематическое планирование уроков музыки в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России"  из  расчёта 1ч Х 34недели, всего 34 часа....

Календарно - тематическое планирование по музыке (Критская) 3 класс

Календарно - тематическое планирование с рабочей программой по музыке (Критская) для 3 класса...

Тематическое планирование по музыке 1 - 4 класс

Тематическое планирование по музыке 1 - 4 класс "Школа России" ФГОС...