ИКТ на уроках музыки в начальной школе.
статья по музыке по теме
Новые технические средства доказали свою незаменимость в школе. Они являются одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, перестав быть экзотикой, довеском к традиционному преподаванию и учению, будучи мощным источником информации, самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | 22.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИКТ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Ткаченко О.И.
МАОУ «СОШ№17», г. Губкин
Новые технические средства доказали свою незаменимость в школе. Они являются одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, перестав быть экзотикой, довеском к традиционному преподаванию и учению, будучи мощным источником информации, самообразования. Опыт подсказывает, что проблемы внедрения новых технологий в школу не сводятся лишь к их эксплуатации. В центре внимания должен быть школьник, на которого следует ориентироваться при использовании новейшей техники, как инструмента познания, вписанного в учебный процесс. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Среди технических средств, которые используются в школе, приоритетными являются компьютеры и видеосистемы.
Важным средством в достижении эффективного результата, как музыканта, в своей педагогической деятельности вижу использование возможностей информационно-коммуникационных технологий. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету «Музыка».
В настоящее время в связи с обновлением программы по музыке актуальной становится необходимость учить «размышлять об искусстве». Размышления об искусстве могут строиться на основе эмоционального освоения музыкальных и художественных видео- и кинофильмов. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.
Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие направления:
• Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.
• Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
• Важнейшей составляющей успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося, особенно в начальной школе, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. Используя мультимедийную презентацию на уроке я стремлюсь повысить интерес обучающихся к учебной деятельности. Так, например, в презентацию к уроку в 3 классе по теме «Образы утренней природы в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, Э. Грига и М.П. Мусоргского и репродукции картин русских и зарубежных художников. Ребятам предлагается сравнить «Образы утренней природы» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется приём сравнения и анализа. Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительно-го искусства, архитектурой, скульптурой и т. п.
ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности. Информация представленная на компьютерных дисках позволяет проводить виртуальные путешествия по разным странам и эпохам. Огромную помощь в работе мне оказывают такие компьютерные диски, как «Шедевры музыки», «Энциклопедия классической музыки», аудиоэнциклопедии «Как звучат музыкальные инструменты» и «Народные инструменты», серия дисков по циклам «Времена года» А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.
Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видеофильмов, мультфильмов. Кроме того, музыкальные сказки радуют каждого ученика начальных классов. Так, например, для объяснения музыкального жанра Мюзикл, можно показать детям м/ф «Голубой Щенок» (4 класс). В 1 классе ребята с увлечением смотрят музыкальный м/ф «Два весёлых гуся», после чего детям объясняю понятия «минор» и «мажор». По теме «Ничего на свете лучше нет» предлагаю ребятам просмотр отрывков из м/ф «Бременские музыканты» (1 класс). Мультфильм по теме «Симфоническая сказка «Петя и Волк» во 2 классе помогает слушателю соотнести звучание музыкальных инструментов с конкретными персонажами. Очень хорошей визуальной поддержкой считаю м/ф «Избушка на курьих ножках» и м/ф «Балет невылупившихся птенцов», созданные по одноимённым пьесам из цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».
Для повышения познавательной активности и мотивации усвоения знаний считаю эффективным включение в урок игрового момента. В урочной деятельности и во время кружковых занятий «Весёлые нотки» я широко использую компьютерные музыкальные игры. Программы «Алиса и «Времена года» Антонио Вивальди, «Волшебная флейта», «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса в доступной форме приближают каждого обучающегося к познанию тайн музыкального искусства. Программы включают в себя игры и задания на развитие музыкальности, чувства ритма, музыкальные термины, информацию о композиторах и инструментах с демонстрацией их звучания, нотную грамоту.
В своей работе широко использую фискульт-минутки, провожу гимнастику для глаз. Детям очень нравится такая гимнастика в форме игры, где ребята следят за передвигающимися предметами на экране в сопровождении спокойной, релаксирующей музыки.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем, способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Таким образом, применение информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным, формируя положительное отношение к предмету. Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование профессионального мастерства. Электронная техника позволяет снять множество сложностей повысить эффективность учебного процесса.
Литература:
- Советов, Б.Я. Информационные технологии: Учеб. для вузов/Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. – М.: Высш. шк., 2003. – 263 с.: ил.
- Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
- «Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел «Музыкальная электроника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе
Материал из опыты работы...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе
Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ КРУЖКА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ", К УРОКАМ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В презентации рассказывается о необходимости бережного отношения к голосовому аппарату, правила охраны голоса....
Уроки музыки в начальной школе.
Немаловажное значение в системе начального воспитания занимает музыкальное образование, так как нравственно-эстетическое воспитание ребенка является важной стороной развития личности и воспитания. Воз...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
Пластическое интонирование часто используется как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...
Урок музыки в начальной школе "Музыка в храме"
Урок музыкт в начальной школе "Музыка в храме". Знакомство с музыкой П. И. Чайковского, как создателя не только светской но и духовной музыки. Музыкальнвй материал: УУтренняя молитва»,...