О чем говорит музыка
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
(29 октября 2012г. 1-а класс)
По системе развивающего обучения Л.В.Занкова (Г.С.Ригина 2011г. Музыка 1 кл.)
Учитель музыки Викулова И.А.
Задачи и принципы
На занятиях инструментам художественного познания мира является музыкальный образ;
- Путем познания - проживания содержания музыки (переживания),а результатом - формирования эмоционально – нравственного отношения к окружающей действительности.
- Реализация принципа учета индивидуальных возможностей и способностей школьников направлена на развитие творческого мышления и воображения, музыкально – творческих способностей каждого ребенка, воспитания его эстетических чувств и музыкального вкуса.
- Исполнение музыки (песни, движения под музыку) укрепляет и физическое здоровье (при пении – влияние на развитие гортани, голосового аппарата; при движении – костно-мышечной системы)
- Приобщение к вечным нравственным ценностям: к красоте, бережному отношению природе, к сопереживанию и доброму к окружающему миру.
- Воспитательный эффект проявляется в накоплении опыта эмоционально – нравственного отношения к жизни.
- Создание проблемно – поисковых ситуаций (самостоятельно учится) активное творческое участие в музыкальных играх, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос.
- Развитие музыкальной грамотности – способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения; т.е. накопление музыкальных впечатлений, благодаря реализации (учителем) принципа увлеченности.
- Накопление специальных знаний, понятий, терминов.
Опора на жизненный и музыкальный опыт детей – самый доступный и демократичный музыкальный жанр – песня – наиболее понятна ребенку т.к. объединяет поэтический и музыкальный образы.
Все это помогает выработке у школьников творческого мышления, способности анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять самостоятельные взгляды и суждения.
Тип урока: установить прочность усвоения темы.
Тема семестра.
Музыка вокруг ребенка, музыка в душе ребенка музыка в его художественном творчестве. Выразительные свойства музыки, приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен.
Тема урока: О чем говорит музыка.
Главная задача: Определение жанра. Закрепление основного понятия «Музыкальный жанр», способность к определению характера и настроения музыкальных произведений; передавать их в разных формах исполнения музыки (пения, пластическое интонирование, игре на музыкальных инструментах).
Предварительная подготовка (оборудование): фонозаписи, иллюстрации, карточки с ритмом и нотами; наглядные пособия – рисунки и фото инструментов; шумовые инструменты (колокольчики, бубенцы, бубен, металлофон, ксилофон, треугольники) маски; «словесные настроения» музыки.
Музыкальный материал.
Е.Марченко «Физкультурный марш» - слушание и исполнение.
С.Прокофьев «Марш» - слушание.
Д.Шостакович «Марш» - слушание.
П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - слушание.
С.В.Рахманинов «Итальянская полька» слушание и игра с уч-ся.
Д.Шостакович «Вальс – шутка» - слушание.
М.Глинка «Полька» - слушание и исполнение с учителем.
Пляцковский «Смешной человек» - исполнение.
Песни С.Пожлакова, Б.Савельева, В.Шаинского, Л.Семеновой, Р.Майорова, А.Арутюнова, А.Островского – исполнение.
Ф.Крутицкий «Зима» - слушание.
В.Ребиков «Медведь» - слушание.
Ход урока.
Вход: Е.Марченко «Физкультурный марш»
Приветствие: Здравствуйте, ребята – здравствуйте, учитель! Добрый день, гости дорогие!
Организационный момент. Активизация внимания.
- Как называется наш урок (музыка).
- Что мы здесь делаем (слушаем музыку, поем, танцуем!)
- Какие мы уже знаем музыкальные жанры? (поем – песни, танцуем – танец, шагаем – марш).
- Давайте прослушаем и вспомним. Приготовили ладошки. Слушание. (Марш - дети хлопают четко; полька – двойные задорные хлопки; вальс – плавные движения или тройные хлопки)
Слушание Марш С.Прокофьева, П.И.Чайковский
Вальс – Шутка Д.Шостакович
Вальс П.И.Чайковский из балета «Спящая красавица»
Итальянская полька С. Рахманинов
Полька М.Глинка
Учитель: - Все марши и танцы состоят из музыкальных звуков. Разберем свойства музыкальных звуков.
Игровой момент. Закрепление понятия «звуки высокие и низкие»
Возьмем знакомую песню. В.Пляцковский «Смешной человек».
Класс делится на две группы.
Первая группа поет куплет низкими голосами.
Вторая группа – 2 куплет высокими голосами.
Учащиеся дают музыкальные характеристики исполнения.
Низкие – солдаты на параде, громко, четко, маршево.
Высокие – «ясельные» дети; высоко, пискляво, звонко.
Проводится игра. «Угадай высоту звука» и тренинг на внимательное выслушивание звуков.
- Исполнение детьми. Глаза закрываем. Показываем руками↑↓ звуки.
- Угадай, какими звуками написана музыкальная пьеса.
Слушаем начало пьес. Ф.Кружицкий «зима», Р.Шуман «Дед мороз», Д.шостакович «Вальс – Шутка», М.Раухвергер «Воробей», и др.
Музыкальные характеристики:
↑ светлые, прозрачные, тонкие
↓ густые, басовитые, толстые,мужественные.
Повторение понятия «длительность звука»
Учитель:
Второе важное свойство музыкального звука – его длительность. Сочетание длинных и коротких звуков называется ритмом. Понятие дирижер (руководитель коллектива) игровой момент. «Ритмический диктант». Хлопками повторяется ритм, которым дирижер показывает каждой группе уч-ся. ( -хлопки, -хлопки по коленям - хлоп.-тарелки) Исполнение «Физкультурного марша» Е.Марченко.
Повторение материала по теме «Танец».
Учитель:
- А как, по вашему можно определить, что вы, слышите танец?
(Под такую музыку, можно танцевать!)
Послушайте. П.Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица» (фонограмма)
- Кто исполняет эту музыку? один инструмент или сразу много. (много)
Большая группа инструментов, исполняющая музыку – назыв. оркестром.
- Какая была музыка? (плавная, нарядная, мелодичная, красивая).
Прослушать с выполнением руками и корпусом танцевальных движений.
Прослушивание : М.Глинка «Полька» (исп.учитель)
(Музыка «скачущая», танец с прыжками,
1)Показ танцевальных движений 0 подпрыгивание на месте)
2)Танец со словами «Мы танцуем польку,
Не устав нисколько,
Мы танцуем вместе,
Не стоим на месте!
Ах, этот танец такой заводной,
Дружно его мы танцуем с тобой!
3)С хлопками и ударными инструментами.
Повторение знаний о музыкальных инструментах.
Игровой момент «Где вы были, что делали»
- Где мы были не расскажем,
А что делали покажем!
Пантомимическая игра (имитация игры на каком-то музыкальном инструменте. Задача водящего называть этот музыкальный инструмент).игра проводится несколько раз с разными ведущими.
Учитель:
Повторим – какие музыкальные жанры вы уже знаете (Марш, Танец – полька, Танец вальс).
Учитель – на каждом занятии мы не только танцуем, маршируем под музыку но и …? (поем песни) Значит, самый известный и распространенный жанр в музыке – это песня (музыкальное произведение, которое человек может исполнить голосом).
- Приготовим горлышко для пения (распевка)
«Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь!»
- «до – соль» ↑↓ по нотам
- Пение гласных по полутонам
- Закрытым ртом (стаккато, легато)
- «Эхо, отзовись!» (повторение интервалов за учителем)
- Шла веселая собака…
- Игра «В музыкантах я родился
Не на шутку рассердился,
Песни все мне надоели –
Кроме …
(На столе элементы «элементы» песен, которые успели выучить)
Задача: Выражение собственного душевного состояния, важной мысли, впечатлений путем музыкальной импровизации коллективного и индивидуального исполнения музыкальных произведений (песни)
Прослушивание песен (в исполнении 1- 2, или более детей.) После чего школьниками дается определение характера песни. Разбор характера художественного образа и возможных музыкальных характеристик.
- Кто исполнит песню?
- О чем поется в песне.
- Какое настроение было все время у героя.
Концерт (по 1 куплету или припеву)
Сл. Г.Горбовского муз. С.Пожлакова «Розовый слон» (вальс, легко, неторопливо, ласково)
Муз. Савальева сл. М.Бардина. Песенка про «Эс» (весело, легко, звонко, задорно,игриво,радостно.)
Муз. В.Шаинского, сл. Ю. Энтина «если б не было школ» (весело,шутливо,лукаво,смешно)
Сл. С.Алиханова, муз.В.Шаинского «ожившая кукла» (сказочная,веселая,приподнятая, с инструментом – ксилофон)
Муз.Р.Майоова, сл. М.Рябинина «Ква-ква» муз.инструмент (мелодия квакающая, шутливая, кастаньеты)
Муз.В.Шаинского, сл. А.Хайта «В доме 8/16» (↓звуки, сердито, задиристо, дерзко, решительно, используется маска)
Сл.Я.Акима муз. Л.Семеновой «Воздушные шары». (нарядная, праздничная, бодро, с шарами.)
Сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского «Грамотей!» (назидательно, весело,соло с хором)
Муз. А.Арутюнова, сл.В.Степанова «Карабас и тарантас» (юмор, интонации Кавказа, лезгинка, муз.инструмент барабан)
Ст. З.Петровой А. Островского «Галоши» (галоши, шутливая, жалостливая, дождливая) (2 истории)
Сл. З.Петровой, А.Островского «Бурый мишка» (скачкообразная, неуклюжий мишка, злая оса, отражение облика и повадки медведя и осы)
Главная цель – развития личности ребенка, умение анализировать, строить рассуждения, формулировать собственное мнение.
Новые понятия – стаккато, легато, дирижер, длительности – ритм, оркестр, песня.
Итог урока.
- Вспомним всех китов (Песня, танец, марш)
- Какой кит вам нравится больше? ( Песня, танец.)
Д/з. Слушать музыку вокруг, узнавать 3 кита.
Уход «Марш веселых ребят» Дунаевский. Всем участникам поощрительные призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Школе мы не говорим "Прощай", мы говорим: "До новой встречи!"
Это традиционный праздник в начальной школе, который проводится в торжественной обстановке. На праздник приглашаются родители, учителя, администрация школы. Вниманию гостей предлагается «многосе...
Воспитательная система класса "Не говори-не умею,а говори-научусь!"
На чём строится воспитательная работа в классе...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Книга Ф.Адель " Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"
Книга, полезная как для родителей, так и для учителей....
Торжественная линейка "«Школе мы не говорим «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» (Для учащихся 4 классов)30.03.2024
Торжественная линейка для выпускников начальной школы. На линейке детей поздравляют родители и учителя. Музыкальные номера можно выбрать самостоятельно....
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Открытый урок по музыке 2 класса Тема: «О чём говорит музыка»
Основные задачи урока.Закрепить представление о том у ребят, что музыка выражает характер и настроение человека.Певческое развитие учащихся на уроке.Вызвать у учащихся эмоциональный отклик к звучащим ...