Музыкально-исполнительское творчество
методическая разработка (музыка) по теме
Одна из форм активизации деятельности учащихся – музыкально-исполнительское творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odna_iz_form_aktivizacii_deyatelnosti_uchashchihsya.doc | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Одна из форм активизации деятельности учащихся – музыкально-исполнительское творчество.
В мире существует три знаковые системы – буква, цифра, нота; две из которых осваиваются всеми. Что касается третьей, то она остаётся привилегией доступной только тем детям, чьи родители, осознавая необходимость всестороннего развития ребёнка, даже не претендуя на дальнейшую профессиональную направленность, отдают его учиться в музыкальную школу.
В учебном плане есть предмет «Музыка». По учебному плану на предмет отводится только 1 ч в неделю. Можно много и долго рассуждать о том, как это плохо; можно проводить подсчёты: 40 мин. длится урок, в классе 25-27 учеников, следовательно, на уроке учитель может уделить одному ученику 1,5 мин., если умножить это время на количество уроков за год (34 ч), то получится, что на каждого ученика приходится 51 мин. внимания учителя за учебный год.
Однако одними рассуждениями делу не поможешь, и учителю необходимо искать такие формы и методы работы, которые будут способствовать активизации деятельности учащихся на уроке. Наблюдая за деятельностью учащихся на уроке, я пришла к выводу, что больший резонанс со стороны детей, и, следовательно, большую активность, ведущую к лучшему усвоению материала урока, дают те виды деятельности, где учащиеся являются непосредственными исполнителями.
Рассмотрим вопросы, способствующие активному развитию музыкальных способностей, повышению интереса к музыке, пробуждению в учениках стремления к духовному росту, оздоровлению детского организма.
Ученик – это не сосуд,
который надо наполнить знаниями,
а светильник, который надо возжечь!!!
Это наш семейный фестиваль «Волшебная сила музыки».
Цель: увлечь детей музыкой, вызвать в них любовь к музыке, научить ценить красоту, понимать её и всё это в содружестве с родными людьми – братьями, сёстрами, мамой, папой, бабушкой, тётей.
Задачи: разъяснить детям, что музыка способна влиять на человека, рождать в нём те или иные чувства и мысли, менять его характер и даже отношение к жизни, укреплять силу воли. Музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать благородство, гуманность и доброту.
Уже не первый год в школе проходит конкурс-фестиваль «Волшебная сила музыки». Он делится на несколько этапов. Два основных – в ноябре и марте-феврале: это индивидуальные и групповые выступления, семейное творчество (пение, игра на музыкальных инструментах, театральное представление) и третий – четвёртый этапы совместные рисунки, поделки, доклады.
Любое творчество возможно лишь в атмосфере добра и любви. Музыкальная подготовка носит характер воспитывающего, развивающего обучения, это не навязывание, натаскивание, попытка сделать выступление безукоризненным, надо дать почувствовать ребёнку радость творчества. Это касается стеснительных и малообщительных детей.
Например, Грачёва Катя – боялась без мамы шаг ступить, не то, что концертное выступление, теперь она с подругами сами придумывают номера, с удовольствием выступают. В финской программе они с удовольствием участвовали в песнях и хороводах.
Номинация «Стихотворение под музыку». Работа со словом обогащает речь, вырабатывает навыки выразительного чтения. Музыка в синтезе с другими видами искусств дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребёнка. И тогда стеснительные дети, проникаясь обстановкой праздника, раскрываются, читают стихи, охотно изображают сказочных персонажей, а для излишне беспокойных, часто тревожащихся детей - музыка действенное средство для релаксации.
Миниатюрные, театральные сценки, простота, ясность, краткость, перевоплощение доставляет ребятам большое наслаждение.
Музыка не только доставляет нам удовольствие.
Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
Д.Б Кабалевский.
Песенки, припевки, иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту – ведь в основе их миропонимания, мироосвоения, лежит игра, игровой момент, сопровождается это всё, хлопками, прыжками, развивает у детей не только музыкальный слух и память, но и лёгкие, дыхание, голосовой аппарат, ведь большинство дразнилок поются полным голосом, как можно громче.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».
В.А. Сухомлинский
Песня гражданская, патриотическая – способствует воспитанию разносторонней и зрелой личности, формирует высокие идеалы (как не высокопарно это сказано).
Здесь музыка проявляет свою волшебную силу. 4-б «буйный» класс, встретились с Еленой Семёновной, побеседовали, и класс изменился – патриотические песни, и песни о войне стали визитной карточкой этого класса, бывший 4-а класс песню о Ленинградцах пел так, что плакали ветераны в ДК.
Номинация «Танец», т.е. исполнение музыки движением – это способствует развитию творческой инициативы, воображения учащихся, способности по-своему услышать музыку и передать в движении её характер, выразительный смысл, особенности музыкального образа. Танцевальные движения помогают решать оздоровительные, воспитательные, эстетические задачи.
Фестиваль способствует приобщению к культуре других народов. Это и пение на армянском, финском, английском и, конечно, русском языках.
Выступление с мамой или папой станет первым шагом на пути к творчеству, самореализации, и, следовательно, самоуважению для каждого ребёнка, проложив ему дорогу в прекрасный мир музыки. Родители сами раскрываются рядом с детьми.
С особой теплотой и непосредственностью отличаются номера, в которых принимают участие родители – особенно бабушки. Это и выдумка, творчество, подготовка костюмов.
Ещё один вид музыкально-исполнительской деятельности – игра на музыкальных инструментах. На начальном этапе, возможно, использовать методику, позволяющую детям исполнять музыкальные произведения, даже не зная музыкальной грамоты, в которой знакомство с нотами происходит с «рук» учителя.
Игра на музыкальных инструментах, кроме повышения познавательной активности учащихся, способствует координации музыкального мышления и двигательной сферы, развивает фантазию и творческие способности, и, наконец, доставляет удовольствие.
На фестивале часто используется приём группового исполнения. Были выступления, которые заряжали весь зал. Это знаменитые «Ранетки», которые перевоплотились и заставили петь всех слушателей. Это выступления с флейтой, домрой, игрой на синтезаторе, на ударных инструментах, игра треугольниками, бубнами, на ложках.
После проведения фестиваля дети вспоминают, что понравилось, повторяют праздничные номера, но уже с другими исполнителями. Используется метод размышления о музыке. Каждый ребёнок становится в позицию творца, поэта, художника.
Большое внимание уделяется психологической подготовке учащихся (и их родителей) к концертному выступлению. Специфика детского возраста такова, что за чтобы не брался ребёнок, ему приходится всё осваивать впервые: именно в этот момент, ему необходима помощь взрослых, при этом не только дидактическая, но и психологическая. На пути восхождения к совершенству, рядом должен стоять взрослый, который, давая советы, помогает ребёнку пережить свой незначительный, но успех. В среднем в семейном фестивале-конкурсе принимает участие до 80 человек.
Школьные выступления неразрывно связаны с дальнейшими выступлениями на сценах города и района, в ДК, школе искусств.
Вот почему можно сказать: «Музыка не только отражает жизнь, но и обогащает её, обогащает людей, значит, и каждого из нас, наши сердца, наш ум, даже если мы и не всегда сами это замечаем».
Фестиваль и подготовка к нему – процесс увлекательный и интересный. Надеюсь, что встреча с музыкой, встреча с прекрасным позволит нам и нашим детям по-новому взглянуть на мир – как чудо, волшебную сказку с её превращениями и неожиданностями.
«Пусть с каждым ударом вашего сердца рождается радостный звук песни».
Школьный фестиваль
Ноябрь
индиви-
дуальные
груп-
повые
Февраль
Март
семей-
ный
рисуем
поем
играем на инструментах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
От творчества учителя к творчеству ученика.
Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....
Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.
Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в начальной школе....
Обобщение педагогического опыта «Технология ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач): от творчества на уроке к творчеству в жизни».
Обобщение опыта работы учителя начальных классов. ТРИЗ....
Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»
Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...