Детское инструментальное музицирование
методическая разработка по музыке по теме

Викулова Ирина Анатольевна

 

Детское инструментальное музицирование или игра на инструментах как форма активизации музыкальной деятельности учащихся –

одно из направлений внеклассной работы  девочек и мальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskoe_instrumentalnoe_muzicirovanie.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детское инструментальное музицирование или игра на инструментах как форма активизации музыкальной деятельности учащихся –

одно из направлений внеклассной работы  девочек и мальчиков.

Джанни Родари прекрасно сказал о детском творчестве,

что «учить… не для того,

чтобы всех сделать художниками (музыкантами),

а для того, чтобы никто не стал рабом!»

        В сфере современного музыкального образования происходит большой творческий подъём. Создаются различные программы и технологии.

        Поиски путей более естественного и интенсивного музыкально-эстетического воздействия на детей привели меня к убеждению «обучать – играя», не принуждать – заставляя – «Мир музыки с радостью и улыбкой и пусть растёт творческий потенциал!».

        При обучении игре на музыкальных инструментах ставлю следующие задачи:

  1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
  2. Подготовить детей к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
  3. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
  4. Обучение пению и игре на клавишных инструментах, духовых (свирель), ударных (металлофон, треугольник и т.д.).
  5. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

Методические принципы:

  1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено (дать возможность освоиться, захотеть принять участие).
  2. Целостный подход в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование);

б) приобщение к народной культуре (слушание, пение, разучивание русских народных песен и попевок).

  1. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности учащихся, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

  1. Иллюстрации и репродукции.
  2. Дидактический материал.
  3. Игровые атрибуты.
  4. Музыкальные инструменты.
  5. Аудио и видео материалы.

В урок – занятие обязательно входит:

1. Музыкально-ритмические движения.

2. Развитие чувства ритма, музицирование.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Слушание музыки.

        Обучение игре на музыкальных инструментах – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс.

        Обучение – это в значительной степени импровизация, что требует от учителя гибкости, артистичности, интуиции. Приходится искать особые приемы, методы обучения, прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, характер, способности. Но в любом случае ребёнок нуждается в поощрении, тем более в музыкальных занятиях.

        Больших успехов достигается, если учитель облечёт свои уроки в игровую форму. Он должен пребывать в творческом состоянии духа. Каждый урок – это маленький спектакль, это – мини-театр.

Используем знакомые ассоциации, стихи о звуках и нотах, что развивает память. Начинаем играть с рук, затем нота-звуки (цветовые), длительность сравниваем с знакомыми, родными (бабушка-солдат, девочка – припевочка).

Нотный материал выстраивается от простого к сложному. Тексты песенок образны и доступны по содержанию, небольшие пьесы дополняются яркими иллюстрациями, пробуждающие детскую фантазию (сб. Корольковой И.С. «Крохе – музыканту», Е. Железнова «Игра на клавишных инструментах», Н. Ветлугина «Музыкальный букварь», Е.В. Евтух «Игра на свирели» и др.).

Данный нотный материал и программы обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка. Перед тем, как разучивать песенку – пьесу, учитель должен спеть её как бы для себя в присутствии ребёнка. Напевая, играть на каком-нибудь клавишном инструменте: синтезаторе, металлофоне, пианино.

Рассказать о содержании картинки, стараясь заинтересовать. Рассказ чередуется с пением песенки. Игра на музыкальном инструменте, если она не требует больших усилий, очень нравится малышам.

В процессе разучивания у детей развивается чувство ритма, память, появляются первые навыки игры по слуху. Важно, чтобы до разучивания песенки на музыкальном инструменте у ребёнка появился к ней интерес, понравился текст или картинка. Ещё лучше -  если петь её вместе с родителями .

Взрослый первое время пальцем указывает на нужные клавиши или направляет руку ребёнка. Ничто так не усиливает эмоциональное переживание, отзывчивость как собственное исполнение.  Ребёнок умеющий петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять музыку движением, более глубоко и осмысленно воспринимает музыку.

Вывод: игра на музыкальных инструментах повышает познавательную активность учащихся, способствует координации музыкального мышления и двигательной сферы, развивает фантазию и творческие способности и, наконец, доставляет детям большое удовольствие.

Каждому ребёнку педагог отдаёт много сил и теплоту своей души. Но проблемный ребёнок – это в сто крат больший труд, огромные затраты энергии – физической, психической, душевной.

Многолетний опыт музыкально-коррекционной работы доказывает, что пассивное слушание музыки детям с ограниченными возможностями здоровья недоступно или дается с огромным трудом путем волевой организации педагогом статичных поз детей, «насильственной тишины», что само по себе обесценивает применение музыки в терапевтических целях. Мы всегда проводим активное слушание музыки совместно с игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых, ударных, струнных, духовых).

Большим успехом пользуются самодельные шумовые инструменты – скрипелки, свистелки, погремушки, разнообразные коробочки и емкости с различными наполнителями, которые в совокупности с настоящими музыкальными инструментами позволяют очень нетрадиционно, образно украсить любую мелодию, сказку.

Последовательность освоения данного этапа следующая. Сначала проводим презентацию различных музыкальных инструментов, в процессе которой идет обогащение общих представлений детей, ознакомление их со звуковыми свойствами инструментов. Затем педагог выразительно и эмоционально исполняет музыкальное произведение на фортепиано, и дети должны в соответствии с музыкой начинать и заканчивать игру на инструментах, впоследствии учитывая динамику, темп и ритм произведения.

Далее можно предлагать простейшие музыкальные игры с инструментами.

Исполнение на музыкальных инструментах, использую и на уроках (например, при изучении П.И. Чайковского «Финал 4 симфонии» был организован оркестр с клавишными, духовыми и шумовыми инструментами.

Бинарный урок с английским уклоном Э. Григ «В пещере горного короля», Л. Моцарт «Катание на санях» использовались шумовые инструменты с металлофоном.

При обучении игре на музыкальных инструментах происходит всесторонне развитие личности ребёнка:

  1. Эстетическое – развитие чувства прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству.
  2. Умственное – развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление.
  3. Нравственное – формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

Результат – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки: "Концерт – жанр инструментальной музыки"

За окном весна и у нас хорошее настроение. А что нам может создать это хорошее настроение?...

Развитие творческих способностей и эстетического восприятия музыки в процессе индивидуальных и групповых занятий по элементарному музицированию в условиях прогимназии

Обобщение опыта работы с учащимися начальных классов во внеурочное время в рамках вокально-флейтового кружка "Жаворонок"...

«Музицирование в условиях русско - народных обрядовых действий в начальной школе»

Содержание методической разработки направлено на изучение  младшими  школьниками   русских  народных песен, наигрышей, обрядов и игр.  Процесс музицирования в школе в усл...

«Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе коллективного музицирования»

Материал предназначен для учителей музыки, работающих  в начальной школе....

Презентация "Сольное и ансамблевое музицирование"

Презентация "Сольное и ансамблевое музицирование" для урока музыки в 1 классе начальной школы с просмотром мультфильма "Бременские музыканты" (1969г.)...

Анализ развития музыкальных способностей в процессе инструментального музицирования

В процессе инструментального музицирования на уроках музыки, во внеурочной и кружковой работе у учащихся развиваются чувсво ритма, мелодичекий и гармонический слух, чистота интонирования, тембровый сл...