Хор с малышами
методическая разработка по музыке (1 класс) по теме

Коробкина Татьяна Сергеевна

 

Хоровое искусство остается одним из самых доступных  и любимых детьми видов коллективного, художественного  творчества. Трудно переоценить воспитательное значение хорового пения на детей, которое определяется на ребенка исполнительского коллектива, природой самого хорового звучания, способного вызывать сильные эмоции.

     Пение имеет две стороны: во-первых, это серьезное занятие, где дети получают новые умения и навыки; во-вторых, это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты (маршировка, хлопки в ладоши), использование исполнительских красок (пение запева одной группой хора, припева-другой, чередование пения солиста и хора и т. п.), двигательная активность малышей. 

     Дети приходят в хор и учиться хоровому пению, и получать эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями, исполнения их, общения с руководителем хора, со своими сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hor_s_malyshami.docx21.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хоровое искусство остается одним из самых доступных  и любимых детьми видов коллективного, художественного  творчества. Трудно переоценить воспитательное значение хорового пения на детей, которое определяется на ребенка исполнительского коллектива, природой самого хорового звучания, способного вызывать сильные эмоции.

     Пение имеет две стороны: во-первых, это серьезное занятие, где дети получают новые умения и навыки; во-вторых, это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты (маршировка, хлопки в ладоши), использование исполнительских красок (пение запева одной группой хора, припева-другой, чередование пения солиста и хора и т. п.), двигательная активность малышей.  

     Дети приходят в хор и учиться хоровому пению, и получать эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями, исполнения их, общения с руководителем хора, со своими сверстниками.

Специфические особенности занятий хоровым пением помогают малышам быстрее адаптироваться в коллективе; т.к. помимо решения логопедических, координационно-ритмических и др. проблем, занятия хором способствуют раскрепощению психики ребенка.

    Помимо приобретения вокально- хоровых навыков у детей имеются огромные возможности для расширения кругозора, воспитание чувств гражданственности, коллективизма. Но благотворное влияние музыки на маленьких исполнителей может иметь только художественно исполненное произведение, а уровень художественности исполнения напрямую зависит от овладения детьми отдельными техническими навыками. Об особенности работы с детьми на начальном этапе написано достаточно много ведущими отечественными специалистами - В.Г.Соколовым, Л.М.Ждановой, Л.М.Абелян, Л.М.Жаровой, Г.А.Струве и д.р.

     Формирование певческой деятельности у детей 5-6 летнего возраста зависит не только от индивидуальных особенностей и коллективного опыта, но так же от тех условий, в которых протекает деятельность. К числу таких условий относится вопрос дисциплины в хоре. Хорошее поведение детей на занятиях - залог будущего успеха. Дисциплина- это атмосфера, в которой дети творят, учатся новому. Известный хоровой деятель В.Г.Соколов считает, что «художественные результаты находятся в прямой зависимости от дисциплины, поведения детей».

В начале занятий дети не знают, как себя вести: одни испуганы, встревожены, другие слишком веселы, повышенно эмоциональны.

    Хормейстеру нужно найти верный тон, в котором чувствовалась бы воля руководителя и, в то же время, доброжелательность и любовь к детям. Очень хорошо сказал об этом мастер хорового дела Болгарии Бончо Бончев: «Без ласки нет пения».

В хоре необходимо учитывать психологические и физиологические особенности детей младшего возраста. Младший возраст- это период, который должен вобрать в себя то, что наиболее характерно для условий воспитания ребенка до школы, укреплять все полезное для дальнейшего обучения и создать благоприятные условия для усвоения того нового, что вытекает из обстоятельств и условий на новой ступени развития ребенка. Помощь в преодолении трудностей, неизбежных на начальном этапе, несет знание некоторых известных приемов.

    Например, такой прием подражания . «сделай, как я» необходим на начальном этапе работы. Помимо этого приема следует спрашивать наиболее активных, способных детей – тех, кто может служить примером для подражания. (Детей, у которых еще не налажена координация между слухом и голосом, которые отстают от остальных ребят по какой- либо другой причине, следует спрашивать лишь для того чтобы поддержать, похвалить за то, что у них получается, с чем они справляются.

    В хоровой работе с детьми младшего школьного возраста надо шире использовать привычные для детей формы деятельности, в первую очередь элементы игры, чтобы на их базе постепенно приучить начинающих певцов к новым формам деятельности. На начальном этапе именно игру и следует использовать как метод преодоления трудностей.

    Педагог играет на рояле один звук в нюансе и говорит: «Послушайте, ребята, как звучит эта нота?» .(В классе должна быть полная тишина.) «Теперь прислушайтесь, как мой голос точно повторяет этот эвук, полностью сливается с ним, получается единое, целое в звучании. Кто сможет сделать так же?» Педагог просит спеть сначала одного ученика, потом сразу двух, трех, десять человек и т.д. И вот уже хор звучит совсем по другому,, Игровые приемы очень облегчают хоровую деятельность с детьми. В месте с тем, игровые моменты должны быть лишь отдельными приемами, не подменяющими суть хоровой  деятельности.

    К сожалению, в последние годы все чаще в школу приходят дети, не только не имеющие понятия о дисциплине, ответственности, но и никогда не игравшие в коллективные детские игры, известные каждому нынешнему взрослому, такие, как  например, русские народные игры- хороводы «Колпачок» «Каравай». Ушли в прошлое игры, начинающиеся разнообразными считалками, которые учили детей четко, ритмично произносить слова, выделяя движением руки ударные слоги. Поэтому, знакомимся с малышами на первых занятиях в игре-хороводе «Каравай».

Двигаясь в хороводе, держась за руки и произнося ритмично слова, дети получают азы пространственной ориентации, улучшается моторно- речевая координация, в непринужденной форме воспитывается чувство ритма, эстетика. «Признание в любви» всем присутствующим в конце каждого куплета (…я люблю, конечно, всех…) обычно вызывает ответную, положительную реакцию даже у самых застенчивых малышей.

    На первом занятии мы считаем целесообразным введение хорового чтения, например, стихотворение Н.Усатовой «Слово на ладошках», которое исполняется с движением.

 Я найду слова везде (разводят руки в стороны)

И на небе, и в воде (поднимают руки вверх, опускают вниз)

На полу, на потолке (опускают руки вниз, поднимают вверх)

На носу и на руке (указательными пальчиками касаются носа, хлопают ладошкой по руке)

    Во первых, с чтением стихов все дети знакомы, поэтому смело и охотно повторяют за педагогом короткие фразы; во вторых, прежде чем они пропоют первый звук, полезно обратить внимание на артикуляцию, т.е. на то, как «открывается рот»- красиво или некрасиво, в результате чего стихотворение получается выразительным или не выразительным; в третьих, свою первую песню в хоре они исполнят далеко не сразу, а исполнение такого «хорового стихотворения» может быть исполнено довольно выразительно уже на третьем занятии, что создает в коллективе «ситуацию успеха», что благотворно повлияет на дальнейший творческий процесс.

    На занятиях среди многочисленных задач, стоящих перед дошкольниками, мы считаем первоочереднной ритмическую организацию. Почему именно ритм? Потому, что сама жизнь есть ритм, и пребывание ребенка в ритме -  состояние для него естественное, следует просто на него обратить внимание детей.

    Для воспитания хористов упражнения, развивающие чувство ритма, очень важны. Ритмически четкое исполнение партии, своевременное вступление, умение выдержать паузы, устойчивость темпа - все это представляет большую трудность, преодолеть которую помогает ритмическая тренировка.

    Воспитание и развитие чувства ритма - серьезная и нелегкая проблема, наиболее глубокое теоретическое обоснование  имеется у видного советского психолога Б.М.Теплова. В своих трудах он дал четкое определение самой сути ритма. Основу его, указывал ученый, составляет моторика, а потому и восприятие ритма бывает не только «слуховым» но и «слухо - двигательным». Б.М.Теплов, приводя основные положения теории швейцарского педагога – музыканта Жак - Далькроза, который первым понял двигательную природу музыкально – ритмического чувства, писал, что «…нельзя не согласиться полностью с такими его положениями: «Всякий ритм есть движение…В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело…Без телесных ощущений ритма… не может быть воспринят ритм музыкальный». Исходя из этих положений, советский ученый делает важный практический вывод: «Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки»(Б.М.Теплов, Психология музыкальных способностей).Следовательно, развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе самой музыки.

    Наиболее простая форма обучения маленьких певцов -  четко хлопать в ладоши, притопывать  в такт песни. Любое движение под музыку должно быть обосновано чисто эмоционально. Очень важно, чтобы дети научились ощущать сильную и слабую доли, это создает хорошую основу для постижения в дальнейшем темпа, размера, длительностей нот, пауз, решит проблему одновременного вступления, и т.д. В дальнейшей работе можно использовать различные ритмические схемы и отрабатывать их по тактам в разной последовательности, попробовать поиграть в речевые каноны, например: Е.Поплянова «Шла веселая собака». Речевой канон является не только увлекательной игрой, но и учит твердо и уверенно держать свою партию, что окажет незаменимую услугу в дальнейшем, при разучивании канона вокального.

    Следующей задачей, стоящей перед нами, это формирование округлых гласных, с правильным открытием рта – свободно, вертикально. Решение этой проблемы отражено в книге видного детского хормейстера В.С.Попова «Русская народная песня в детском хоре», в методической работе М.Розенберг «Развитие интелектуально – художественных способностей детей в хоре ДМШ».

    Чтобы решить данную задачу, мы выполняем следущее упражнение, при этом помогаем себе руками, чтобы расслабить мышцы лица, тела:

А – руки свободно опускаются сверху вниз,

О – руки описывают круг,

Е – кисти рук опускаются вниз.

И – руки согнуты в локтевом суставе, кисти круглые двигаются навстречу друг к другу.

У – руки вытягиваются вперед, кисти круглые.

    Чем непринужденее движения рук, тем свободнее открывается рот.

Повторяя второй, третий раз, мы не просто произносим, а прислушиваемся друг к другу, чтобы получилось одновременно, вместе, свободно, одинаково по динамике и звуковой окраске.

    С этого момента ученики должны быть внимательны к своей разговорной речи. И дома, и в классе, они должны разговаривать красиво, вертикально открывая рот.

    Продолжая работу над правильным формированием гласных, мы используем скороговорки, дети их очень любят. Они всегда способны удивить нас своим звуковым нарядом и требуют от нас иного, чем в обычной речи, отношения к изучению родного языка – внимательного, заботливого. Ведь недаром дал народ скороговоркам еще одно имя – чистоговорки, например:

Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.

Ослик, ослик, дорогой, рот, пожалуйста, открой.

Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка то – же.

Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели.

Ученик учил уроки- у него в чернилах щеки.

                                                                            (С.Я.Маршак).

Далее переходим к артикуляционным упражнениям.

Произнесение разных гласных: А – О - Э –И – У. Следить за круглой манерой произнесения, за свободой артикуляционного аппарата. Произнесение этих же гласных закрытым ртом, активно артикулируя. Это дает ощущение мышечной свободы.

Добавление к гласным согласных, что активизирует дикцию. Нельзя допускать утрированного произношения согласных.

      Ах – Ох – Эх – Их – Ух  -

      Ак – Ок – Эк - Ик  - Ук –

      Ат - От – Эт – Ит – Ут

   Первые два упражнения мы произносим на разной высоте, с различной смысловой и эмоциональной окраской:

Удивление – недоумение,

Радость – печаль,

Ликование – грусть,

Доброта – злость, а также ехидство, вредность, испуг и т.д.

Произнесение согласных:

а)   Ф – С – Ш –

б)   Ф – Х – Ц –

   Следить, чтобы вдох был активный, произнесение на вдохе, выдох шумный. Плечевой и грудной отделы неподвижны, но мышечная свобода сохранена.

Произнесение согласных, вызывающих у детей образные ассоциации (например, звуки, связанные с игрой в железную дорогу) – Чу - , - Ф - , - Ц -,

ТТ - , - Чу - , _ К – и т. п. Последние два упражненияполезны -  дети, не задумываясь, начинают пользоваться певческим дыханием. Кроме того,  упражнения формируют фонетическую атаку, каркас слова, необходимый для четкой артикуляции.

Следующим этапом работы являются вокальные упражнения.

Пение гласных на разной высоте:

А – О – Э – И – У - , - А – О – Э – И – У –

Звук должен тянуться ровно, гласные пропеваются кругло, одинаково, дети стараются слушать друг друга.

Пение коротких слов – к гласным добавляются согласные:

Ма – Ма, Па – Па, Ба – Буш – Ка.

Работа губных мышц должна быть активной, мягкой, но не вялой.

Пение небольших попевок.  Следим, чтобы все гласные дети произносили одинаково кругло и собранно.

Следующее упражнение поможет в освоении интонирования большой терции:

Ой, люли, люли, люли, прилетели журавли. Как они летели – все на них глядели. Журавли курлыкали, киски мурлыкали.

Следить, чтобы интонирование верхней нотки было чистым, прикосновение к звуку «сверху». Очень важно обратить слуховое внимание детей к предслышанию хода на большую терцию.

Интонирование мажорного трезвучия на legato и staccato. Вырабатывается навык ощущения высокой позиции:

Ра – ду – га, Ра – ду – га, Сол – ныш – ко, Сол – ныш – ко.

    После вокальных упражнений следует работа над произведением. Работа над произведением – целый мир новых открытий. При знакомстве с песней обязательно исполнить ее очень ярко, захватывающе, чтобы ребенок стремился поделиться полученной информацией с близкими, выучить произведение, и , возможно, узнать как можно больше.

    Разучивание происходит по фразам, постепенно фразы объединяются в предложения, и наступает этап целостного исполнения.

    В своей работе мы не касались отдельно методов развития вокально-хоровых навыков так как в основном все навыки формируются и развиваются параллельно, например, пропевая скороговорки, мы не только учим четко произносить согласные звуки, но и провильно формировать, тянуть гласный звук. А это уже тема звуковедения. Исполнение тех=же упражнений на разной высоте, на одном-двух звуках, развивает и слух, и интонацию, укрепляет певческое дыхание. Цель нашей работы – поделиться практическим опытом работы с детьми 5 – 6- летнего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

говорил нерождённый малыш

стихотворение к Дню матери...

Физкультминутки для малышей.

Физкультминутки на уроках для первоклассников....

Научите малыша трудиться

Учим малыша любить трудиться, а также уважать труд других людей....

Викторина по книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

После того, как учащиеся прочитали книгу Астрида Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», была проведена викторина по содержанию этой книги....

Разработка урока по чтению во втором классе "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше"

Разработка урока по литературному чтению во втором классе по программе «Школа 2100»(с использованием «Проникающих информационных технологии»)...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Малыш и Карлсон"

Урок литературного чтения разработан по программе "Школа 2100", 2 класс. Это первый урок по произведению известной шведской писательницы Астрид Линдгрен. На этом уроке учащиеся знакомятся с главными г...

Лесные загадки. Электронная книжка для малышей

Книга с цветными пометками для облегчения чтения начинающим читать детям. Способствует формированию правильного способа чтения....