Не река, море ему имя. Творчество И.С. Баха.
план-конспект урока по музыке по теме
5 КЛАСС.
ТЕМА: НЕ РЕКА, МОРЕ ЕМУ ИМЯ. ТВОРЧЕСТВО И.С. БАХА .
«Урок-путешествие» ( с применением мультимедийных технологий).
ЦЕЛЬ: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха и народной немецкой музыки.
ЗАДАЧИ:
· реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха;
· развитие творческой и двигательной активности на уроке музыки;
· формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности;
· восприятие детьми созвучности изобразительного искусства и музыки И.С. Баха.
Основные направления музыкально-культурного развития:
· Восприятие – знакомство с богатством выразительных звуковых возможностей органа; произведениями из музыкального наследия И.С. Баха, духовно-образным содержанием его творчества;
· Вокал – выразительное исполнение канона “Лягушачий концерт” Подгайц.
· Пластика движения – поиск выразительных движений под музыку “Шутка” И.С. Баха; умение проанализировать ритм полифонии.
ОБОРУДОВАНИЕ:компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, диски с музыкальными произведениями.
МУЗ. МАТЕРИАЛ: «Токката ре-минор», «Полонез», «Фуга в подражании рожку», «Ария» И. Бах, «Лягушачий концерт.
ХОД УРОКА
№ | ПЛАН | СОДЕРЖАНИЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Орг. ход. | Здравствуйте ребята! Прежде чем перейти к новой теме урока, я хочу вам предложить разгадать небольшой кроссворд, в котором зашифровано ключевое слово сегодняшней темы . Отгадывать будем всем классом.
Иоганн Себастиан Бах.
Иоганн Брамс выразил свое безмерное уважение к Баху в следующих словах: «Если бы вся музыкальная литература – Бетховен, Шуберт, Шуман – исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха, - я был бы безутешен». Бах! Сокрушительный слог, который заставляет трепетать композиторов, падать ниц исполнителей, осчастливливает почитателей Баха и приводит в уныние всех остальных. - Как это может быть? - Как эта музыка – захватывающая и трепещущая, может вызвать скуку? Тем не менее, это так: многие из вас находят Баха скучным. И не отрицайте, в этом нет ничего постыдного. Может быть, беда состоит в том, что у вас не было возможности познакомиться с ней: вы мало слушали Баха…. Сегодня мы попытаемся заполнить этот пробел и в конце урока, может, вы тоже станете почитателями Баха.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Фуга в подрожании охот- ничьему рожку.
Исполнен Рисование Слушан. Токката ре-минор | Работа по теме урока. Бах творил в XVII веке. ХVI–ХVII век – тяжелый период в истории Германии. Бедствия были вызваны Тридцатилетней войной. Казалось, что эти условия мало способствовали существованию музыкантов-профессионалов. Жизнь, которую вел Бах, была полна лишений и нужды, он, бесправный, постоянно испытывал притеснения влиятельных князьков или отцов церкви, у которых должен был служить. - Скажите, а к какой музыкальной эпохе относится творчество Баха? (Барокко). - Чем характеризуется эпоха Барокко? (Защита группы №1) Презентация Звучит музыка (Слайд1. Эпоха Барокко). Эпоха Барокко (XVII–XVIII) век – время увлечения цветистостью и вычурностью в искусстве.
Новый музыкальный стиль проник и в церковную музыку, например в органные мессы Баха.
- А что вы можете рассказать об этом немецком композиторе? (…) Звучит музыка И.С. Баха “Прелюдия до мажор” (Слайд 2. Изображение Иоганна Баха). И. С. Бах (1685-1750г) Немецкий композитор. Он жил в эпоху барокко. Играл на органе, флейте, скрипке. Жизнь композитора тяжелаИоганну Себастиану не было еще десяти лет, его отец скончался. Мать умерла еще раньше. Оставшись сиротой, Бах был вынужден искать приют у своего старшего брата Иоганна Кристофа, который был органистом в Ордруде. С 15 лет начинает свой трудовой путь – служит певчим и органистом в церквях, музыкантом при карликовых дворах немецких правителей.
Музыку Баха – живую, яркую не понимали.Считали, что она слишком бурная, не настраивает на молитву.Ему ставилось в вину, что он создает музыку “слишком короткую или слишком длинную”, а в его поведении “недостаточно подобострастия”. Действительно, немногие люди во времена Баха осмеливались пропеть гимн человеку. В этом порыве Бах опередил свое время. По своему воспитанию Бах был очень скромным человеком, в общении с людьми – мягким, добрым. Но во всем, что касалось творчества, он становился непреклонным, не шел ни на какие компромиссы. В Лейпциге Баху пришлось вести, особенно тяжелую борьбу с городским магистром за право свободного творчества. Дело дошло до того, что непокорному «музыканту» пригрозили запретом вообще сочинять и исполнять свою музыку. Но Бах не сдавался. Музыка, которую сочинял Бах, никак не внушала богобоязненный трепет прихожан. Она пробуждала радость, вселяла людям уверенность в свои силы, звала к подвигу. По ходу урока предлагается задание, найти в ресурсах интернета ответ на вопрос: почему в 1708 году И.С. Бах попадает в тюрьму?
- А вы знаете, какое занятие принесло Баху неизлечимую болезнь, от которой он в последствии умер?
…Постоянное усердие, с которым он, особенно в молодые годы, отдавался изучению искусства, посвящая этому дни и ночи, ослабило его зрение. Этот недуг усиливался, и привел к слепоте. Дважды он делал операцию и дважды неудачно. И вследствие неправильного лечения заболел и умер 22 июля 1750 года
- А что свойственно музыке И. С. Баха, какие музыкальные особенности?
–Учитель обращается к доске, на которой слово: полифония, “поли” – в одном цвете и “фония” – в другом. – Что такое полифония? Переводим “поли” – много, а фон? Я приглашаю вас к творческому поиску. Придумайте слова, оканчивающиеся на суффикс “фон” – телефон, магнитофон, саксофон. Заметили, все слова связаны со звуком. Значит фон - это звук! Отсюда следует, полифония – многозвучие, многоголосие.
На доске появляется слово “многоголосие”. Работа у доски –Ребята, поднимите руку тогда, когда услышите вновь вступающую мелодию, а один из вас изобразит в виде лесенки бегущие линии друг за другом на доске. - Что же такое полифония? (группа №2)
Самые простые полифонические произведения это каноны. Каноны Баха слишком сложны для исполнения, поэтому давайте, исполним детскую попевку с элементами канона.
Исполнение «Лягушачий концерт" Подгайц. “Ребята, возьмите альбомные листы и краски, и мы увидим, в какой степени у вас развит цветовой слух, ведь он есть у каждого из вас. Это могут быть сгустки красок или имитация их, могут быть ваши ассоциации на музыку: облака, море и т.п. Покажите, что вы чувствуете, слышите, какой музыкальный образ возникает или рождается на вашем эскизе. Для этого мы вместе с вами послушаем фрагмент фуги из “Токкаты и фуги” И.С. Баха. Звучит фрагмент фуги из произведения “Токката и фуга” ре-минор И.С. Баха. дети сами анализируют рисунки, сравнивают с изображениями на экране. Лучшие эскизы представляются для демонстрации. Посмотрите как на доске будет изображена радуга, Изображающая музыку Баха.
- Прозвучавшее произведение – «Токката фуга ре-минор» – строгая, помпезная, величавая, острая и точная. - А какой инструмент исполнял фугу? (Орган). - Почему его называют “Ваше Высочество?” (Очень большой инструмент размером с пятиэтажный дом). - Почему “Ваше Всемогущество”? (Может издавать звуки разных инструментов, звучать на дальнее расстояние, звучит мощно). - Скажите, а на каком инструменте или инструментах играл Бах? (Слайд Изображение органа, скрипки, флейты, клавесина).
- Скажите, Бах писал только исключительно серьёзную, церковную музыку? (Слайд. Светская жизнь И.С. Баха, собор св. Фомы). (Нет, у него есть светские произведения, танцевального, весёлого характера). Слушаем “Полонез” из сюиты №2 И.С. Баха.
- Характер произведения танцевальный или песенный?
Поскольку мы выяснили, что это музыка танцевального характера, давайте станцуем под нее, не забывая о веке, в котором была сочинена музыка. Какой танец можно под неё исполнить? Дети: Скорее всего, танец Полонез.
Танцуем под музыку «Полонез».
3. Вывод по уроку (Слайд 10. Портрет И.С. Баха). Учитель: Сегодня мы стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. Мне хочется, чтобы, рассматривая этот портрет, вы поняли, какой это был человек, и в какое время он родился, жил и творил. И почему Л.В. Бетховен о нём сказал: “ Не ручей, а море имя ему”?
Фамилия Бах в переводе обозначает “ручей”, а поскольку композитор очень много сделал в музыке, написал множество замечательных произведений, которые востребованы и в наше время, поэтому ему имя “море”. Рассматривая портрет, видишь человека, сильного характером, волевого, пережившего много жизненных трудностей Его произведения полны философских размышлений, диалога, драматургии и красоты. Кстати музыку Баха была самой исполняемой в ХХ веке, причем в различных музыкальных стилях.
- Скажите, а были у Баха дети? Какова их судьба? (Слайд 7. дети Баха).
Ребята, сегодня мы с вами приобщились к тайне, которая представлена в творчестве великого И.С. Баха. Перед вами карточки с вопросами. Отметьте правильный ответ.
Учитель “Великий Бах, ты – музыка Вселенной, Ручьем сольется мощное звучанье Спасибо за урок!
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_reka_more_emu_imya._tvorchestvo_i.s._baha.docx | 28.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 КЛАСС.
ТЕМА: НЕ РЕКА, МОРЕ ЕМУ ИМЯ. ТВОРЧЕСТВО И.С. БАХА .
«Урок-путешествие» ( с применением мультимедийных технологий).
ЦЕЛЬ: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха и народной немецкой музыки.
ЗАДАЧИ:
· реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха;
· развитие творческой и двигательной активности на уроке музыки;
· формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности;
· восприятие детьми созвучности изобразительного искусства и музыки И.С. Баха.
Основные направления музыкально-культурного развития:
· Восприятие – знакомство с богатством выразительных звуковых возможностей органа; произведениями из музыкального наследия И.С. Баха, духовно-образным содержанием его творчества;
· Вокал – выразительное исполнение канона “Южный Ктототам”.
· Пластика движения – поиск выразительных движений под музыку “Шутка” И.С. Баха; умение проанализировать ритм полифонии.
ОБОРУДОВАНИЕ:компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, диски с музыкальными произведениями.
МУЗ. МАТЕРИАЛ: «Токката ре-минор», «Полонез», «Фуга в подражании рожку», «Ария» И. Бах, «Южный Ктототам».
ХОД УРОКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моря, озёра и реки России
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Моря , озёра и реки России"....
Моря, озёра и реки России. 4 класс.
Открытый урок по окружающему миру. 4 класс....
Проектная работа «И сила , и вечность, и чистота священного моря –Байкала» ( по творчеству Марка Сергеева)
Проектная работа«И сила , и вечность, и чистота священного моря –Байкала»( по творчеству Марка Сергеева)...
Реки моря и озера
Конспекту рока Организм человека УМК ШКола Росии...
Тест по окружающему миру по теме "Реки,моря,озера России" для 4 класса
Тест можно использовать для проверки домашнего задания по теме "Реки,моря,озёра России"(4 класс). При составлении использовано методическое пособие Т.Н.Максимовой "Поурочные разра...
Тема урока «Многогранность и современность музыкальных образов в творчестве И.С.Баха»
Цель урока-сформировать представление учащихся о многогранности и современности музыкальных образов И.С.Баха...
3. Море Лаптевых. Моря, озера и реки России
По теме: "Моря, озера и реки России". Окружающий мир 4 класс УМК Школа России...