Система оценивания образовательных достижений
статья

Кузнецова Галина Михайловна

 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx168.43 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Структура системы оценки:

          Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само­ и взаимооценки не только дают возможность педагогам и обучающимся освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

В соответствии со ФГОС НОО основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация образовательной деятельности на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательной деятельностью.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы и педагогических кадров.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательных отношений. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Структура  системы оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы начального образования и её основные компоненты

Данная модель, я считаю, нацелена на оценку достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования. Её основными компонентами являются (схема 1):

Схема 1

Модель построения мониторинговых процедур                                                                                  Схема 2


Схема 1.

Для организации внутренних контрольно-оценочных процедур по оценке достижения планируемых промежуточных и итоговых образовательных результатов у нас создаётся банк контрольно-оценочного инструментария, используются разнообразные методы диагностики – наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, контрольное тестирование. Результаты контрольно-оценочных действий (КОД) оформляются в индивидуальных и коллективных рефлексивных картах.

Таблица 1

Инструментарий, критерии и процедуры в системе  оценивания планируемых результатов

Цель мониторинга

Задачи мониторинга

Критерии и инструментарий

Механизм  мониторинга

Организация комплексного подхода к управлению ООП НОО через оценку результатов образования и уровня продвижения учащихся в образовательной деятельности.

Административное отслеживание реализации ООП НОО через педагогическую диагностику.       Педагогическая диагностика предполагает реализацию следующих этапов:  причинного, констатирующего, прогностического, этапа педагогического назначения и коррекции, этапа анализа и оценки учителем собственной деятельности.

Систематизация результатов (анализ,  пути решения, выводы).

Уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования через систему критериальных признаков качества усвоения  образовательного материала с использованием наблюдения, анкетирования, тестирования.

Разрабатываются  специальные формы отслеживания результатов (рефлексивные карточки, Лист наблюдений и т.п.).

Диагностический материал по проверке учебных достижений  трех уровней сложности.

Периодическое отслеживание реализации ООП НОО (систематическое сравнение настоящих, промежуточных результатов образовательной деятельности с предыдущими в одних критериальных оценках и коррекция образовательных действий с учетом требованиям ФГОС к результатам образования).  

Модель мониторинга динамики качества освоения базового (повышенного) уровня планируемого результата в условиях организации формирующего оценивания выглядит так (схема 3):

Схема 3

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований ФГОС НОО. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об осознанном освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
  •  «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований ФГОС НОО и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачёт»).

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Методы и формы оценивания* (перечислить):

В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание,  рефлексию.

Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

        В начальной школе дети очень любят оценивать себя, Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности.  Мои третьеклассники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и  на уроке:

Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома

Критерии оценки

На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5)

Оценка учителя

1. готовясь к уроку дома, я поработал на …

2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на …

3. я выполнил письменное задание на …

4.  я работал со словарём на …

5.  я использовал дополнительный материал на …

6.  я подготовил устное задание на …

7.  моё участие в работе на уроке можно оценить на …

8. моя реальная отметка за урок

9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил …

Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат:

1. быть внимательнее на уроке

2. активнее работать на уроке

3. сразу просить объяснить то, что непонятно

4. получить консультацию учителя

5. воспользоваться помощью товарищей

6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома

7. другое

Лист самооценивания  работы на уроке литературного чтения

Что делаем на уроке

Отметка о выполнении:

 «!»  - всё верно,  

«+» - есть ошибки,

« –» - не справились.

Дополнение учителя

к оценке

  1. Скороговорка

  1. Игра «Составь  слова»

  1. Работа с текстом.

  1. Вставь пропущенные слова и вспомни авторов произведений.

6. Общий итог по уроку.

Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике.  На листе указаны задания, которые взяты под контроль.

Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики

Задание

Правильность выполнения

Оценка

о  выполнении  

(!, +, –)

« Посчитай»

 «Реши задачу»

Кр. запись

Решение

Ответ

Схема

«Подумай и сравни»

Оцени свою  работу. Отметь нужное место на линейке знаком X.

        0    1   2   3   4    5   6   7   8   9   10

На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.

Ф.И.

Задание  по русскому языку

Проверяемое

Проверочное

ед.ч.  или  мн. ч.

уменьш. – ласкательное

Другое однокоренное

Ст…ной

Л..сичка

Л…сной

Тр…ва

Сл…ва

Оценка работы

обучающегося

«!» - всё правильно

«+» - есть ошибки, но сам исправил

«-» -  не выполнил задание

Оценка учителя

Также прием самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные  тесты  мои ученики    проверяют сами по  слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности.

Лист самооценки творческого дела

Ф.И. ученик       ___________________

Необыкновенный результат, его будет  сложно повторить

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Доволен,  похоже на то, что делаю обычно

Цель достигнута,  но в следующий раз многое сделаю  иначе

Практикую на своих уроках  парноевзаимооценивание, так называемая взаимопроверка.

Лист взаимооценки выразительного чтения

Критерии чтения

Я как исполнитель

Мнение слушателя

Названы автор и заглавие произведения

Передано настроение автора и героя

Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части

Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний

Выбран необходимый темп чтения

Текст прочитан с необходимой громкостью

Удачно нарисован голосом словесный образ….

Слушателям понятно то, о чём было прочитано

Критерии оценивания использую и при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

Лист оценивания  на уроке технологии

Название группы ______________________________  

Фамилия и имя ___________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  • Все ли члены группы принимали участие в работе?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  • Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

                         А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  • Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

  • Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

01   2   3   4    5   6   7   8   9   10

         Лист оценки работы в группе над проектом

По каждомупункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.

Критерии самооценки

1

Мы тщательно изучили  тему проекта

2

Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы

3

Мы распределили обязанности участников проекта

4

Мы провели исследование по теме проекта

5

Каждый участник команды участвовал в сборе информации

6

Мы умеем работать в группе

7

Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта 

8

Мы правильно распределили время работы над проектом

9

Мы научились анализировать свои действия

10

Мы научились представлять результаты своего труда

11

Мы научились создавать презентации для представления проекта

12

Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта

13

Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет

14

Мы научились защищать свой проект перед аудиторией

Итого (балл)

В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.

        Организуя групповую работу, часто предлагаю своим ученикам подобные карточки. В данном случае школьники читали мини-тексты по теме  «Домашние и дикие животные», а затем высказывали свое мнение по данной проблеме.

Карточка  взаимооценивания результатов работы в группе

Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу, сдайте карточку учителю.

Задание 1:

соотнеси тексты и их заголовки

Задание 2:

задай 3 вопроса по содержанию текста

Задание 3:

ответь на вопросы одноклас-

сников

Задание 4:

выскажи свое мнение по данному вопросу

текст1

текст2

текст3

вопрос1

вопрос2

вопрос3

количество правильных ответов

задание

выполнено +

задание не выполнено -

ученик 1

   +

  -

  +

+

  +

    -

       +  +

           +

ученик 2

    +

   +

  -

  +

 -

  -

  + + +

            +

ученик 3

        

 1 «+» = 1 балл

9-10 баллов -  отметка «5»

7-8 баллов – отметка  «4»

5-6 баллов – отметка «3»

менее 5 баллов – Отметка «2»

           Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные  достижения, а также достижения своих  одноклассников.

  В конце урока учащиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.

1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...

  • Мне больше всего удалось...
  • А особенно удалось...
  • Что я получил от этого урока, мероприятия?
  • За что ты можешь себя похвалить?
  • За что ты можешь похвалить одноклассников?
  • За что ты можешь похвалить учителя?

2. Мои достижения на уроке..

Сегодня на уроке я (мне):

  • научился...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • мои ощущения...

3. Урок привлек меня тем ...

  • показался интересным...
  • взволновал...
  • заставил задуматься...
  • навел меня на размышления...

4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных;
  • я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими

заданиями;

  • они легче остальных заданий;
  • затрудняюсь ответить.

5. «Состояние моей души».

Ребенок берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

Д

Г

Комфортно

В

Уверен в своих силах

                               Б

Хорошо

А

Плохо

Крайне скверно

Оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?

Самая главная проблема - заниженная и завышенная самооценка учащихся. Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику.

Только постоянная и регулярная кропотливая работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".

          Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако - дорогу осилит идущий, мы не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы  оценивания, пополнять свой методический багаж - вполне в наших силах.

         На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как письменные и устные контрольные работы, проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

        Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка». В практике «рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и характеризующая успеваемость и уровень знания обучающегося в течение определенного периода обучения».

Я, конечно, пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.

Рейтинговая система обычно используется в вузовской практике, но я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом:

- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: устный ответ, работу у доски, мини-срезы и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить баллы.

- почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);

- за выполнение письменных заданий в тетрадях я выставляю оценку.

          Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование.

Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме стандартизированного теста и творческих проектов, в рабочих тетрадях подробно предлагаю детям схему работы над проектом.

Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания освоения предмета.

Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ:

- объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога);

- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;

- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;

- экономит время учителя;

- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;

- развивает интерес, стимулирует к изучению математики.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования.

Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) оцениваю по следующим критериям:

Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно.

Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования.

Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.

Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Обязательно готовлю учащихся к форме внешнего контроля, которым является Всероссийские проверочные работы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений....

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...

Система оценивания образовательных достижений

Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.В зависи­мости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...