Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа
АРП по внеурочной деятельности "Размышляем, играем, творим" - интеллектуальное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_obshcheintellektualnoe_naprav.docx | 78.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IVвида»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СКОШИ № 62____________/ «1» сентября 2022г. | «Утверждено» Директор ГБОУ СКОШИ № 62 ___________________ / / «1» сентября 2022г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Размышляем, играем, творим»
Общеинтеллектуальное
направление
Программу разработала
Рипп И.В., учитель нач.кл.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка к программе
«Размышляем, играем, творим»
Программа внеурочной деятельности (интеллектуальное направление) на ступени НОО в ГБОУ СКОШИ № 62 разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ).
- Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слепых и слабовидящих детей.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника с нарушением зрения.
Общеинтеллектуальное направление предполагает:
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры - действия в новом материале;
- формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учет установленных правил в планировании и контроле способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- оценку правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- формирование умения адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;
- использование компенсаторных способов во внеурочной деятельности;
- осуществление алгоритмизации действий как основы компенсации;
Внеучебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно – познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка с ОВЗ.
На помощь приходит внеучебная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности.
В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа предназначена для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
- Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Развивать образное мышление;
- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- Развивать творческие способности;
- Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
- Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС ОВЗ. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.
Тип образовательной программы:
Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников.
Программа имеет возрастную привязку:
- для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности;
- для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
- для 4-5го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия;
Особенности реализации программы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 5 классе по 40 минут (34 часа). Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 10- 12 лет.
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Программа направлена на:
1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
4.Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
5. Принцип целостности
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
7. Принцип личностно - деятельностного подхода
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
Виды внеучебной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество;
- трудовая деятельность.
Формы внеурочной воспитательной деятельности
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Участие в викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики;
Диспуты;
Олимпиады;
Соревнования;
Проекты;
Конкурсы;
Викторины;
Познавательные игры.
Методы и средства внеурочной деятельности
- Беседа с учащимися;
- Упражнения;
- Поручения;
- Составление плана
Система занятий по программе «Размышляем, играем, творим» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
- воспитание межличностных отношений;
Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры,
- проектор,
- экран.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Предмет | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Размышляем, играем, творим» |
Литературное чтение | Устное народное творчество. Русские народные сказки. Произведения К.Чуковского. | Литературная викторина. Игра по стихотворению Чуковского «Так бывает или нет?» |
Окружающий мир | Организм человека. Животные. Игрушки. Сезонные изменения в природе. Овощи и фрукты. Что сначала, что потом. Строение растений. Личная гигиена. | Строение тела человека. Сезонные изменения в жизни животных. Названия игрушек, строение, разборка, сложение. Разложи картинки по порядку. Корешки и вершки. Игра «Мойдодыр» |
Технология | Технологические операции. | Изготовление овощей и фруктов из пластилина. |
Изобразительное искусство | Животные. Цветовой круг. | Выставка рисунков о животных. Оттенки цветов. |
Физическая культура | Ролевые игры. | «Бегите ко мне» - игра на внимание. «Живые группы» - игра на группировку по признаку. |
Математика | Геометрические фигуры. Логические задачи. Логический ряд. | Объединение по цвету, форме, размеру, по какому – либо признаку Продолжи логический ряд. Дорисуй недостающий предмет. |
Русский язык | Назови одним словом. Написание слов. Слова близкие по значению. Составление предложений. | Вспомнить общее название предметов одной группы. Замени близким по значению словом. Игра «Лишнее слово». |
Риторика. | Говори правильно. | Назвать предмет по признакам. Опиши предмет. |
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Прогнозируемые результаты.
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:
-готовности к труду, прежде всего, умственному
-готовности к дальнейшему образованию,
-сформированности естественно - научного и социально - философского мировоззрения,
-сформированности общей культуры,
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,
- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,
-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
- При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
- Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
- Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении начального обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4-5 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Оценивать предъявленное готовое решение.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
- Конструировать несложные задачи.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов
(проволока, пластилин и др.) и из развёрток
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития | Уровни результата воспитания | Показатели воспитанности и развития |
Зона актуального развития Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. | 1 уровень результата | Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. |
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. | 2 уровень результата | Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов. |
Зона ближайшего развития Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. | 3 уровень результата | Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. |
Эффекты общеинтеллектуальной деятельности
Эффект первого уровня - формирование интеллектуальной компетентности, составляющей основу умения учиться.
Эффект второго уровня – формирование ценностно – смысловых установок обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции процессов обучения.
Эффект третьего уровня – формирование общеинтеллектуальной компетентности, отражающей готовность к познавательной деятельности любого типа, причем сама такая деятельность связана и с социальной направленностью личности.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
- рост активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии;
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности,
особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.
К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания.
В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.
Приложение 1
Объекты мониторинга:
- Тестирование учащихся на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков.
- Анкетирование школьников и родителей, в рамках внутришкольного контроля, с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Тематическое планирование внеурочной
деятельности
5 класс НОО
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 5 классе НОО обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
- познавательные УУД;
- осознанно строить речевое высказывание;
- овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Тематическое планирование.
Цель: Развивать когнитивные способности учащихся.
Задачи:
- Развивать умение самостоятельно создавать алгоритм решения проблем творческого и поискового характера.
- Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения;
- Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информацию.
№ | Перечень разделов и тем | Содержание | Кол-во часов | Теорет-х занятий | Прак-х занятий | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | 1 | 1 | + | 11.09 |
Восприятие | ||||||
2. | Периферическое зрение. | Упражнения на увеличение скорости чтения. Метод «Зеленая точка», «Пирамида цифр», «Таблица Шульте». Практическая работа: упражнения по борьбе с регрессивным движением глаз. | 1 | + | 1 | 18.09 |
3. | Маргинальный прием. | Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста. | 1 | + | 1 | 25.09 |
4. | Рефлексивное и нерефлексивное слушание. | Упражнения на развитие умения слушать. Исследовательская работа: к какой категории слушателей вы относитесь (категоричный, рассудительный, аналитический, сочувствующий) | 1 | 0,5 | 0,5 | 2.10 |
5-6. | Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны? | Упражнения на развитие восприятия. Проектная работа: составление своего рисунка. | 2 | + | 2 | 9.10 16.10 |
Внимание | ||||||
7. | Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет». | Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание. | 1 | + | 1 | 23.10 |
8-9. | Матрица Ландольта. | Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. | 2 | + | 2 | 30.10 20.11 |
10-12. | Двухцветные цифровые таблицы. | Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц. | 3 | + | 3 | 27.11 4.12 |
Воображение | ||||||
13. | Вербальная фантазия. | Упражнения на развитие речевого воображения. Творческая работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе. | 1 | + | 1 | 11.12 |
14. | Методика «Рисунок» | Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Компьютерная графика. | 1 | + | 1 | 18.12 |
15-16. | Методика «Скульптура» | Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки. | 2 | + | 2 | 25.12 |
Память | ||||||
17. | Слуховая и зрительная память. | Упражнения на развитие памяти у учащихся. Разработка в приложении 5 | 1 | + | 1 | |
18. | Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры. | Упражнения на развитие памяти. | 1 | + | 1 | |
19-20. | Структурирование. Кодировка. Ассоциации. | Практическая работа: упражнения на развитие памяти. | 2 | + | 2 | |
21-22. | Стенография. Мнемонология. | Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр. | 2 | + | 2 | |
Мышление | ||||||
23. | Устный счет. | Упражнения на развитие мышления. | 1 | + | 1 | |
24. | Конкурс эрудитов. | Применение знаний. | 1 | 1 | ||
25. | Кубик Рубика | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая работа: сборка кубика. | 1 | + | 1 | |
26. | Змейка. Треугольник. | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. | 1 | + | 1 | |
27. | Словограммы. Логогрифы. | Игры со словами. творческая работа: придумать словограммы, логогрифы. | 1 | + | 1 | |
28. | Матрицы Равена. | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. | 1 | + | 1 | |
29. | Триады. | Упражнения на развитие и активизацию мышления. Проектная работа: составить триады, защита работы. | 1 | + | 1 | |
Речь | ||||||
30. | Назови слова. | Игра для определения активного словарного запаса. | 1 | + | 1 | |
31. | Понятия. | Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа: зашифруй предмет, с помощью понятий. | 1 | + | 1 | |
32. | Подробное описание. | Серия картинок, по которым ребенок должен составить подробный рассказ. | 1 | + | 1 | |
33. | Интеллектуальные игры. | Компьютерные игры. | 1 | + | 1 | |
34. | Тест достижений. | 1 | 1 | |||
35 | Итоговое занятие. | Подвести итог работы | 1 | 1 | + |
Список литературы для детей
- Житомирский В.Г., Шверин Л.Н. «Геометрия для малышей», Москва, «Педагогика», 1978.
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Нешков К.И., Пышкало А.М. Математика в начальных классах. Часть 1/ под редакцией А. И. Маркушевича. – М.: Просвещение, 1968.
- Никитин Б.П. «Развивающие игры». – М.: Педагогика, 1981.
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера. Саратов: «Лицей», 2002
- Издательство «Розовый слон»: «Развиваем восприятие», «Развиваем творческие способности», «Развиваем память»
- Зверев А.Т. Экологические игры. Москва «Дом педагогики», 1998
Список литературы для учителей
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Молчанов Л.П. «Головоломки», Москва, «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1990 .
- Труднев В.П. «Внеклассная работа в начальной школе». – Москва, «Просвещение», 1975 .
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Кардемский Б.А. «Математическая смекалка. Государственное издательство физико-математической литературы. Москва, 1959 .
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 - Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
- Шаехова Р.К. Ступеньки к творчеству. Казань, 2000
- Григорьева Г.И. Логика в начальной школе. Волгоград 2002
- Шаехова Р.К. Играя – размышляем. Казань, 2004
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. Москва «Владос» 1999
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для учителей. Яроялавль, 1998
- Рудик Г.А. Развивающая педагогика. Ижевск,1997
- Немов Р.С. Психология. Москва «Владос» , 2001
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Приложение 1
Тест на выявление способностей.
- Какое из животных больше: лошадь или собака?
- Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
- Днем на улице светло, а ночью?
- Небо голубое, а трава?
- Черешня, груша, слива и яблоко – это…
- Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
- Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
- Который сейчас час? (показать часы)
- Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
- На кого больше похожа собака: на собаку или на петуха?
- Для чего нужны автомобилю тормоза?
- Чем похожи друг на друга молоток и топор?
- Что есть общего между белкой и кошкой?
- Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?
- Что такое футбол, прыжки в длину и высоту, теннис, плавание?
- Какие ты знаешь виды транспорта?
- Чем отличается молодой человек от старого?
- Для чего люди занимаются сортом и физкультурой?
- Почему считается плохо, если кто – нибудь не хочет работать?
- Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?
Обработка результатов.
За каждый правильный ответ ребенок получает 0,5 балла т.к. максимальное количество баллов ровно 10. Могут быть промежуточные оценки 0,25 или 0, 75 баллов, это зависит от правильности ответа. Прежде чем оценивать правильность ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял вопрос. Если нужно объяснить непонятные слова, например шлагбаум. Иногда дополнительное разъяснение требует даже слово «работать», потому что не все дети по-настоящему знают, что это такое.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий. (90% - 100%)
8-9 баллов – высокий. (70% - 80%)
4-7 баллов – средний. (50% - 60%)
2-3 балла – низкий. (20% - 40%)
- балл – очень низкий. (10%)
Тест на выявление достижений.
- Реши задачи. (3 б)
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
- Зачеркни «лишнее» слово: (1 б)
- Окно, волк, коза, бежать, берег;
- Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
- Составь по три слова из букв каждой строки. (1 б)
- Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
- О, С, А, К _____________, _________________, _______________
- Напиши по аналогии. (2 б)
- Птица – крылья, рыба - … .
- Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
- Завод – цех, школа - … .
- Альпинист – горы, пловец - … .
- Учись рассуждать. (1 б)
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
- Разгадай закономерность и дорисуй. (1 б)
- Нарисуй недостающую фигуру. (1 б)
? | ||
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий. (90% - 100%)
8-9 баллов – высокий. (70% - 80%)
4-7 баллов – средний. (50% - 60%)
2-3 балла – низкий. (20% - 40%)
- балл – очень низкий. (10%)
Приложение 2
Урок 11 Тема: «Подбери картинки», «Кто больше составит пар»
Цель: Учить объединять предметы по признакам.
Разминка.
Скажи по – другому:
- Дети - …(ребята, малыши, детвора)
- Дом - …
- Заяц - …
- Аккуратный - …
- Грустный - …
- Крупный - …
- Бежать - …
- Веселиться - …
- Идти - …
- Плакать - …
- Говорить - …
Задания 1
Подбери картинки.
Педагог предлагает ребенку отобрать из набора сходные картинки в каком – либо отношении, или по какому – либо признаку. Затем просит обосновать причину отбора: почему картинки сгруппированы таким образом. После этого картинки возвращаются обратно в набор, а ребенку предлагается составить новую группу картинок. Игра повторяется 3 – 5 раз.
Задание 2
Для игры потребуется 36 карточек (их примерный размер 6 на 6), на которых нарисованы, или наклеены круги и квадраты одного размера, но разных цветов и оттенков, например,
По два круга: По два квадрата:
Светло – желтого; темно – желтого;
Темно – красного; светло – красного;
Светло – зеленого; темно – зеленого;
Темно – голубого; светло – голубого;
Светло – оранжевого; темно – оранжевого;
Темно – розового; светло – розового;
Черного; серого;
Сиреневого; фиолетового;
Перед началом игры карточки раскладываются на столе фигурами вниз. Играющие рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки. Тот, кому удалось открыть карточки с одинаковыми фигурами, заберет их себе, получая одновременно дополнительный ход. Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны. Выигрывает тот, кому удастся открыть наибольшее количество карточек.
Итог занятия.
Приложение 3
Урок 17. Тема: «Мир предметов и вещей»
Цель: Учить объединять предметы по определенным признакам, подбирать
подходящие по смыслу слова, развивать речь.
Разминка.
Из чего, что делают?
- Из чего делают растительное масло?
- Из чего делают сахар?
- Из чего делают ситец?
- Из чего делают бумагу?
- Из чего делают шпроты?
- Из чего делают бензин?
- Из чего делают хлеб?
- Из чего делают манную крупу?
- Из чего делают шоколад?
- Из чего делают асфальт?
Задание 1.
Подбери к названному слову подходящие по смыслу. Повторять слова нельзя. Постарайся уложиться за одну минуту.
Например: волшебная палочка
Трусливый - … острый - …
Теплое - … счастливый - …
Утренние - … дрессированная - …
Кедровые - … кипяченая - …
Золотое - … трудная - …
Круглое - … жирная - …
Колючий - … сладкая - …
Цветочные - … прозрачная - …
Голосистый - … звонкая - …
Пасмурный - … любимая - …
Задание 2.
Назовите предметы, которые обладают определенными свойствами.
Про какие предметы можно сказать, что они:
Твердые и жидкие;
Холодные и газообразные;
Теплые и непрочные;
Прочные и вредные;
Сырые и сухие;
Твердые и мягкие;
Пушистые и колючие;
Широкие и удобные;
Душистые и жидкие;
Мокрые и подвижные;
Хрустящие и вкусные.
Задание 3.
Постарайтесь объединить в своем воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом. Для этого попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедини их в одной четкой картине. Пусть, например, даны слова «волосы» и «вода». Почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем или волосы, которые моют? Дай волю своему воображению.
Телевизор – шоколад;
Стакан – коридор;
Ноготь – журнал;
Паук – кресло;
Лупа – палец;
Сосулька – ножницы;
Картинка – лужа;
Котлета – песок;
Бегемот – пальто;
Мыло – яблоко.
Задание 4.
Назовите как можно больше различных способов применения названных примеров: соль, пластиковая бутылка, скакалка, гвоздь, камушки, опилки…
Например, газета. Из газеты можно сложить веер, головной убор, подложить ее под неустойчивые предметы, сделать пробку для бутылки, занавесить окна, упаковать вещи, обернуть книгу…
Итог занятия.
Приложение 4
Урок 17 Тема: «Слуховая и зрительная память»
Цель: Развивать слуховую и зрительную память детей.
Разминка.
- За одну минуту перечислите как можно больше слов, состоящих из трех букв.
- Стоят два козлика. Один смотрит на восток, другой на запад. Видят ли они друг друга?
- В чем познается настоящий друг?
- Какое животное изображено на гербе Республики Татарстан?
- Как зовут в хоккее того, кто стоит в воротах?
- Как зовут папу вашей мамы?
- Полное имя Лизы, Щуры, Ксюши, Жени?
- Чем отличается от окружающих людей человек, который только что приехал с юга?
- Перерыв между действиями в театре?
- Как с помощью 5 –литровой кастрюли и 3 – литровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 литра воды?
Задание 1.
Ребенку последовательно, на 15 секунд каждая, предлагаются карточки – задания, представленные в виде шести по – разному заштрихованных треугольников на рисунке 1. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника (рисунок 2), среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.
Рисунок 1 Рисунок 2
Правильные ответы:
- 1,3,8,12,14,16
- 2,7,15,18,19,21
- 4,6,10,11,17,24
- 5,9,13,20,22,23
Задание 2.
Ребенку с интервалом в 1 секунду поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
I II III IV
месяц ковер вилка школа
дерево стакан диван человек
прыгать плыть шутить спать
желтый тяжелый смелый красный
кукла книга пальто тетрадь
сумка яблоко телефон цветок
После прослушивания каждого из наборов слов ребенку примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают неторопливо читать следующий набор из 36 слов с интервалами 5 секунд между отдельными словами:
Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван,
корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный,
лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать, тетрадь,
пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, лежать,
слон.
В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов. Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены, знакомое слово ребенок должен подчеркнуть. На поиск каждого слова ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его найти, то учитель зачитывает следующее слово и так далее.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП на 2019-2020 учебный год
Программа направлена для коррекции недостатков психического и физического развития детей....
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) 1-4 класса
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки грамотея" для обучающихся с ОВЗ(интелектуальные нарушения) 1-4 класс (по группам 1-2 кл и 3-4 класс)...
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности. Общеинтеллектуальное направление....
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности
laquo;Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-5 классах для обучающихся с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа русского языка" (для детей-мигрантов)
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"
Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельсночти "Истоки" для обучающихся с НОДА....
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса
Адаптированная рабочая программа курса «Социокультурные истоки» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов со...