Растем.Играем.Развиваемся. Интеллектуальные игры.
статья
«В каждом человеке солнце, только дай ему светить» Сократ
Все дети талантливы и способны от природы. Они по своей натуре любознательны и полны желания учиться. Необходимо только умное руководство со стороны взрослых для раскрытия и дальнейшего развития этих способностей и талантов. Необходимость воспитания высокоодаренных людей была осознана давно. В них видели гарантов будущего национального процветания. И в наши дни существуют специальные программы по работе с талантливыми детьми... Данная статья об одном подобном опыте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
«В каждом человеке солнце, только дай ему светить» Сократ
Все дети талантливы и способны от природы. Они по своей натуре любознательны и полны желания учиться. Необходимо только умное руководство со стороны взрослых для раскрытия и дальнейшего развития этих способностей и талантов. Необходимость воспитания высокоодаренных людей была осознана давно. В них видели гарантов будущего национального процветания. И в наши дни существуют специальные программы по работе с талантливыми детьми. С 2004 г. в МОУ «Гимназия № 38» г. Дзержинска стартовала программа дополнительного образования «Интеллектуальные игры для младших школьников». Курс интегрированный, включает в себя различные знания и направлен на повышение работоспособности ребенка путем стимулирования интереса и повышения мотивации. Дети хотят заниматься интересным, им нравится быть успешными (Интерес – желание – внимание – концентрация – решение – радость от познания и признания – новый интерес…). Важно проявление интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения (умение работать с книгой, интересными людьми, СМИ…) Данная методика "работает" с детьми обычными, с нормальными способностями (хотя, как уже отмечалось – все дети талантливы, каждый по-своему). Именно взрослые могут ОДАРИТЬ ДЕТЕЙ ЛЮБОВЬЮ, ВНИМАНИЕМ, ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЕМ ПРАВИЛЬНО, ЧЕСТНО, ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ, ПОНИМАЯ, УВАЖАЯ И СОВЕРЩЕНСТВУЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И СЕБЯ В НЁМ.
Универсальность программы в ее вариативности. Данный учебный курс рассчитан скорее не на определенный возраст и результат, а на определенный уровень развития и повышение этого уровня. В основе программы - сюжетное построение-путешествие по знакомому и неизведанному. Самое интересное из мира природы, искусства, техники, географии и истории, грамотно изложенное на занятиях-играх, становится начальными энциклопедическими знаниями. Логические игры помогают смело искать и находить решения, делать выводы; а интеллектуальные игры и выставки детских работ, как итог, дают возможность применять свои знания в творческой деятельности.
Основные разделы программы. Взаимосвязи. Диапазон информации.
Разделы Кол-во часов | I год обучения | II год обучения | III год обучения | IV год обучения |
теория-13 практика-16 всего-30 | теория-15 практика-15 всего-30 | теория-15 практика-15 всего-30 | теория-15 практика-15 всего-30 | |
Человек познаёт мир | Мифология. | 7 чудес света. | Страны и континенты. | Искусство и религии мира. Храмы. Достопримечательности. |
Человек отображает мир | Магия искусства. Живопись. Музыка. | Животные в произведениях литературы, живописи, музыки. | Пейзажи в произведениях литературы, живописи, музыки. | Времена года в произведениях литературы, живописи, музыки. |
Человек преображает мир | Изобретения и великие открытия. | Животные и человек. | Люди: обычаи и праздники. | Портреты замечательных людей в искусстве. |
Лингвисти-ческие игры. Словарь. | Мифологические фразеологизмы. «Цветные» Фразеологизмы. | «Живые» фразеологизмы | Фразеологизмы. Пословицы и поговорки народов мира. | Библейские фразеологизмы. Высказывания великих. |
Логические игры | ||||
Интеллектуальные игры | ||||
Выставки творческих работ |
Познавательные и развивающие линии курса проводятся через аспект нравственных проблем. Приветствуется самостоятельно добытая информация, принятое решение, творческий подход.
На «Интеллектуальных играх» доказывается, что жить и знать интересно. Как? Очень просто – заинтересовываем, затрагиваем различные области знаний. По опыту видно, что равнодушных практически нет. Кто-то влюбляется в историю, мифологию и уже в начальных классах переворачивает горы литературы и интернет в поисках информации. Кто-то увлекается удивительным миром животных и растений… Многие, начиная со значения собственного имени или истории о Хулигане, увлекается языковой работой, этимологией. Всем нравятся логические задачки, цепочки, различные викторины, игры, где оценивают только успех и есть возможность кроме приза получить интересную информацию, а потом «блеснуть» ею… А если вовремя оценить самостоятельно или дополнительно добытые знания – 50% успеха обеспечено. Ученику снова захочется удивить, поразить, восхитить, узнать…и тогда снова к словарю, справочнику, энциклопедии, к телевизору и компьютеру за знаниями, а не только для «убивания» времени или компьютерных монстров.
Предполагается проектная деятельность.
Проект | «Мифология» | |
Раздел | Человек познаёт мир | |
этапы | Познавательный | - знакомство с легендами, мифами др. славян и др. греков; - обзор литературы по теме; |
Интеллектуально- познавательный | -интеллектуальная игра «Славянская мифология»; - интеллектуальная игра «Боги и герои Др. Греции»; -юмористический конкурс «Знаете ли вы мифы?»; | |
Интеллектуально- творческий | - выставка творческих работ по теме (рисунки, поделки, кроссворды, ребусы, презентации, рефераты…); - выступления ребят «Мифы народов мира» (сообщения, сценки…); |
В игровой форме идет работа на развитие внимания, памяти (слуховой, зрительной, образной), мышления (наглядно-схематического, образного), точности движений, саморегуляции, самооценки, речи (расширение активного и пассивного словарей, усвоение норм произношения и употребления), эмоциональной сферы ребенка. Данная деятельность чередуется с играми на расслабление и снятие напряжения. Поощряется добрый, оптимистичный, светлый взгляд на жизнь, подход к проблеме, вопросу, поднимаемому в классе.
Научиться учиться с удовольствием, иметь возможность развиваться в своем темпе, проявлять свои таланты, возможность почувствовать признание, успех – самое главное. Интересное запоминается легко. Чем раньше ребенок начнет накапливать важную информацию, применять ее, тем ярче и интереснее будут его высказывания, решения, работы, сочинения…жизнь. Конечно, развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", невозможно. Познавательные задания должны создавать систему, позволяющую создавать и формировать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических действий к творческим.
Если ребенок не знает, что жить интересно, ему становится скучно. Сила знания и искусства должна быть ощутима, доказательна и понятна. Важно показать, что в любой информации, в любом существе, предмете, явлении есть смысл (или антисмысл), есть причины его существования. Тогда будет уважение и интерес к окружающему – людям, природе, искусству, знаниям.
Есть цель, мотивация, творческая обстановка, понимание– хочется подниматься выше, есть смысл заниматься, читать, участвовать в олимпиадах, конкурсах. Если же нет – проще «проявиться» в эпатаже, хамстве, дворовых драках… Этот курс дает реальную, проверенную возможность ребенку почувствовать себя лидером. Не значит, что каждый станет гением. Просто – нет отметок, нет «железной» программы, есть игра, интересная информация и доброжелательное отношение к каждому. Мы мечтаем о счастливой, достойной жизни своих детей, надеемся на их удачи, победы, успехи… Однако далеко не все понимают из чего может сложиться это успешное развитие событий. А ведь победа, пусть самая незначительная, должна именно "сложиться". Это не только хорошая наследственность, не материальные возможности, и уж тем более не "переделывание", "переламывание", "натаскивание" юной хрупкой личности по усмотрению взрослых. Чтобы охарактеризовать, научить, развивать (а не "оценивать") ребенка– его надо знать; чтобы что-то спросить– его надо научить; чтобы научить ребенка– его надо любить, чувствовать, с ним надо разговаривать и играть, а не "дрессировать". Важно, чтобы в стартовый период мы позаботились о гармоничном развитии ребенка, и предоставили ему возможность совершенствоваться и физически и умственно и духовно. Дети с неимоверной быстротой и в большом объеме способны воспринимать и воспринимают в действительности любую информацию. Так почему бы им не предоставить возможность воспринимать, постигать умное, полезное, интересное и красивое – лучшее, что накопило человечество, то, что поможет им в будущем.
- Курс имеет личностно-ориентированную направленность. Итоговая цель - развитие познавательной активности и смелого, широкого, доброго взгляда на мир. Участвуют только желающие; преследуется суперидея о престижности знаний. Дети изначально должны быть поставлены в равные достойные условия. Ребенок весь «урок» выбирает, т.е. проявляет свою волю, при этом четко знает и понимает границы: он может сидеть, стоять, выбирать толщину тетрадей, цвет ручки, выбирать задания; может отвечать, спрашивать, высказываться или просто наблюдать. Условие одно – не мешать окружающим.
Каждая встреча подразумевает наличие нового материала, логических задач, интеллектуальные игры и творческого задания, предполагается развитие личностных качеств и радости познания, движение от простого интересного к сложному интересному, от познания к знанию, от знания к творчеству и самовыражению. Чтобы вырастить одарённых детей, учитель должен помнить, что «все дети талантливы» (Ш.А.Амоношвили), «в человека надо выделаться» (Ф.М.Достоевский), «учатся у того, кого любят» (Гёте), и что “Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой“ (А. Эйнштейн).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/01/picture-28886.jpg)
Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"
Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-32096-1422206630.jpg)
Интеллектуальная игра - викторина " Своя игра"
Интеллектуальная игра - викторина проводилась на параллель 4-х классов ( 2009 - 2010 учебный год)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/04/picture-95218.jpg)
Интеллектуальная игра для мудрых детей и талантливых родителей "Своя игра".
Игра для детей и родителей. Позволяет родителям лучше узнать своих детей . а ребятам получить огромное удовольствие от общения с самыми близкими людьми....
Интеллектуальная игра для учащихся 2-го класса по теме "Своя игра"
Интеллектуальная игра для учащихся2-го класса по теме "Своя игра"...
«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)
Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....
Интеллектуальная игра "Своя игра"
Игра проводиться во внеурочное время, для расширения и совершенствования знаний, полученных на уроках, так и в воспитательных целях. Загадки подобраны по темам: "Животные", "Растения", "Явления ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-413614-1394724983.jpg)
Интеллектуальная игра по теме «Зимние Олимпийские игры» для обучающихся 2-4 классов
Интеллектуальная игра по теме «Зимние Олимпийские игры»среди обучающихся 2-4 классов Цель: изучить информацию о зимних Олимпийских играх (история появления Олимпийских игр, виды зимних видов спор...