выступление
учебно-методический материал
«ГлаГлавные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organiz._proektnoy._deyat.docx | 31.46 КБ |
nenko_organiz.proek_.deyat_.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
«Организация проектной деятельности в начальной школе»
Учитель начальных классов
МБОУ лицей №4 им. профессора
Е.А. Котенко г. Ейска
Ненько Елена Васильевна
«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…»
Перед нами, как учителями, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность. Как показали научные исследования ученых разных стран, человек запоминает:
- только 10% того, что он читает,
- 20% того, что слышит,
- 30% того, что видит,
- 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
- 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Главная идея проекта: направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально- значимой проблемы…
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми.
Уважаемые коллеги, я не стану снова и снова занимать ваше время рассказами какие бывают проекты, какие универсальные действия формируются в проектной деятельности, я хочу вам рассказать, как же организовать проектную деятельность в начальной школе, с чего начать.
Чтобы начать выполнение проекта учащимся необходимо спланировать свою деятельность по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, а в особенности с определения вида продукта на выходе и формы его презентации. Так же знать цель своей работы, уметь пользоваться дополнительными источниками, поиском информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Проект это “пять П”;
Проблема–Проектирование (планирование)–Поиск информации–Продукт–Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и т.д.
Закончив проектную работу, ученик должен иметь представление о дальнейшем применении полученной базы знаний, умений и навыков. Так же одна проделанная проектная работа может быть началом другой.
В начальной школе, в силу возраста детей, учитель не может предоставить полную самостоятельность учащимся, поэтому проектная деятельность будет от начала проекта до его завершения носить характер совместного коллективного творчества педагога и учащихся. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. При проведении этих мероприятий учитель должен:
-консультировать, то есть провоцировать вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделировать различные ситуации, трансформировать образовательную среду и т.п.;
-мотивировать, во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
-наблюдать, необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект — формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия
Этап 1.(подготовительный) Формирующее оценивание и планирование: распределение по творческим группам, коллективное составление плана (или паспорта проекта)-календаря проекта, планирование работы над проектом в группах.
- Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
- Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
- Определение цели, формулирование задач.
- Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
- Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
- Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
- Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
Анкета
- Какая область знаний тебе наиболее интересна?
- Какой школьный предмет тебе наиболее интересен?
- По каким предметам тебе интересно читать дополнительную литературу?
- Какую познавательную литературу ты прочитал за последний год? Назовите ее.
- Занимаешься ли ты в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
- Какая из научных проблем современности тебе представляется наиболее актуальной (значимой)?
- Хотел бы ты участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
- Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей (родителей, учителей) ты хотел бы провести в рамках школы?
- Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?
- Хотел бы ты привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
Памятка начинающему исследователю
-Выбери тему исследования
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Составление паспорта проекта.
План проектно-исследовательской деятельности
ученика (цы) 4 «Д» класса
МБОУ лицей №4 имени профессора Е.А. Котенко г. Ейска
ФИО ____________________________________________________________________________
Предмет _________________________________________________________________________
Тема проекта: ____________________________________________________________________
Научный руководитель: ______________________________________________
№ | Вид деятельности | Срок выполнения | Отметка о выполнении | Баллы / оценка | Роспись |
1 | Выбор предмета проектно-исследовательской деятельности | 16.01.19 17.01.19 | |||
2 | Выбор темы проектно-исследовательской деятельности | 18.01.19 21.01.19 | |||
3 | Формирование плана проектно-исследовательской деятельности | 22.01.19 05.02.19 | |||
4 | Аналитический обзор литературы по теме проектно-исследовательской деятельности | 06.02.19 03.03.19 | |||
5 | Выполнение практической части проектно-исследовательской деятельности | 04.03.19 01.04.19 | |||
6 | Оформление реферата по теме проектно-исследовательской деятельности | 02.04.19 14.04.19 | |||
7 | Проверка реферата и написание рецензии научным руководителем проекта. | 15.04.19 21.04.19 | |||
8 | Подготовка к защите проекта (доклад, презентация) | 22.04.19 | |||
9 | Защита проектно-исследовательской деятельности | с 01.05.19 |
Этап 2.(основной).Сбор информации в результате наблюдения, поиск информации в разных источниках, исследования. Оформление работ, создание презентаций.
- Поисково-исследовательский этап
- Определение источников информации
- Планирование способов сбора и анализа информации.
- Подготовка к исследованию и его планирование.
- Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
- Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
- 2.2Трансляционно-оформительский этап
- Предзащита проекта
- Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
- Подготовка к публичной защите проекта:
- определение даты и места защиты
- определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
- стендовая информации о проекте
На этом этапе в работе помогает таблица:
«Источники информации и электронные устройства для выполнения проекта»
Ресурсы | Название | Назначение |
Источник информации 1 | ||
Источник информации 2 | ||
Источник информации 3 | ||
Электронное устройство 1 | ||
Электронное устройство 2 | ||
Электронное устройство 3 | ||
Электронное устройство 4 |
Предложенные источники:
-энциклопедии
-видеофильм, мультфильмы
-дополнительная литература (указывается в зависимости от выбранной темы)
- посещение музеев, выставок и т.д (зависит от темы)
-общение с научным сотрудником
- информация от родителей
-сообщение учителя
-ноутбук
-мультимедиапроектор
- найти, прочитать, использовать информацию
-выполнение опытов, практической работы
-выбор сведений, иллюстраций, стоп-кадров, скриншотов, который можно использовать в презентации
-конструирование презентации
-демонстрация подготовленной презентации
Этап 3.(заключительный) Защита проекта. Рефлексия.
- Заключительный этап
- Публичная защита проекта.
- Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Перечень возможных выходов проектной деятельности
-Атрибуты несуществующего государства
-Бизнес-план
-Видеофильм
-Выставка
-Газета
-Журнал
-Праздник
-Статья
-Сценарий
-Учебное пособие
-Чертеж
Общие правила для руководителя проекта
- Подходите к проведению этой работы творчески.
- Не сдерживайте инициативу учащихся.
- Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
- Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
- Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
- учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию
- В процессе работы не забывайте о воспитании.
Для оказания помощи учащимся и родителям можно оформить стенд, на котором размещены памятки, содержание деятельности участников проектной деятельности, банк идей, темы, сроки и т.д. В классе должны быть образцы оформления различных проектов.
Проектная деятельность готовит младших школьников к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в повседневную жизнь.
В.А.Сухомлинский отметил: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Я Вам желаю почувствовать, найти эти струны и пусть у Вас будет прекрасное звучание превращающееся в музыку.
Спасибо за внимание!
Литература:
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.
- Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
- Килпатрик В.Х. Основы метода – М. – Л., 1928.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
- Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…»
Проектная деятельность Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций
Главная идея проекта: направленность учебно- познавательной деятельности на результат , который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально- значимой проблемы.
Проект: 3. Поиск информации 2. Проектирование 4. Продукт 1 . Проблема 5. Презентация
. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка
У читель должен: - консультировать - мотивировать - наблюдать
1-й этап: Подготовительный
Анкета 1. Какая область знаний тебе наиболее интересна? 2. Какой школьный предмет тебе наиболее интересен? 3. По каким предметам тебе интересно читать дополнительную литературу? 4. Какую познавательную литературу ты прочитал за последний год? Назовите ее. 5. Занимаешься ли ты в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где? 6. Какая из научных проблем современности тебе представляется наиболее актуальной (значимой)? 7. Хотел бы ты участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы? 8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей (родителей, учителей) ты хотел бы провести в рамках школы? 9. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта? 10. Хотел бы ты привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
Тема должна быть… …интересна ребенку …выполнима, приносить пользу …оригинальна …работа должна быть выполнена максимально быстро
Памятка начинающему исследователю - выбери тему исследования - подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы. - продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы. - реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы. - поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. - сделай выводы. - оформи результаты своей работы. - подготовь краткое выступление по представлению своего исследования. составление паспорта проекта.
№ Вид деятельности Срок выполнения Отметка о выполнении Баллы / оценка Роспись 1 Выбор предмета проектно-исследовательской деятельности 16.01.19 17.01.19 2 Выбор темы проектно-исследовательской деятельности 18.01.19 21.01.19 3 Формирование плана проектно-исследовательской деятельности 22.01.19 05.02.19 4 Аналитический обзор литературы по теме проектно-исследовательской деятельности 06.02.19 03.03.19 5 Выполнение практической части проектно-исследовательской деятельности 04.03.19 01.04.19 6 Оформление реферата по теме проектно-исследовательской деятельности 02.04.19 14.04.19 7 Проверка реферата и написание рецензии научным руководителем проекта. 15.04.19 21.04.19 8 Подготовка к защите проекта (доклад, презентация) 22.04.19 9 Защита проектно-исследовательской деятельности с 01.05.19 План проектно-исследовательской деятельности ученика ( цы ) 4 «Д» класса МБОУ лицей №4 имени профессора Е.А. Котенко г. Ейска ФИО ____________________________________________ Предмет _________________________________________ Тема проекта: ____________________________________ Научный руководитель: ___________________________
2-й этап: Основной (поисково-исследовательский)
«Источники информации и электронные устройства для выполнения проекта» Предложенные источники: -дополнительная литература (указывается в зависимости от выбранной темы) - посещение музеев, выставок и т.д (зависит от темы) Ресурсы Название Назначение Источник информации 1 энциклопедии найти, прочитать, использовать информацию Источник информации 2 видеофильм, мультфильмы выбор сведений, иллюстраций, стоп-кадров, скриншотов, который можно использовать в презентации Источник информации 3 общение с научным сотрудником - информация от родителей -сообщение учителя получение информации, выполнение опытов, практической работы Электронное устройство 1 -ноутбук выбор сведений, иллюстраций, стоп-кадров, скриншотов, который можно использовать в презентации Электронное устройство 2 ноутбук просмотр презентации, информация в Интернете Электронное устройство 3 -ноутбук конструирование презентации Электронное устройство 4 мультимедиапроектор -демонстрация подготовленной презентации
3-й этап: Заключительный
Перечень возможных выходов проектной деятельности -Атрибуты несуществующего государства -Бизнес-план -Видеофильм, электронная презентация -Выставка, макет -Книга, фотоальбом -Журнал, газета -Праздник, открытка -Статья, рассказ -Сценарий -Учебное пособие ,чертеж - П оделка
Ребенок Взрослый Определяет цель деятельности. Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания. Рекомендует источник получения информации. Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы. Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результата. Активен Создаёт условия для активности школьника. Субъект обучения Партнер ученика. Несет ответственность за свою деятельность. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....