Интегрированный урок математики и окружающего мира "Арифметические действия над числами. Страна в годы ВОВ"
план-конспект урока (4 класс)
Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математики и окружающего мира по теме «Арифметические действия над числами. Страна в годы
Великой Отечественной войны»
Тип урока: урок - закрепление ЗУН, путешествие в историю, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цель урока: закрепление изученного материала через историческое прошлое нашей Родины.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить представление учащихся о многозначных числах и арифметические действия с многозначными числами; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умение решать задачи;
- познакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, речь, память через постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся;
- развивать познавательные способности учащихся, повышать интерес к истории Родины.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны;
- показать учащимся прикладной аспект математики (применение математики в жизненных ситуациях), формировать интерес к этой науке.
Оборудование: презентация, ПК, мультимедиапроектор, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
- Урок математики. Запишите в тетрадях 23 апреля, классная работа.
- Вычислите значение следующих выражений (на доске).
5 • 9 + 1030 + 300 • 3 - (3 • 11 + 81 : 81) = 1941
1550 - (900 : 30 – 5 • 5) + 80 • 5 = 1945
- Какие числа получились?
- Что эти даты означают в истории нашей страны?
- Какую годовщину мы отмечаем 9 мая?
- Война… Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (ужас, страх, голод)
- Великая Отечественная война была частью Второй мировой войны. Кто знает, когда началась Вторая мировая война?
- Начало Второй мировой войны ознаменовалось нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Военный пожар охватывал одно государство за другим. Вслед за Польшей Германии покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами. А летом 1941 немецкие войска вторглись на территорию нашей страны.
Сообщение темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока…
- (слайд 1) Да, действительно, сегодня на уроке мы будем выполнять действия с многозначными числами, решать задачи. Через математические навыки на уроке мы попытаемся восстановить календарь памятных дат для русского народа в ходе ВОв.
Закрепление пройденного материала.
- (слайд 2) Решите уравнения (по рядам):
(38 - х) : 2 = 320 : 40; х = 22
у + (40 + 54) = 25 • 4; у = 6
а + 118 : 2 = 4000 - 2000; а = 1941
- Назовите корни уравнений. Что могут означать эти числа?
(слайд 3) Вывод: 22 июня (6-месяц) 1941 г. памятно нам как один из самых трагических дней в истории страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Над Советской Родиной нависла смертельная опасность. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через 2 – 3 месяца от СССР должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться…
- Прослушайте небольшую информацию о начале ВОв. В ходе моего рассказа вы услышите числа, запишите эти числа в столбик (1 человек у доски).
5 500 000
47 260
4 950
3 712
- В день начала ВОв у границ Советского Союза находились: 5.500.000 немецких солдат, 47.260 орудий и миномётов, 4.950 германских танков, 3.712 самолётов.
- Проверим, какие числа вы записали. Как можно назвать эти числа?
- Представьте записанные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- В 4 часа утра 22 июня фашисты бомбили пограничную крепость. Узнать название этой крепости нам поможет задание.
- (слайд 4) Установите закономерность, продолжите ряд чисел, расположите ответы в порядке возрастания.
1, 2, 4, 8, 16, … (Т)
2, 3, 6, 7, 10, 11, …, … (Б) (Р) 14 15 25 26 32
10, 11, 15, 16, 20, 21, …, … (Е) (С) Б Р Е С Т
(слайд 5) Вывод: Оборона Брестской крепости в июне-июле 1941 года – это подвиг наших воинов, ценой жизни задержавших наступление врага. На предложение сдаться защитники крепости вывесили на одной из стен кусок полотна, где кровью было выведено: «Все умрём за Родину, но не сдадимся!». Большинство защитников Брестской крепости погибло. После войны ей присвоили звание «Крепость - герой».
- Как вы думаете, почему ее так назвали «Крепость - герой»?
- Одной из величайших в истории по героизму и стойкости стала оборона Ленинграда. Много горьких цифр описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОв.
- Кто может ответить, что такое блокада?
- Блока́да (англ. blockade) - система мероприятий политического, экономического или военного характера, направленных на изоляцию, нарушение внешних связей блокируемого объекта на суше, в воздухе и на море с целью принуждения его к выполнению каких-либо требований.
(слайд 6)
- С 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года город Ленинград) был взят в кольцо-блокаду. Фашисты пытали ленинградцев голодом. Жители оказались без продуктов и воды. Лишь зимой по замёрзшему Ладожскому озеру (ДОРОГЕ ЖИЗНИ) в город доставляли муку и продовольствие. Умирали дети, взрослые. Фашисты надеялись, что ленинградцы дрогнут и сдадут город. Но Ленинград не сдался…
- Сколько дней длилась блокада города вы узнаете, решив задачу. (слайд 7)
Вычислите продолжительность блокады Ленинграда, если она длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (не високосные годы, в 1941-115 дней).
Решение: 23+31+30+31+365+365+27=872(дня)
Ответ: 872 дня.
- Округлите число 872 до сотен. (900)
- В этом городе есть памятник, посвященный этой блокаде. (900 дней-900 ночей).
(слайд 8) А в парке высажены березы.
- (слайд 9) Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. А мы порой не бережем хлеб. Хлеб – главное богатство нашей Родины. Во время блокады Ленинграда хлеб выдавали по специальным карточкам. Решив следующую задачу, вы узнаете ежедневную норму хлеба для нерабочего населения. (самостоятельное решение) (слайд 10)
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, а для нерабочего населения – вдвое меньше. Сколько граммов составляла норма хлеба для нерабочего населения? Какую часть буханки хлеба весом 1 кг составляет эта норма?
Решение: 1) 250 : 2 = 125 (г) – норма для нерабочего населения
2)1000 : 125 = 8 (ч.) – от буханки хлеба
Ответ: 125 граммов, 8 часть.
- Ленинград – один из многих городов, переживших ВОв, удостоен звания «Город-герой». В чем выразился героизм Ленинграда?
(слайд 11) Вывод: После войны за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне 12 городов были удостоены почетного звания «Город-герой».
- А что вы понимаете под словосочетанием «Город – герой»?
- Какие вы знаете «Города- герои»? (слайд 12)
(Тула, Киев, Одесса, Сталинград, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Смоленск, Ленинград, Мурманск, Минск, Москва)
- Какие названия в настоящее время имеют города Ленинград и Сталинград?
- Вы узнали об обороне Брестской крепости и обороне Ленинграда. Прочтите на доске информацию о других «Городах - героях»: (слайд 13)
- Около 1 месяца - оборона Брестской крепости.
- 45 дней шли ожесточенные бои у стен древней Тулы.
- 72 дня - оборона Киева.
- 73 дня - оборона Одессы.
- 200 дней - оборона Сталинграда.
- 250 дней ночей сражались защитники Севастополя.
- 393 дня - оборона Новороссийска.
- 2 года - оборона Керчи.
- Более 2 лет - оборона Смоленска.
- 872 дня - оборона Ленинграда.
- Около 3 лет - оборона Мурманска.
- Более 3 лет - оборона Минска.
- За 4 года фашисты не смогли подойти к Москве.
- Военные действия шли не только на суше, на море, но и в воздухе. Решите задачу про воздушные суда. (слайд 14)
С аэродрома вылетели одновременно в противоположных направлениях два самолета. Через 3 часа расстояние между ними было 3 805 км. Какое расстояние пролетел второй самолет, если скорость первого самолета 620 км/ч?
Решение: 1) 620 х 3 =1860 (км) — расстояние 1 самолета
2) 3805 — 1860 = 1945 (км) — пролетел 2 самолет
Ответ: 1945 км пролетел второй самолет.
- Много дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Давайте узнаем сколько дней и ночей не смолкали бои на огромном фронте? Решите пример. (слайд 15)
(20 000 – 5 820) : 20 • 2 = 1418
- 14 180
- 709
- 1418
- Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война? (слайд 16)
- 1418 дней…Наша страна одержала Великую Победу над фашистской Германией. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.
- Посмотрите на эти цифры: (слайд 17)
27 000 000 (погибло граждан за время ВОв)
11633 (удостоены звания Героя Советского Союза)
7 000 000 (за годы ВОв награждены орденами и медалями)
1 710 (разрушено городов)
70 000 (разрушено деревень)
32 000 (разрушено фабрик и заводов)
Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?
- Что на вас больше всего произвело впечатление?
- Какие цифры поразили?
- Что можете сделать вы, чтобы такое никогда не повторилось?
(слайд 18)
Вывод: Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн. жизней советских людей, страна в руинах, разрушены города, сожжены сёла. На защиту Родины поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный, неустанный труд в тылу — вот чем была завоевана эта победа.
- Ребята, давайте почтим Минутой молчания всех погибших в годы Великой Отечественной войны.
Решить задачи (дополнительно):
1) Из двух аэропортов, расстояние между которыми 1220 км, вылетели два самолета. Скорость одного из них 186 км/ч. Найдите скорость другого, если они встретились через 4 часа? (Ответ: 119 км/ч)
2) В годы ВОв из Акмолинской области в действующую армию было призвано 69 283 человека. Из них 37 323 русских, 21321 казахов, остальные воины других национальностей. Сколько человек других национальностей было призвано в действующую армию?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зарядка к уроку математики по теме "Арифметические действия над числами". 3 класс.
Программа "Школа- 2100". Цель: совершенствование математических умений.Технологии: мини-исследовательская, использование ИКТ, проблемного диалога, оценивания....
Урок математики на тему "Арифметические действия над числами" с презентацией
Данный урок математики проводится во 2 классе, втором полугодии по программе "Школа 2100". Урок закрепления и систематизации....
Презентация к уроку математики по теме: "Арифметические действия над числами"
Урок математики в 4 классе по учебнику Демидовой Т.Е. Дети работают над закреплением умений выполнять вычисления в столбик, а также решать задачи на движение....
Презентация к уроку математики на тему "Арифметические действия над числами"
В презентации представлен материал для проведения на уроке математики - устного счёта и закрепления материала по теме: "Арифметические действия над числами"...
Конспект и презентация интегрированного урока математики и окружающего мира "Решение задач. Вставай, страна огромная!" 3 класс
Конспект и презентация интегрированного урока математики и окружающего мира "Решение задач. Вставай, страна огромная!" 3 класс, ОС "Школа 2100"...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме "Действия с величинами"
Урок составлен с использованием презентации, в имеются яркие, красочные фотографии животных. А также даны условия задач и способы их решения...
Интегрированный урок математики и окружающего мира "Действия с многозначными числами"
Предлагается вниманию конспект интегрированного урока математики и окружающего мира для 3 класса "Действия с многозначными числами"...