Что такое учебная деятельность
статья

Пышнова Алла Васильевна

автор статьи рассматривает понятие УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в рамках реализации ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_uchebnaya_deyatelnost.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое учебная деятельность

Автор статьи: Пышнова А.В., учитель начальных классов  МАОУ «СОШ № 99», г. Новокузнецк

В свете реализации ФГОС НОО много внимания уделяется формированию навыка учебной деятельности. Важнейшим компонентом учебной деятельности является формирование положительной  учебной мотивации. В. Г. Леонтьев отмечает, что «мотивационный механизм есть система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности». Поэтому, прежде, чем говорить о мотивации учебной деятельности младших школьников нужно рассмотреть  вопрос сущности учебной деятельности.

Учебная деятельность – основная нормативная деятельность младших школьников; особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.

В словаре  понятие «деятельность» означает творческое преобразование людьми окружающей действительности. Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или не явный предметный характер, все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

В педагогическом словаре деятельность  - это  «динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация разума «Учебная деятельность» рассматривается  исследователями в узком и широком значении. В широком смысле учебная деятельность - это процесс по овладению новым опытом (привычками, умениями, навыками, знаниями). Узкое понимание термина учебная деятельность раскрывается в теории учебной деятельности  П. Я. Гальперина и Д. Б. Эльконина. Они считают, что  учение - это усвоение человеком знаний и умений в процессе различных видов деятельности и форм общения. Сама учебная деятельность осуществляется в условиях целенаправленного обучения и представляет собой деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач. Данные задачи ставит учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.

Д. Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка. Он доказал, что учебная деятельность - это ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Было выделено 2 типа ведущей деятельности: деятельность в системе «ребенок  - общественный предмет» и деятельность в системе «ребенок–общественный взрослый», где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы человеческих взаимоотношений. Д. Б. Эльконин  предлагает следующую структуру учебной деятельности:

 - учебная задача (подлежащий усвоению способ действия);

- учебные действия (обеспечивающие формирование образа усваимого действия и первоначальное воспроизведение образца);

- действия контроля;

- дейстствия оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.

То есть, по Д. Б. Эльконину, учебные действия и действия контроля формируют средства достижения цели, посредством действий оценки обозначается результат.

Анализ литературы по данной теме  показал, что авторы рассматривают учебную деятельность с психологической и социологической точки зрения. Так, в психологической концепции подчеркивается важность развития как деятельностных, так и общих способностей (мышления, рефлексии, коммуникации) и учебная деятельность выступает как организованный процесс самоизменения, обеспечивающий успешное вхождение в социокультурную сферу и профессиональную деятельность. При социологическом подходе учебная деятельность - это развивающаяся система, позволяющая освоить культурные образцы и приобрести культурный опыт поведения.

Учебная деятельность относится к группе деятельностей, где происходит усвоение выработанных способов действий с предметами и эталонами, выделяющих в предмете те или иные их стороны. Особенность учебной деятельности состоит в том, что ее результатом является изменение самого учащегося, а содержание учебной деятельности заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Характер усвояемого содержания является внешней, независимой от субъекта формой существования действительности, которая оказывает влияние на его психическое развитие.

Кроме этого, в процессе учебной деятельности у учащегося формируется система совместных действий. Содержанием учебной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс. В содержание учебной компетенции входят общеучебные умения, группы знаний методологического характера и совокупность нормативно-ценностных установок гносеологической направленности.

Таким образом, учебную деятельность можно рассматривать как освоение учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опыта, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом и физиологическом планах по средством вступления в определенные социальные отношения (взаимодействие с учителем, сверстниками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое учебный проект?

в работе указаны виды учебных проектов и их продукты...

В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"

В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....

Метапредметное занятие по формированию регулятивных УУД. Тема занятия "Что значит учиться? Что такое учебная деятельность?"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Учитель Шумейко Марина АлександровнаОУ МОУ Кипчаковская СОШ Кораблинского районаВид УУД Регулятивные УУД, коммуникативные УУДКласс:1Те...

Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?

Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкостиего мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умениеуспешно адаптироваться к постоянно меняющемуся ми...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...