Статья "От детского интереса к научной проблеме"
статья
ОТ ДЕТСКОГО ИНТЕРЕСА К НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЕ: КАК РОЖДАЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТ ДЕТСКОГО ИНТЕРЕСА К НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЕ: КАК РОЖДАЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ
Любому обществу нужны одарённые люди. Задача учителя состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Урок не позволяет каждому до конца себя реализовать, провести диагностику потенциальных возможностей и выявить одаренных детей. А Н. Колмагоров говорил: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе». Исследования необходимы. Это залог развития и для ученика, и для учителя. Исследование – это не только творческий порыв, но и огромный труд.
Первый шаг – заинтересовать детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать, эксперимен-тировать, самостоятельно искать новые сведения – все эти черты присущие детскому поведению, могут быть с успехом использованы при воспитании исследовательских навыков у младших школьников. Поэтому уроки-экскурсии, путешествия по городу, экскурсионные поездки по родному краю, сотрудничество с музеями, центром туризма, различными организациями учреждениями (почта, пожарная часть, котельная, и пр.), а так же занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребенка (интерактивные и виртуальные путешествия, викторины, работа «Почемусправки», ведение дневников путешественника), - это важный шаг для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть и определиться в том, что, прежде всего, необходимо самому ребенку. Каждое такое путешествие для ребёнка оказывается маленьким открытием, в ходе которого, дети учатся наблюдать, узнавать, искать ответы на вопросы. Самое важное на этом этапе – зажечь в детях искорку познания, не забывая о том, что желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. На этом этапе важно понять не только интерес ребенка, но и сформировать его в какой-то широкой области (чему ребенок отдает предпочтение: истории памятников воинской славы, знакомству с объектами культурного наследия, духовному наследию, народным традициям, изучению окружающего мира и пр.).
Следующий этап - повторение и закрепление увиденного. На этом этапе учащиеся создают с помощью родителей презентации, рисунки, стихи, творческие работы, участвуют в викторинах. Выполнение таких заданий требует от школьников собственных размышлений, самостоятельного поиска материала.
На третьем этапе необходимо направить ребенка в нужное русло в выборе своей темы исследования и оказывать всяческую помощь. Важно чтобы на этом этапе у ребенка сформировался конкретный интерес к чему-то и конкретная тема. От темы многое зависит: насколько она интересна ребенку, настолько он и будет вкладывать в нее себя, свой труд. В этом возрасте редко инициатива выбора принадлежит ученику. Чаще всего тематика исходит от учителя. Сначала учитель над чем-нибудь задумывается и только потом передает свой интерес ученику. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
На этом этапе важно дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое: сам прийти к открытию, ответив на вопрос, который ранее не звучал. Если ученик открыл что-то для себя, его это заинтересовало, то он пойдет дальше. А значит, будет продолжать открывать новое.
Когда проблема выбрана и сформулирована, начинается работа по сбору информации по теме исследования. Ее можно получить самыми разными путями (сбор информации из различных источников: художественная и научно-популярная литература, периодическая печать, документы, встречи с людьми, имеющими непосредственное отношение к объекту изучения, интернет источники и т.д.). На этом этапе необходимо обратить внимание на мотивацию ребенка. Если мотивация будет поверхностной, учащийся либо откажется от дальнейшей работы, либо большую часть работы сделает учитель. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда ребенок - докладчик произносит хорошо выученные, но явно не очень понятные им слова. Разумеется, учитель объяснял ему смысл каждого, но в состоянии сильного волнения многие не могут правильно ответить на вопросы, возникающие у присутствующих после выступления, ибо вынуждены вспоминать чужие слова, а не рассказывать о том, что хорошо знают. Только глубокое (в соответствии с возрастными возможностями) понимание информации может привести к появлению интереса к какой-то проблеме. Поэтому так важно на этом этапе заложить прочный фундамент – добиться, чтобы каждое слово, прочитанное или произнесенное учеником, было ему понятно, чтобы были понятны все этапы выполнения работы.
Школьников надо постепенно готовить к исследовательской деятельности. Первая ступень - выполнение простых работ, проявляя самостоятельность (узнать, спросить, расспросить, найти информацию). Именно на этом этапе учащиеся ощущают себя исследователями-первооткрывателями, создателями бесценной копилки знаний.
Вторая ступень – ознакомление с методикой проведения исследовательских работ. Достаточно несколько консультаций, и ребенок усвоит форму оформления работы очень быстро. Этот этап является важным, поскольку позволяет создать сопространство, возникающее между руководителем (учителем) и учеником. В нем не только происходит передача информации, помогающей овладеть нужными приемами сбора и переработки информации, но и разворачивается процесс стихийного неосознанного усвоения культурных норм, стереотипов поведения. Нужно понимать, что исследователь – это человек с богатым внутренним миром, человек с душой (необходимость общения, интервьюирования, беседы, опрос, умение разговаривать с людьми и слушать). Ведь как мы собираем информацию. Один из способов – общение с людьми, которым задаем вопросы, кто еще помнит события, кто является хранителями своего особого знания, которого не найдешь в других местах.
Далее наступает черед самостоятельной работы начинающего исследователя. Учитель на определенном этапе подставляет плечо, помогает сформулировать проблему. Глубина участия может быть разной, но учитель не должен делать работу за ученика. Этим он навредит и себе, и юному исследователю.
Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Это может быть оценивание результатов, вручение грамот, дипломов, награждение учащихся экскурсионной поездкой по родному краю. На этом этапе появляется и серьезная возможность представить свой труд не только одноклассникам, но и защищать честь школы в городе, районе, области, демонстрируя знание материала, владение приемами исследовательской деятельности, умение анализировать, сопоставлять, систематизировать материал, проводить поиск.
Для некоторых учеников это может стать последним завершающим этапом. Кого-то устроит минимальный уровень, а кто-то пойдет дальше, серьезно решив посвятить себя научным изысканиям в рамках работы уже школьного научного общества. Преподаватели должны обратить особое внимание на таких учеников, быстро осваивающих «технологии» исследования, имеющих стойкую мотивацию. В отличие от младшего возраста на этом этапе предлагаются совсем другие формы работы. Решаются новые задачи. Школьники становятся более самостоятельными в подборе материала, исследования проводят не только индивидуальные, но и работают группой, используют в своих исследованиях информационные и коммуникативные технологии.
И только на ступени старшей школы для поддержки одаренных детей, способных реализовать научно-исследовательскую деятельность, можно передавать ребенка в руки серьезных исследователей (сотрудничество с кафедрами высших учебных заведений, научными сотрудниками музеев, консультирование ученых и квалифицированных специалистов).
Список использованных источников
1.Учебный год: информационно-методический журнал № 1, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...
Проблемы детского развития: детская агрессия
Рекомендации и правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей. Подборка групповых занятий, подвижных игр, игр для преодоления детской а...
Городская научная конференция педагогов Статья "Теоретическое обоснование и научные подходы методистов к решению проблемы роста орфографических ошибок у учащихся начальных классов"
В данной статье дано научное обоснование для выбора эффективных методов борьбы с орфографическими ошибками.Раскрывабтся взляды методистов на проблему орфографических ошибок. Было проведено иссле...
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»...
СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив
Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...
Советы родителям для формирования детского интереса к чтению.
Семейное чтение имеет большое образовательное и воспитательное значение, способной затронуть самые тонкие струны души, объединить людей разных по...