Игровые технологии на уроках в начальной школе
статья
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в начальной школе.
Интересные уроки в начальной школе это стремление всех учителей работающих на данной ступени обучения ребят. Образование в начальной школе – фундамент дальнейшего учебного процесса. Если ребенок усваивает простейшие понятия, то и в старших классах ему легко даются сложные предметы. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы ребята показывали хорошие результаты в обучении. Детям 6-9 лет очень неинтересно изучать сухую теорию. Поэтому многие учителя используют игровую технологию в начальной школе, которая позволяет сделать уроки яркими и запоминающимися.
- Цель игровых технологий в начальной школе
Традиционный подход в обучении ориентирован на средний уровень образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что ребята теряют интерес к обучению. Они продолжают ходить в школу потому, что «так нужно, так делают все друзья во дворе». Хорошие оценки стараются при этом заработать дети для того, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу родителей.
Игровая технология в начальной школе направлена на разогрев интереса ребят к основным предметам, которыми являются - математика, литература, письмо, иностранный и русский язык.
- Игровая технология в начальной школе
Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем.
Второй целью игры можно назвать – укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребёнка, который не уверен в себе.
Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи:
- Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса
- Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.
- Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе.
Большинство учителей, работающих с ребятами 6 – 10 лет, считает, что игровая технология в начальной школе может и должна стать приоритетным направлением в организации учебного процесса для ребят младшего возраста.
- Виды игровых технологий
Все игры, которые можно использовать в процессе обучения, разделяют на группы:
- обучающие,
- развивающие,
- репродуктивные,
- диагностические.
Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу:
- В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее.
- Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически.
- Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью.
Независимо от вида, к которому относится игра, она имеет четкую структуру и должна включать: сюжет, игровые действия и роли, которые берут на себя играющие (учитель и ребята).
Для совершенствования учебного процесса в начальной школе, на любом уроке из предметов начального курса образования, могут использоваться два основных метода:
- ролевые игры на уроке,
- соревнования.
В большей степени ребят мотивирует к обучению - соревнование. Каждый ребенок стремится получить знания, чтобы стать лучшим.
Игровые педагогические технологии должны использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен присутствовать эффект неожиданности для ребят. Лучшего результата достигает педагог, которому удаётся совмещать традиционное обучение с игровым. Ребята не должны идти на урок, зная, что он пройдет в нестандартной форме.
- Игровые технологии на уроках «Русского языка»
Предмет «Русский язык» является одним из «трудных» и поэтому наименее любимых у ребят младшего школьного возраста. Если же провести урок в игровой форме, учителю удастся получить отличный результат.
Быстро запомнить новые правила помогают игры-упражнения. Учитель может предложить каждому ученику составить ребус или кроссворд, касающийся основных аспектов русского языка, изученных ранее. Очень хорошо использовать на таком уроке соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные ребусы рассматриваются на уроках, автор получает положительную отметку в дневнике. Такая игровая технология может применяться во втором или третьем классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний.
Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут игры-путешествия. Учитель может заранее продумать сценарий нестандартного урока, на котором ребята отправятся в гости в страну Словарию или в яркий Алфавитный сад, где на деревьях будут расти не обычные плоды, а буквы. Такое путешествие можно провести на открытом воздухе, пригласить других учителей и родителей учащихся. Игры-путешествия помогают развивать фантазию ребят, закреплять учебный материал. Малыши гораздо быстрее запомнят предмет, если он будет ассоциироваться с положительными эмоциями.
Закрепить выученный материал помогут также игры-соревнования. Учителю разделяет класс на две и более команды. Далее ребятам предлагается решить поставленные задачи (исправить ошибки в предложениях, вставить пропущенные буквосочетания, исправить пунктуационные ошибки). За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Побеждает та, которая к концу игры имеет больше баллов. В качестве приза учащиеся могут быть освобождены от выполнения домашнего задания.
- Использование игровых технологий на уроках «Литературного чтения»
Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе на уроках «Литературного чтения» помогают вызвать у ребят интерес к этому предмету.
Наибольший эффект приносят различные сценки и спектакли, посвященные определенному литературному произведению. Ролевые игры вообще помогают развивать творческие способности ребят. Благодаря таким нестандартным урокам многие дети еще в начальной школе решают посвятить свою дальнейшую жизнь театру.
Игровая технология в начальной школе на уроках «Литературного чтения» по ФГОС может выглядеть следующим образом:
- После изучения определенного произведения учитель предлагает ребятам поставить собственный спектакль.
- Роли должны получить абсолютно все участники конкретного коллектива.
- Спектакль по произведению ставится для родителей.
- Ребята стараются хорошо запомнить свои слова, чтобы красиво смотреться на сцене перед своими родителями.
Использование игровых технологий в такой форме позволяет развивать у ребят не только память, но и творческие способности. Кроме того, таким образом ребята начинают хорошо разбираться в пройденном материале. Ребята буквально проживают жизнью конкретного литературного персонажа.
Хорошие результаты может дать игра-импровизация. На одном из уроков учитель предлагает ребятам сочинить собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофон или письменно. Затем ребята прослушивают свое произведение, анализируют его. Часто такие импровизированные рассказы получаются достаточно смешными. Таким образом урок в игровой форме пробуждает интерес у ребят к изучению литературы. Кроме того, импровизация способствует развитию фантазии.
- Игровые технологии на уроках «Математики»
Математика – это предмет, целью которого является обучение ребят не только счету, но и логическому мышлению. Интересный урок математики, не только в первом, но и последующих классах начальной школы, может включать в себя следующие игры:
- «Веселый трамвай». Учитель раздает учащимся карточки с цифрами от 1 до 10. Далее вызывается трамвай под номером 10. В него должны сесть пассажиры с номерами с общей суммой 10 (к примеру, 3 и 7 или 2, 3 и 5 и т. д.). Таким образом учитель поступает и с остальными цифрами. Игра помогает детям в первом классе запоминать составы чисел
- «Лишний предмет». На магнитной доске учитель выставляет ряд предметов, один из которых отличается по форме, цвету или значению. Ребята должны определить, какой предмет лишний и обосновать свою точку зрения.
- «Назови следующее число». Все ребята стоят в кругу. В центре находится учитель, который бросает мячик выбранному ученику и называет число от 1 до 9. Школьник должен назвать следующее число и вернуть мяч педагогу.
- «Назови фигуры». На белом полотне (это может быть магнитная доска) с помощью различных геометрических фигур составлен сказочный персонаж. Ребята должны назвать, какие виды фигур используются, подсчитать сколько их. В дальнейшем из полученных фигур каждый может составить другое изображение (домик, собачку, цветок и т. д.)
- «Ворота». Игра также направлена на изучение состава чисел. К доске приглашаются двое ребят, которые с помощью рук создают ворота. Им дается определенное число от 2 до 10. Остальным учащимся также раздаются карточки с числами. Каждый должен найти себе пару, чтобы пройти через ворота. К примеру, чтобы пройти через число 8, необходимо иметь карточки 6 и 2.
Существуют и другие примеры игровых технологий в начальной школе, которые могут использоваться на уроках математики. Все они направлены на закрепления материала, который дети получают на традиционных уроках.
- Нестандартные уроки «Окружающего мира».
Согласно ФГОС уроки по «Окружающему миру» должны начинаться у ребят уже в первом классе. К данному предмету ребята обычно проявляют повышенный интерес. Даже в «сухой» форме ребята хотят и готовы узнавать, почему земля круглая и зачем поют птицы. Но игровая технология в начальной школе по ФГОС имеет цель не только пробуждение интереса к предмету. Об этом писалось выше. Очень важно также развивать фантазию ребят, их физические данные. Поэтому часто учителя прибегают к проведению уроков по природоведению на свежем воздухе. Здесь все без исключения ребята активно проводят время, получают заряд бодрости и параллельно изучают местную флору и фауну. Наиболее актуально проводить такие занятия в сентябре и мае, когда погодные условия располагают к обучению. Начиная со второго полугодия в первом классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний, можно проводить уроки по «Окружающему миру» в форме следующих игр:
- Паутина». Учитель задает вопрос школьнику. При правильном ответе ученик получает например: клубочек шерстяных ниток. Далее ребенок сам задает вопрос и перелает клубочек следующему. В конце игры получается паутина, которая показывает тесную взаимосвязь между отдельными компонентами природы.
- «Четвертый лишний». Урок может проводиться с использованием проектора или магнитной доски и заранее подготовленных материалов. Ребятам предлагаются четыре представителя флоры или фауны. Необходимо определить, кто является лишним. К примеру, лошадь, кошка, собака, таракан. Последний относится к группе насекомых, поэтому лишний.
- Игры на уроках иностранного языка
Например: уроки английского языка или любого другого иностранного языка изначально являются наиболее сложными для ребят даже во втором классе. Ребята привыкли описывать предмет знакомыми словами. Методика игровых технологий в начальной школе позволяет сделать процесс изучения иностранного языка ярким и запоминающимся. Одной из игр, которая может помочь ребятам быстрее выучить конкретные слова, является игра под названием «Вопрос». В данной игре учитель должен загадать слово, касающееся изучаемой темы. Ребята по очереди задают вопросы, чтобы выяснить, что это за слово. В начале обучения беседа может вестись на русском языке, в дальнейшем вопросы желательно задавать вопросы на иностранном (изучаемом) языке. Учитель может отвечать только «да» или «нет». Практика показывает, что такая игра помогает запомнить иностранные слова гораздо лучше привычного заучивания.
Так же можно порекомендовать, как и в случае с литературой, постановочные пьесы. Единственное отличие - все персонажи должны разговаривать на иностранном языке. Поэтому приглашать родителей и на нестандартные уроки английского языка не желательно и нецелесообразно. Разыграть пьесу или сценку можно во время урока без заучивания текста. Все что нужно учащимся, это читать реплики по представленному сценарию.
Помогают тренировать письменную речь на иностранном языке, как и в случае с предметом «Русский язык» – это составление ребусов и кроссвордов. При этом ребята должны уже иметь определенные знания. Поэтому уроки английского языка или любого другого иностранного языка должны проводить с использованием такой технологии начиная со второго полугодия второго класса.
- Подвижные игры на уроках «Физической культуры»
Физическая подготовка играет важную роль в планировании образовательного процесса. Качественно выполнять упражнения, которые будут положительно влиять на состояние здоровья, захочет не каждый ребенок. Как и в случае с другими предметами, необходима мотивация. Актуальность игровых технологий в начальной школе касается также и физической подготовки. Различные эстафеты и другие соревнования стимулируют ребят к физической активности. Целесообразно такие занятия проводить на свежем воздухе не только в теплое время года, но и зимой. По возможности должны быть включены в образовательную программу обучение катанию на лыжах и коньках.
Хорошие результаты дают командные игры, которые учат ребят работать на результат совместными усилиями. На уроках физической подготовки школьники могут играть в футбол, баскетбол, волейбол.
- Игровые технологии за рубежом
Опыт применения игровых технологий в начальной школе уже давно используются за рубежом. Во многих европейских учебных учреждениях обучение начинается с 4 лет. Но эти занятия проходят не так, как в отечественных школах. Ребята воспринимают любую информацию через игру. Даже обычных классных кабинетов нет. Уроки могут проходить на полу в игровом кабинете. Ребят окружают игрушки в виде геометрических фигур, букв и животных. Начальное образование в любой европейской стране является общедоступным. Чтобы попасть на обучение, малышу нет необходимости проходить тестирование. Все учащиеся равны. Особенностью многих зарубежных школ является немногочисленность классных коллективов. Ребят разделяют на группы по способностям на 8-10 человек. Таким образом, учитель может уделять максимум внимания каждому ребенку. Занятия проходят не только в условиях учебного учреждения, но и на свежем воздухе. Ребята вместе с учителем посещают фабрики, другие школы, зоопарки. Атмосфера в коллективе больше напоминает семейную. Игра – основное занятие детей в младшей школе Швейцарии, Англии, Франции и многих других стран. Огромное внимание на первых этапах обучения уделяется физическому развитию ребят. Иностранные малыши могут отставать от русских сверстников в плане академического развития. Вместе с этим они практически не болеют, мало кому приходится сталкиваться с проблемой сколиоза (искривления позвоночника). Многие государственные школы России сегодня перенимают зарубежный опыт. Учителя ездят на практику за границу, чтобы делиться знаниями с коллегами из других стран, стараются брать для себя что-то новое, чтобы внедрить в отечественный учебный процесс. Ведь нельзя сказать, что русская технология обучения неправильная. «Отечественные» дети, которые большую часть времени проводят за решением скучных задач, также отлично запоминают предмет, но разбавление стандартных уроков играми, как за рубежом, делает процесс обучения более ярким, интересным, мотивирует к дальнейшему развитию.
- Итог
Опыт показывает, что внедрение игровых технологий в процесс обучения в начальной школе дает положительные результаты. У ребят начальной школы появляется интерес к изучению даже скучных предметов, они стремятся стать лучше, получить похвалу. Кроме того, игра позволяет раскрыть личность ребенка, убрать комплексы, которые могли быть заложены в семье. В процессе ролевых игр и особенно соревнований учащиеся показывают свои способности одноклассникам, тем самым поднимаясь в их глазах. Игра и учеба – два разных вида деятельности. Между ними существуют качественные различия. Особенности игровых технологий в начальной школе заключаются в их тесной взаимосвязи с процессом изучения предмета. Учитель должен сделать все, чтобы заинтересовать ребят. При этом игра может и должна стать частью урока. Вовлекать в такую деятельность необходимо всех ребят, не делая исключения. Тогда можно надеяться, что учителю удастся достичь хороших результатов. Продумывать проведение игр необходимо еще на этапе разработки учебного плана в начале года. Это должны быть ролевые игры и различного рода соревнования. Желательно, чтобы такая деятельность занимала не менее 20% всего учебного времени. Результат не замедлит сказаться, у ребят начнут проявляться такие качества, как - прочное усвоение знаний и будет лучше формироваться мотивация к дальнейшему обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)
Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...
Педагогический проект "Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД...
Игровые технологии на уроках в начальной школе. Из опыта работы.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека...
использование игровой технологии на уроках в начальной школе.
Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....
Игровые технологии на уроках в начальной школе
творческая работа учителя...
«Игровые технологии на уроках в начальной школе».
* Анализ педагогической литературы, с целью выявления сущности игры.* Функции игровых техноглогий.* Значимость игровых технологий в современной школе....
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...