Коррекционно-педагогическая работа по повышению качества знаний учащихся с ОВЗ
статья
Коррекционно-педагогическая работа по повышению качества знаний учащихся с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-педагогическая работа по повышению качества знаний учащихся с ОВЗ (дети с нарушениями речи, обучающиеся по адаптивным образовательным программам).
(Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты Росляковой Е.Н.)
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении". Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции). Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Одним из условий правильной организации коррекционно-педагогической работы является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Обучение детей с нарушениями речи до апреля 2014 года велось по специальным образовательным программам V вида, сейчас ведётся по адаптированным образовательным программам, на основании стандарта 2004 года. C 2009 года в России введён новый федеральный образовательный стандарт (ФГОС), а для детей с ОВЗ такой стандарт вступает в действие только с 1 сентября 2016 года.
В Мурманской области существует лишь одна специализированная коррекционная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в посёлке Минькино (ГОБОУ МСКОШИ). Сейчас на базе данного образовательного учреждения ведётся апробация новых специальных стандартов (СФГОС) и школа является инновационной площадкой по апробации проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ТНР.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", определяя основные направления модернизации российской школы, обозначает основные пути повышения его качества. Они имеют непосредственное отношение к образовательным организациям, в которых получают образование в соответствии со своими образовательными потребностями обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Во-первых, новая школа должна реализовывать образовательные программы, обеспечивающие развитие творческой, активной личности обучающегося, способного понимать и осваивать новое, изобретать, свободно выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, проявлять интересы и осознавать собственные возможности.
Во-вторых, новая школа - это школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
В-третьих, новая школа - это учителя с высоким уровнем профессиональной подготовки, готовые к инновационной деятельности, глубоко знающие детскую психологию и особенности развития школьников, также при наличии ограничений здоровья, чуткие и внимательные к интересам и потребностям школьников.
В-четвертых, новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы, что имеет особое значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа для детей с ОВЗ может стать также центром научно-методической поддержки учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, или центром психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях инклюзии.
В-пятых, новая школа – это современные материально-технические условия реализации образовательных программ, которые включают: доступность безбарьерной среды для всех обучающихся, современное высокотехнологичное учебное оборудование, интерактивные учебные пособия и учебники, соответствующие специфике развития и образовательным возможностям разных групп детей, условия для занятий спортом и творчеством.
В-шестых, новая школа требует создания современной системы оценки качества образования, обеспечивающей объективность, достоверность и открытость информации обо всех направлениях деятельности отдельных образовательных учреждений и системы образования в целом. Это важно для организаций, осуществляющих образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ибо позволит представить полноту их деятельности и роль в развитии обучающихся, распространить сведения об условиях, предоставляемых разным группам детей и их возможностям в сфере социализации и образования.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Особенность нового ФГОС: возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах. Воспитание учащихся можно осуществить только в рамках всего образовательного процесса, равномерно распределяя его духовное содержание по всей образовательной среде.
Адаптивный подход в обучении в качестве методологического обоснования стратегии и тактики развития современной школы реализует «идею приспособляемости» как главной отличительной черты жизни. Существенными признаками адаптивного подхода в обучении школьников являются: сбережение физического, психического и нравственного здоровья детей; реализация психотерапевтической функции педагога; создание благоприятного микроклимата в школе; обучение школьников на рефлексивной основе средствами адаптивных технологий; непрерывное повышение квалификации педагогов; гибкое взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Адаптивная школа - это образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Первостепенное значение в деятельности адаптивной школы приобретает опора на "сильные" стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребенком собственной позиции по отношению к осваиваемому им знанию, по отношению к другим людям, по отношению к себе. Тем самым в фокусе внимания адаптивной школы находятся не столько технологические аспекты деятельности, сколько личностные.
Цель адаптивной школы состоит в создании образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Для этого приоритетным в деятельности школы и каждого учителя должен стать ресурсный подход.
Большой акцент при обучении детей с нарушениями речи делается на индивидуальном темпе прохождения учебной программы. Продлён период обучения грамоте, есть дополнительные предметы: «Произношение», «Логоритмика», «Информатика». Введены часы для коррекционно-развивающей работы, курс «Окружающий мир» интегрирован в курс «Развитие речи». В течение последних 3 лет, работая с детьми с ОВЗ, большое внимание я уделяю внеурочной работе. Именно связь программного материала с внеурочными занятиями обеспечивает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. В ходе групповой и коллективной работы дети учатся договариваться друг с другом, уважать точку зрения другого, вместе выполняют коллективные проекты. Дети участвуют в конкурсах рисунок и поделок, занимаются по программе знакомства с журналистикой «Служу Отечеству пером», участвуют в работе клуба «Вдумчивого читателя».
В настоящее время мы наблюдаем переориентацию процесса обучения в современной школе на развитие и становление личности ученика. Приведение целей образования в соответствие с требованиями жизни потребовало перестройки содержания образования, повышение его теоретического уровня. Это повлекло за собой необходимость организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.
Решение этой проблемы предлагали еще Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Свою точку зрения на урок Л.В.Занков излагал как форму учебного процесса, в системе которой преобладает гибкость, отказ от единой схемы урока. Он считал, что преподавание должно строиться так, чтобы оно не только захватывало ум, но и вызывало бы различные чувства у школьников. Создание высокого эмоционального тонуса – необходимое условие получения знаний, так как пережитые знания становятся убеждением. Экскурсии, наблюдения не являются дополнением к познанию в классе. Учитель может прервать урок, идя навстречу желанию детей понаблюдать из окна что-то интересное.
Отсутствие соблюдения определенной схемы в уроке, гибкость форм работы не означает хаоса в учебном процессе. Учитель, как дирижер в оркестре, следит за работой всех учащихся, знает их возможности, объясняет с учетом развития и подготовки, не допускает отставания, вовремя обнаруживает пробелы и заполняет их, обеспечивает конкретное развитие детей.
Дидактическим стержнем учебного процесса является деятельность учащихся. Они не просто решают, а наблюдают, сравнивают, группируют, выясняют закономерности. Таким образом формируется у учащихся видение изучаемых явлений и объектов в глубоких и всесторонних связях и отношениях. Это обеспечивает постепенное движение ученического видения изучаемых явлений от неглубокой сущности ко все более и более глубокой, от целого к его составным частям. В процессе изучения учебного материала каждого ранга в отдельности формируется у учащихся соответствующий учебно-познавательный аппарат – аппарат описания, объяснения и преобразования, который способствует развитию познавательной самостоятельности, творческих возможностей и способностей.
Для современного урока характерен путь познания «от учеников». Здесь главное не знания, а свобода проявления личности, где необходимо дать простор ее развитию. Отсюда можно сделать вывод: урок не должен идти по плану, намеченному учителем, но это не так. «Идти «от учеников» - это значит организовывать и направлять коллективный поиск. Учитель подхватывает нужную мысль, направляет учеников в поиске», а для этого при составлении плана он должен продумать логику работы, выяснить, куда надо вести учеников. Главная черта современного урока – это открытие знаний самими учащимися. Такое знание является личным образовательным продуктом каждого ученика, так как оно получено благодаря исследованию, поиску.
Одним из таких уроков, на котором может проявиться творчество учеников – является логоритмика. На своих занятиях я стараюсь привлечь учеников к народной культуре. Народные песни, потешки, прибаутки – помогают детям прочувствовать на эмоциональном уровне и получить знания, которые потом становятся убеждением. Воспитание гражданина России – одно из приоритетных направлений обучения детей с ОВЗ.
Знакомство с традициями и культурой русского народа продолжаются также на протяжении всего обучения детей в школе. На уроках окружающего мира дети узнают о своей родословной, выполняют проекты о своей семье, своём городе. На уроках литературного чтения знакомятся с русскими народными сказками. Уроки изобразительного искусства учат детей находить прекрасное в костюмах, посуде, строениях русского народа. Уроки технологии помогают самим создать проекты на темы русской избы, русских народных промыслов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успех в труде –– первостепенное условие повышения качества знаний учащихся
Когда же ученику хочется учиться? А когда интересно, когда получается, когда ребёнок чувствует успехи от приложенного труда. Значит, педагог...
Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...
Роль педагогического мастерства учителя в повышении качества знаний учащихся
Учите Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одно...
Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.
Статья об использовании ИКТ на уроках в начальной школе....
Использование ИКТ как средства повышения качества знаний учащихся
В статье раскрываются возможности использования ИКТ на уроке как средства повышения качества знаний....
Презентация" Повышение качества знаний учащихся на основе применения тестовых форм контроля"
Выступление на педсовете в виде презентации ....