Тематическое портфолио по чтению
статья

Бабина Наталья Эдуардовна

Портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_portfolio_po_chteniyu.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое портфолио по чтению

Профессиональное «портфолио» - это средство оценки уровня подготовки учителя. Процесс сбора материалов усиливает, мотивацию к самообучению и служит формальным критериям оценки развивающихся профессиональных навыков учителя. Умение организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность. «Портфолио» дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации фактологических и алгоритмических знаний и умений; позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности- творческой, социальной, коммуникативной и других- является важным элементом практико- ориентированного подхода к образованию.

Профессиональое портфолио включает несколько обязательных элементов и необязательных.

К обязательным элементам относятся:

-нормативно-правовая база учителя: правительственные, региональные, районные и школьные нормативные документы. «Портфель документов» можно оформить в виде папки с файлами;

-титульный лист: с указанием Ф.И.О. учителя, название самого портфолио и предмета;

-информационная карта портфолио

-цель и задачи, краткое описание портфолио: актуальность, проблема;

-содержание: с перечислением его основных элементов;

-самоанализ: каковы результаты, что дается легче, что труднее4 возможно в виде пожеланий;

-внешняя рецензия: эксперты, администрация школы, коллеги по работе.

В оформлении  портфеля должна присутствовать аккуратность и эстетичность, наглядность, целостность и тематическая завершенность разделов портфолио.

Я хочу поделиться опытом при создании тематического  портфолио  по чтению.

Информационная карта портфолио:

Полное название портфолио: Тематическое  портфолио по чтению на тему: «Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов».

Цели:

-развитие выразительности чтения и речи;

-формирование навыков орфоэпически правильного чтения учащихся в начальных классах.

Задачи:

1.Совершенствование звуковой культуры речи.

2.Развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.

3. Обучение правильному произношению слов при чтении.

4. Развитие темпа речи и чтения учащихся.

Актуальность.

Читательские навыки у сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?

Ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставить ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать.

Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Одной из основных причин трудностей в чтении:

Недостаточной сформированности техники чтения(умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений).

Чтение является сложным действием, которое включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимание смысла текста.

Разработка портфолио

«Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов»

1.Проблема

Я столкнулась с проблемой в том, что есть дети с нарушением речи. Причины возникновения этих нарушений разнообразны: они могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушение речи ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. А исправить нарушение речи можно только при систематической работе с ребенком. Я решила собрать материал об исправлении нарушения речи учащихся. Этот материал изучить и применять его в практике.

2.Исследование. Сбор фактов.

Постановка проблемы. Сбор материала об исправлении нарушении речи; развития техники чтения в начальной школе; совершенствования артикуляционной моторики.

Изучение собранного материала.

-проводить коррекционную работу на уроках чтения; совершенствование артикуляционной моторики; постановки логопедом звуков в речи до автоматизации; развитие фонематического восприятия; на отработку интонационной и мимической выразительности речи.

-виды упражнений для учащихся

-тесты по чтению

-карты учета навыков чтения (1-4)

-лист индивидуальных достижений ученика

-летнее задание по чтению

-составить список методической литературы

3.Идеи

Создание микрогрупп с целью:

-индивидуальной работы с учащимися

-привлечь родителей в работу микрогрупп

-консультации специалистов(логопеда, дефектолога, психолога)

4.Анализ идей

1.Работа учащихся  и родителей в микрогруппах

2.Консультации для родителей по теме: «Особенности развития чтения учащихся младших классов»

5.Результат портфолио

Создание тематического портфолио по чтению на тему: «Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов»

Содержание портфолио

1.Раздел «Педагогический поиск по теме»

Список литературы, научные статьи.

2.Раздел «Ситуативный» (применение материала по предмету в практике)

2.1дидактический материал по предмету:

Приложение №1

-упражнения для укрепления лицевой мускулатуры;

-дыхательные упражнения;

-статические и динамические упражнения упражнения(упр. для языка);

Приложение №2

-чистоговорки

-стихи

-скороговорки

-игры

Приложение №3

-упражнения для развития беглого и правильного чтения слов разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений. Для развития осознанности чтения;

-тексты по чтению

-тесты

2.2 Анализы навыков чтения по четвертям и за год

2.3 Листы индивидуальных достижений учащихся по чтению

2.4 Летнее задание по чтению

3. Раздел «Описательный»- самоанализ

4. Раздел «Отзывы»- отзывы коллег

1 раздел «Педагогический поиск по теме»

Изучена научно-методическая литература по теме: «Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов»

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением.
  2. Агранович З.Е. Логопедическая работа преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
  3. Александров М.Ф., Волошина О.И. Тесты по чтению.
  4. Бельская И.Л.Серия «Обучение и развитие»
  5. Венедиктова Л.В. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников.
  6. Мисоренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.
  7. Оморокова М.И.,Рапопорт И.А., Преодоление трудностей. Обучение чтению.
  8. Успенская Л.И. Учись правильно говорить.

2. раздел «Ситуативный»(применение материала по предмету в практике)

2.1 Дидактический материал по чтению использую на уроках чтения  для речевой гимнастики (5-10 мин.)

Массаж лицевой мускулатуры для активации мышц лица (дети сидят,ноги вместе,голову не поворачивают)

А) «Поглаживание»

-сжатыми пальцами в направлении ото лба к подбородку поглаживать лицо

-поглаживание вокруг губ

Выполнить 3 раза.

Б) «Похлопывание»

-похлопывать подушечками пальцев в тех же направлениях по 3 раза

В) «Пальчиковые дуги»

-пальчиками постукивать в тех же направлениях по 3 раза

Г) «Пощипывание»

-пощипывать лицо пальчиками в тех же направлениях по 3 раза

Д) «Успокаивающий»

-поглаживание лица ладошками в тех же направлениях по 3 раза

После массажа провожу дыхательные упражнения, т.к. от речевого дыхания зависит громкость, чистота, выразительность звучащей речи.

Дыхательные упражнения

А) Выполняется стоя: - руки в стороны, вдохнули, на выдохе произносим звук «а-а-а»

-руки вверх, вдохнули, на выдохе произносим звук «у-у-у»

-руки перед грудью, вдох, на выдохе произносим звук «о-о-о»

Б) «Гуси шипят» - произносим на выдохе звук «ш-ш-ш» столько, сколько хватит дыхания.

В) «Пилим дрова»- имитировать движения пилки дров, при этом произносить звук «ж-ж-ж-ж»

Г) «Спускай воздух» - 1-2 сделать глубокий вдох, 3-4 «спустить»  воздух из шара со звуком «с-с-с» в медленном темпе

Д) «Подуй на свечу» - держа в руке воображаемую свечу на счет 1-2 сделать глубокий вдох через нос и рот, 3-4 продолжительный медленный  выдох, имитирующий задувание свечи

Для правильного звукопроизношения, а также укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого неба провожу артикуляционную гимнастику. Все упражнения выполнять не надо. Проводить гимнастику перед зеркалом и ежедневно. Только в этом случае занятия принисут ожидаемый результат.

Упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения

А) «Лопаточка» широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Язычок устал и решил отдохнуть на скамеечке»

Б) «Чашечка» рот широко открыт, широкий язык поднят к верхним зубам,но не касается их.

В) «Иголочка» раскрыть рот и сильно высунуть узкий язык. «Язычок хочет узнать, такой ли он остренький, как жало у пчелки»

Г) «Горка» рот раскрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута. «Когда кошечка хочет напугать, она выгибает спинку, так язычок пугает зубки».

Д) «Трубочка» высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.

Динамические упражнения

А) «Часики» узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе.

Б) «Лошадка» присосать язычок к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и тянуть подъязычную связку.

В) «Футбол» рот закрыт, языком упираться попеременно то в одну щеку, тот в другую.

Г) «Вкусное варенье» широким языком облизать верхнюю и нижнюю губы и убрать язык в рот.

Упражнения для губ

А) «Улыбка» губы растянуты в улыбке так, чтобы зубы не были видны.

Б) «Хоботок» вытянуть вперед сомкнутые губы.

В) «Заборчик» верхние и нижние зубы обнажены, как при улыбке

Г) «Трубочка» вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Д) «Кролик» зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние зубы.

Е) «Бублик» сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперед, чтобы были видны верхние и нижние резцы.

После этих упражнений учимся правильно произносить согласные звуки, соединяем их с гласными звуками. Отрабатываем слоги, чтобы не вызвали трудностей. После этой работы переходим к работе со словами, которые начинаются на эти слоги. Научившись правильно произносить согласные звуки в начале слова, проговариваем отраженно обратные слоги (са-са-са ас-ас-ас; су-су-су ус-ус-ус; ) и переходим к словам с обратными слогами и слогам со стечением согласных (сад,сом,сук,сын; бас,нос,укус,ирис; сва-сво, ска-ско-ску).

Как правило, дети с речевой патологией не запоминают стихов, состоящих из четырех и более строк. Сначала разучиваем двустишия. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания.

Разучивание стихов сопровождаю упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Если ребенок запоминает стихотворение из 2 строк, можно расширить объем запоминания до 4-6 строк. Также заучиваем чистоговорки с различными типами слогов и повторяющимся  слоговым рядом, скороговорки, поговорки, пословицы для отработки логического ударения и постановки дыхания.

Упражнения подбираю в зависимости от уровня речевого и интеллектуального звукопроизношения. Ученики с недоразвитием речи нуждаются в большем числе повторений. Поэтому работу с такими детьми провожу длительно, систематизировано, по принципу «от простого к сложному» в игровой форме и с применением наглядности.

Разнообразие приемов, упражнений, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе помогают ученикам развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения. Но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.

Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, стремлюсь к тому, чтобы процесс чтения был для учеников моего класса интереснее и приносил радость при общении с книгой.

Работая над данной проблемой, я добилась следующих результатов.

Мониторинг совершенствования техники чтения. /с 1-4 класс/

Ф.И.ученика

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Способ чтения

Темп

Осозн.

Способ чтения

Темп

Осозн.

Способ чтения

Темп

Осозн.

Способ чтения

Темп

Осозн.

Каждый год наблюдается рост техники чтения у каждого ученика.

В 2006 году я стала работать с первоклассниками по программе традиционного обучения /1-4/ УМК «Планета Знаний». В классе 21 человек. Хорошо читающих на 1 сентября было 2 ученика, читающих норму первого класса-3 ученика, слабо читающих-10 человек, не читающих 6 человек. К концу 1 класса наблюдается позитивная динамика в целом по классу и по отдельным ученикам.

Схема анализа проверки навыка чтения в 1 классе

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Учащихся по списку

21

100

20

100

21

100

21

100

Проверено уч-ся

21

100

20

100

21

100

21

100

Способ чтения

-по слогам

11

52

1

5

1

5

1

5

-слог+слово

7

33

12

60

10

48

1

5

-словами

3

14

7

35

10

48

19

90

Правильность чтения

-без ошибок

12

57

12

60

12

57

13

61

-1-2 ошибки

6

28

5

25

6

28

8

38

-повтор слов, слогов

3

14

-пропуск, замена

Темп чтения

-оптимальный

-выше нормы

7

33

9

45

10

48

14

66

-норма

2

9

4

20

5

24

5

24

-ниже нормы

12

57

7

35

6

28

2

10

Осознанность чтения

-понимают прочитанное

18

85

18

90

20

95

21

100

-не понимают прочитанное

3

14

2

10

1

5

Выразительность чтения

-выразительно

11

55

16

76

-монотонно

9

45

5

24

Мониторинг совершенствования техники чтения./1-2класс/.

Способ чтения:  Б-буквами, ПС- по слогам, СС- слог+слово, ЦС- целыми словами.

п/п

Ф.И. уч-ся

1 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2 класс

1 четверть

Каждый ученик заполняет свой индивидуальный лист по чтению, где видит над, чем ему надо работать и учится оценивать свою работу. Индивидуальные листы  ведутся с 1 по 4 класс.

Лист индивидуальных достижений.

Ученица Плотникова Елизавета школа №161 1 «Б» учитель: Бабина Н.Э.

п/п

Формируемые

навыки и

умения

Старт

Месяц

Итог

1

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Навыки слушания

слушает

внимательно

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

следит за изложением

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

проявляет интерес, когда читают вслух

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Навыки чтения

2.1

Развитие речи

говорит ясно

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

говорит законченными предложениями

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

говорит выразительно

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

участвует в дискуссии

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2

Техника чтения

слог+слово

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

целыми словами

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

безошибочность чтения

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

выразительно

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

монотонно

темп чтения

3

6

10

20

23

26

28

30

33

34

2.3

Понимание прочитанного

умеет подробно пересказывать

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

выборочный пересказ

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

краткий пересказ

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

умеет осознанно правильно читать

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

умеет составлять творческие рассказы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.4

Пересказ

с опорой на помощь учителя

+

+

+

без опоры на помощь

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

2.5

Читает наизусть

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.6

Составляет собственный рассказ

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Летнее задание по чтению.

Расширение кругозора детей направлено через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка. Он учится находить главных героев, выделить главное в тексте, запоминает название книги и автора.

п/п

Название темы

Название книги автор

Главные герои

Краткое содержание

1

Детский журнал

2

Сказки

3

Рассказы-загадки

4

Стихи об осени

5

Русские писатели

6

Книги о знаменитых людях

7

Книги о родном поселке, его прошлом и настоящем

8

Книги о путешествиях и путешественниках

9

Писатель и его книги

10

Твоя любимая книга

11

Книги о ратных подвигах родного народа

12

Книги о природе

13

Книги о хлебе

14

Рассказы о писателях

15

Родные поэты

16

Детская приключенческая литература

17

Сказки других народов

3 раздел «Описательный» в этом разделе учитель пишет самоанализ: какие достигнуты результаты; над чем еще надо работать.

4 раздел «Отзывы» в этом разделе пишутся отзывы коллег, директора, завуча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по чтению, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по учебнику Л.Ф. Климановой...

Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.

Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...

Тематическое портфолио по чтению

Профессиональное «портфолио» - это средство оценки уровня подготовки учителя. Процесс сбора материалов усиливает, мотивацию к самообучению и служит формальным критериям оценки развивающихся проф...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Статья: « Механизм формирования, структуру и критерии оценивании тематического портфолио ученика по проблеме «Овладение универсальными учебными действиями»

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые у...