Тематическое портфолио по чтению
статья
Предварительный просмотр:
Тематическое портфолио по чтению
Профессиональное «портфолио» - это средство оценки уровня подготовки учителя. Процесс сбора материалов усиливает, мотивацию к самообучению и служит формальным критериям оценки развивающихся профессиональных навыков учителя. Умение организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность. «Портфолио» дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации фактологических и алгоритмических знаний и умений; позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности- творческой, социальной, коммуникативной и других- является важным элементом практико- ориентированного подхода к образованию.
Профессиональое портфолио включает несколько обязательных элементов и необязательных.
К обязательным элементам относятся:
-нормативно-правовая база учителя: правительственные, региональные, районные и школьные нормативные документы. «Портфель документов» можно оформить в виде папки с файлами;
-титульный лист: с указанием Ф.И.О. учителя, название самого портфолио и предмета;
-информационная карта портфолио
-цель и задачи, краткое описание портфолио: актуальность, проблема;
-содержание: с перечислением его основных элементов;
-самоанализ: каковы результаты, что дается легче, что труднее4 возможно в виде пожеланий;
-внешняя рецензия: эксперты, администрация школы, коллеги по работе.
В оформлении портфеля должна присутствовать аккуратность и эстетичность, наглядность, целостность и тематическая завершенность разделов портфолио.
Я хочу поделиться опытом при создании тематического портфолио по чтению.
Информационная карта портфолио:
Полное название портфолио: Тематическое портфолио по чтению на тему: «Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов».
Цели:
-развитие выразительности чтения и речи;
-формирование навыков орфоэпически правильного чтения учащихся в начальных классах.
Задачи:
1.Совершенствование звуковой культуры речи.
2.Развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.
3. Обучение правильному произношению слов при чтении.
4. Развитие темпа речи и чтения учащихся.
Актуальность.
Читательские навыки у сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставить ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать.
Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Одной из основных причин трудностей в чтении:
Недостаточной сформированности техники чтения(умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений).
Чтение является сложным действием, которое включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимание смысла текста.
Разработка портфолио
«Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов»
1.Проблема
Я столкнулась с проблемой в том, что есть дети с нарушением речи. Причины возникновения этих нарушений разнообразны: они могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушение речи ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. А исправить нарушение речи можно только при систематической работе с ребенком. Я решила собрать материал об исправлении нарушения речи учащихся. Этот материал изучить и применять его в практике.
2.Исследование. Сбор фактов.
Постановка проблемы. Сбор материала об исправлении нарушении речи; развития техники чтения в начальной школе; совершенствования артикуляционной моторики.
Изучение собранного материала.
-проводить коррекционную работу на уроках чтения; совершенствование артикуляционной моторики; постановки логопедом звуков в речи до автоматизации; развитие фонематического восприятия; на отработку интонационной и мимической выразительности речи.
-виды упражнений для учащихся
-тесты по чтению
-карты учета навыков чтения (1-4)
-лист индивидуальных достижений ученика
-летнее задание по чтению
-составить список методической литературы
3.Идеи
Создание микрогрупп с целью:
-индивидуальной работы с учащимися
-привлечь родителей в работу микрогрупп
-консультации специалистов(логопеда, дефектолога, психолога)
4.Анализ идей
1.Работа учащихся и родителей в микрогруппах
2.Консультации для родителей по теме: «Особенности развития чтения учащихся младших классов»
5.Результат портфолио
Создание тематического портфолио по чтению на тему: «Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов»
Содержание портфолио
1.Раздел «Педагогический поиск по теме»
Список литературы, научные статьи.
2.Раздел «Ситуативный» (применение материала по предмету в практике)
2.1дидактический материал по предмету:
Приложение №1
-упражнения для укрепления лицевой мускулатуры;
-дыхательные упражнения;
-статические и динамические упражнения упражнения(упр. для языка);
Приложение №2
-чистоговорки
-стихи
-скороговорки
-игры
Приложение №3
-упражнения для развития беглого и правильного чтения слов разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений. Для развития осознанности чтения;
-тексты по чтению
-тесты
2.2 Анализы навыков чтения по четвертям и за год
2.3 Листы индивидуальных достижений учащихся по чтению
2.4 Летнее задание по чтению
3. Раздел «Описательный»- самоанализ
4. Раздел «Отзывы»- отзывы коллег
1 раздел «Педагогический поиск по теме»
Изучена научно-методическая литература по теме: «Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов»
- Агеева С.И. Обучение с увлечением.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
- Александров М.Ф., Волошина О.И. Тесты по чтению.
- Бельская И.Л.Серия «Обучение и развитие»
- Венедиктова Л.В. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников.
- Мисоренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.
- Оморокова М.И.,Рапопорт И.А., Преодоление трудностей. Обучение чтению.
- Успенская Л.И. Учись правильно говорить.
2. раздел «Ситуативный»(применение материала по предмету в практике)
2.1 Дидактический материал по чтению использую на уроках чтения для речевой гимнастики (5-10 мин.)
Массаж лицевой мускулатуры для активации мышц лица (дети сидят,ноги вместе,голову не поворачивают)
А) «Поглаживание»
-сжатыми пальцами в направлении ото лба к подбородку поглаживать лицо
-поглаживание вокруг губ
Выполнить 3 раза.
Б) «Похлопывание»
-похлопывать подушечками пальцев в тех же направлениях по 3 раза
В) «Пальчиковые дуги»
-пальчиками постукивать в тех же направлениях по 3 раза
Г) «Пощипывание»
-пощипывать лицо пальчиками в тех же направлениях по 3 раза
Д) «Успокаивающий»
-поглаживание лица ладошками в тех же направлениях по 3 раза
После массажа провожу дыхательные упражнения, т.к. от речевого дыхания зависит громкость, чистота, выразительность звучащей речи.
Дыхательные упражнения
А) Выполняется стоя: - руки в стороны, вдохнули, на выдохе произносим звук «а-а-а»
-руки вверх, вдохнули, на выдохе произносим звук «у-у-у»
-руки перед грудью, вдох, на выдохе произносим звук «о-о-о»
Б) «Гуси шипят» - произносим на выдохе звук «ш-ш-ш» столько, сколько хватит дыхания.
В) «Пилим дрова»- имитировать движения пилки дров, при этом произносить звук «ж-ж-ж-ж»
Г) «Спускай воздух» - 1-2 сделать глубокий вдох, 3-4 «спустить» воздух из шара со звуком «с-с-с» в медленном темпе
Д) «Подуй на свечу» - держа в руке воображаемую свечу на счет 1-2 сделать глубокий вдох через нос и рот, 3-4 продолжительный медленный выдох, имитирующий задувание свечи
Для правильного звукопроизношения, а также укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого неба провожу артикуляционную гимнастику. Все упражнения выполнять не надо. Проводить гимнастику перед зеркалом и ежедневно. Только в этом случае занятия принисут ожидаемый результат.
Упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения
А) «Лопаточка» широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Язычок устал и решил отдохнуть на скамеечке»
Б) «Чашечка» рот широко открыт, широкий язык поднят к верхним зубам,но не касается их.
В) «Иголочка» раскрыть рот и сильно высунуть узкий язык. «Язычок хочет узнать, такой ли он остренький, как жало у пчелки»
Г) «Горка» рот раскрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута. «Когда кошечка хочет напугать, она выгибает спинку, так язычок пугает зубки».
Д) «Трубочка» высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.
Динамические упражнения
А) «Часики» узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе.
Б) «Лошадка» присосать язычок к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и тянуть подъязычную связку.
В) «Футбол» рот закрыт, языком упираться попеременно то в одну щеку, тот в другую.
Г) «Вкусное варенье» широким языком облизать верхнюю и нижнюю губы и убрать язык в рот.
Упражнения для губ
А) «Улыбка» губы растянуты в улыбке так, чтобы зубы не были видны.
Б) «Хоботок» вытянуть вперед сомкнутые губы.
В) «Заборчик» верхние и нижние зубы обнажены, как при улыбке
Г) «Трубочка» вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
Д) «Кролик» зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние зубы.
Е) «Бублик» сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперед, чтобы были видны верхние и нижние резцы.
После этих упражнений учимся правильно произносить согласные звуки, соединяем их с гласными звуками. Отрабатываем слоги, чтобы не вызвали трудностей. После этой работы переходим к работе со словами, которые начинаются на эти слоги. Научившись правильно произносить согласные звуки в начале слова, проговариваем отраженно обратные слоги (са-са-са ас-ас-ас; су-су-су ус-ус-ус; ) и переходим к словам с обратными слогами и слогам со стечением согласных (сад,сом,сук,сын; бас,нос,укус,ирис; сва-сво, ска-ско-ску).
Как правило, дети с речевой патологией не запоминают стихов, состоящих из четырех и более строк. Сначала разучиваем двустишия. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания.
Разучивание стихов сопровождаю упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Если ребенок запоминает стихотворение из 2 строк, можно расширить объем запоминания до 4-6 строк. Также заучиваем чистоговорки с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, скороговорки, поговорки, пословицы для отработки логического ударения и постановки дыхания.
Упражнения подбираю в зависимости от уровня речевого и интеллектуального звукопроизношения. Ученики с недоразвитием речи нуждаются в большем числе повторений. Поэтому работу с такими детьми провожу длительно, систематизировано, по принципу «от простого к сложному» в игровой форме и с применением наглядности.
Разнообразие приемов, упражнений, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе помогают ученикам развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения. Но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.
Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, стремлюсь к тому, чтобы процесс чтения был для учеников моего класса интереснее и приносил радость при общении с книгой.
Работая над данной проблемой, я добилась следующих результатов.
Мониторинг совершенствования техники чтения. /с 1-4 класс/
№ | Ф.И.ученика | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||
Способ чтения | Темп | Осозн. | Способ чтения | Темп | Осозн. | Способ чтения | Темп | Осозн. | Способ чтения | Темп | Осозн. | ||
Каждый год наблюдается рост техники чтения у каждого ученика.
В 2006 году я стала работать с первоклассниками по программе традиционного обучения /1-4/ УМК «Планета Знаний». В классе 21 человек. Хорошо читающих на 1 сентября было 2 ученика, читающих норму первого класса-3 ученика, слабо читающих-10 человек, не читающих 6 человек. К концу 1 класса наблюдается позитивная динамика в целом по классу и по отдельным ученикам.
Схема анализа проверки навыка чтения в 1 классе
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Учащихся по списку | 21 | 100 | 20 | 100 | 21 | 100 | 21 | 100 |
Проверено уч-ся | 21 | 100 | 20 | 100 | 21 | 100 | 21 | 100 |
Способ чтения | ||||||||
-по слогам | 11 | 52 | 1 | 5 | 1 | 5 | 1 | 5 |
-слог+слово | 7 | 33 | 12 | 60 | 10 | 48 | 1 | 5 |
-словами | 3 | 14 | 7 | 35 | 10 | 48 | 19 | 90 |
Правильность чтения | ||||||||
-без ошибок | 12 | 57 | 12 | 60 | 12 | 57 | 13 | 61 |
-1-2 ошибки | 6 | 28 | 5 | 25 | 6 | 28 | 8 | 38 |
-повтор слов, слогов | 3 | 14 | ||||||
-пропуск, замена | ||||||||
Темп чтения | ||||||||
-оптимальный | ||||||||
-выше нормы | 7 | 33 | 9 | 45 | 10 | 48 | 14 | 66 |
-норма | 2 | 9 | 4 | 20 | 5 | 24 | 5 | 24 |
-ниже нормы | 12 | 57 | 7 | 35 | 6 | 28 | 2 | 10 |
Осознанность чтения | ||||||||
-понимают прочитанное | 18 | 85 | 18 | 90 | 20 | 95 | 21 | 100 |
-не понимают прочитанное | 3 | 14 | 2 | 10 | 1 | 5 | ||
Выразительность чтения | ||||||||
-выразительно | 11 | 55 | 16 | 76 | ||||
-монотонно | 9 | 45 | 5 | 24 |
Мониторинг совершенствования техники чтения./1-2класс/.
Способ чтения: Б-буквами, ПС- по слогам, СС- слог+слово, ЦС- целыми словами.
№ п/п | Ф.И. уч-ся | 1 класс 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | 2 класс 1 четверть | |||||
Каждый ученик заполняет свой индивидуальный лист по чтению, где видит над, чем ему надо работать и учится оценивать свою работу. Индивидуальные листы ведутся с 1 по 4 класс.
Лист индивидуальных достижений.
Ученица Плотникова Елизавета школа №161 1 «Б» учитель: Бабина Н.Э.
№ п/п | Формируемые навыки и умения | Старт | Месяц | Итог | |||||||
1 | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||
Навыки слушания | |||||||||||
слушает внимательно | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | |
следит за изложением | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
проявляет интерес, когда читают вслух | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2 | Навыки чтения | ||||||||||
2.1 | Развитие речи | ||||||||||
говорит ясно | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
говорит законченными предложениями | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
говорит выразительно | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | |
участвует в дискуссии | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2.2 | Техника чтения | ||||||||||
слог+слово | - | - | - | - | + | + | + | + | + | + | |
целыми словами | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | |
безошибочность чтения | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | |
выразительно | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | |
монотонно | |||||||||||
темп чтения | 3 | 6 | 10 | 20 | 23 | 26 | 28 | 30 | 33 | 34 | |
2.3 | Понимание прочитанного | ||||||||||
умеет подробно пересказывать | - | - | - | - | - | + | + | + | + | + | |
выборочный пересказ | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
краткий пересказ | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
умеет осознанно правильно читать | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | |
умеет составлять творческие рассказы | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
2.4 | Пересказ | ||||||||||
с опорой на помощь учителя | + | + | + | ||||||||
без опоры на помощь | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | |
2.5 | Читает наизусть | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.6 | Составляет собственный рассказ | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Летнее задание по чтению.
Расширение кругозора детей направлено через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка. Он учится находить главных героев, выделить главное в тексте, запоминает название книги и автора.
№ п/п | Название темы | Название книги автор | Главные герои | Краткое содержание |
1 | Детский журнал | |||
2 | Сказки | |||
3 | Рассказы-загадки | |||
4 | Стихи об осени | |||
5 | Русские писатели | |||
6 | Книги о знаменитых людях | |||
7 | Книги о родном поселке, его прошлом и настоящем | |||
8 | Книги о путешествиях и путешественниках | |||
9 | Писатель и его книги | |||
10 | Твоя любимая книга | |||
11 | Книги о ратных подвигах родного народа | |||
12 | Книги о природе | |||
13 | Книги о хлебе | |||
14 | Рассказы о писателях | |||
15 | Родные поэты | |||
16 | Детская приключенческая литература | |||
17 | Сказки других народов |
3 раздел «Описательный» в этом разделе учитель пишет самоанализ: какие достигнуты результаты; над чем еще надо работать.
4 раздел «Отзывы» в этом разделе пишутся отзывы коллег, директора, завуча.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. Литературное чтение. 2 класс
Планирование по УМК "Перспектива"...
Календарно-тематическое планирование по чтению, 3 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по учебнику Л.Ф. Климановой...
Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.
Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...
Тематическое портфолио по чтению
Профессиональное «портфолио» - это средство оценки уровня подготовки учителя. Процесс сбора материалов усиливает, мотивацию к самообучению и служит формальным критериям оценки развивающихся проф...
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
Статья: « Механизм формирования, структуру и критерии оценивании тематического портфолио ученика по проблеме «Овладение универсальными учебными действиями»
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые у...