"Развитие одарённости у детей младшего школьного возраста"
статья
В настоящее время проблема изучения одаренности, развития одаренных детей особенно актуальна. Об этом свидетельствуют и политика государства в образовании, и федеральная целевая программа «Одаренные дети», и собственные программы поддержки одаренных детей в субъектах Федерации.
Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одаренного ребенка в качестве приоритетной. Задача выявления, обучения, развития и воспитания одаренных детей как важна, так и трудна. Она требует комплексного изучения особенностей, способностей одаренных детей, создание специальных программ для детей, программ подготовки специалистов, работающих с такими детьми, комплексного изучения психофизиологических особенностей детей, развития их индивидуальности, поиска специальных методик, диагностирующих одаренность и ее развитие, создание таких условий, которые стимулировали бы развитие одаренности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_odaryonnosti_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 47.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие одарённости у детей младшего школьного возраста
В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!
Сократ
Мало счастья иметь талант. Надо ещё, чтобы талант имел счастье.
Берлиоз Гектор
В настоящее время проблема изучения одаренности, развития одаренных детей особенно актуальна. Об этом свидетельствуют и политика государства в образовании, и федеральная целевая программа «Одаренные дети», и собственные программы поддержки одаренных детей в субъектах Федерации.
Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одаренного ребенка в качестве приоритетной. Задача выявления, обучения, развития и воспитания одаренных детей как важна, так и трудна. Она требует комплексного изучения особенностей, способностей одаренных детей, создание специальных программ для детей, программ подготовки специалистов, работающих с такими детьми, комплексного изучения психофизиологических особенностей детей, развития их индивидуальности, поиска специальных методик, диагностирующих одаренность и ее развитие, создание таких условий, которые стимулировали бы развитие одаренности детей.
Актуализация проблемы понимания и развития одаренного ребенка в сложившейся системе образования неоспорима. Так как, несмотря на то, что каждый современный учитель мечтает работать с целым классом одаренных детей, он все же осознает, что это процесс двусторонней схемы развития:
- либо одаренный ребенок реализует свои способности;
- либо социум раздавит еще не оперившийся талант.
Отсюда вытекает вопрос: Одаренный ребенок – это дар или наказание? И что с ним делать?
Ведь во многих случаях наблюдаемые у ребенка признаки одаренности не реализуются в будущем.
Мы рассмотрим детскую одаренность как процесс реализации «Я» (победы и поражения в этом процессе)
Плюсы и минусы одаренности.
Плюсы | Минусы |
Энергия направлена на достижение успеха. | Неудачи воспринимаются как катастрофа. |
Высокая способность к концентрации внимания, большой интерес к новому. | Постоянный конфликт между собственными представлениями и школьными требованиями. |
Дается все легко, не привыкли заставлять себя что-либо делать. | Недостаточное развитие необходимых волевых качеств, поэтому часто остаются на определенном уровне развития. |
Высокий энергетический уровень заставляет находиться детей в постоянной познавательной активности. | Небольшая продолжительность сна, ранний отказ от дневного сна. |
Хорошее распределение внимания, отличная память. Наличие большого словарного запаса, неуемная страсть к чтению энциклопедий, коллекционированию; любят решать задачи самостоятельно. | Отвергают навязанный ответ, причем часто погружаются в процессе решения настолько, что не замечают окружающих. |
Интеллект детей очень гибок и подвижен. | Они не понимают, что другие думают медленнее. Любят прерывать собеседника, поправлять и критиковать взрослых, считают себя всегда правыми. |
Спасает развитое чувство справедливости и не по-детски широкие взгляды на жизнь, а так же чувство юмора. | Трудно общаться со сверстниками. |
Одаренный ребенок – это, прежде всего, яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях.
Одаренный ребенок отличается от других детей особенными чертами личности: он эмоционален, необычен, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты.
Условия развития одаренности должны включать не только отслеживание результатов деятельности одаренного ребенка, создания банка данных, оценивающих качество результатов по различным видам одаренности, но и создание инновационной образовательной программы для одаренных детей.
В «Рабочей концепции одаренности» (2002), разработанной педагогическим коллективом под руководством Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова, рассмотрены многие аспекты одаренности. При разработке учебных программ для одаренных детей в концепции предлагается четыре подхода:
1 подход – «Ускорение», который позволяет учитывать потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Раннее поступление ребенка в школу, переход через классы, сдача экзаменов экстерном, раннее окончание школы дают ускоренное продвижение одаренных детей, учитывая их познавательные способности.
Но при этом подходе возникает много проблем, как для самого одаренного ребенка, так и для педагогов, работающих с этими детьми. Важна не скорость прохождения процесса, а глубина познания ребенка. Сложности в общении, понимании своеобразия одаренного ребенка накладывают свой отпечаток на взаимоотношения с педагогами, сверстниками и взрослыми.
2 подход – « «Углубление». При этом происходит более углубленное изучение тем или различных областей с учетом интересов одаренного ребенка. Опыт школ с углубленным изучением отдельных предметов позволяет развить высокий уровень компетентности в этих областях.
3 подход – «Обогащение». В нем используются инновационные педагогические технологии. Изучение многих тем происходит в интеграции с другими предметами. Обогащение – возможность дополнительных занятий в кружках, секциях и специализированных школах (спортивная, музыкальная, художественная).
4 подход – «Проблематизация». При этом подходе важным становится развитие личности одаренного ребенка посредством поиска новых смыслов, альтернативных интерпретаций, развития рефлексивного плана создания.
В нашей школе работа с одаренными детьми строится на некоторых из этих подходов.
«Углубление»
В нашей школе есть классы с углубленным изучением отдельных предметов: физико – математический, филологический, довузовский. Расширению знаний по предмету способствуют разные образовательные программы, профили, факультативы, элективные курсы.
«Обогащение»
Учителями школы разработаны «Технологические карты уроков», «Межпредметные листы», «Листы согласования и рассогласования», «Адаптационные листы», «Межвозрастные листы», «Индивидуальная карта развития учащегося». В школе ведутся кружки: «Бисероплетение», «Макраме», «Самоделкин», «Шахматы», танцевальный кружок, в этом году заключили договор с музыкальной школой для индивидуальной работы с музыкально одаренными детьми, в школе есть спортивные секции для занятий каратэ, баскетболом, футболом. Начиная с 1 класса, ведётся факультатив «Развитие творческих способностей и познавательных процессов».
«Проблематизация»
Эффективна организация исследовательских объединений по индивидуальному выбору одаренного ребенка (клубы по интересам), работа над учебными проектами, исследовательская работа над проблемными темами для «Ученических научно – практических конференций». Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень знаний, развивает творческий потенциал одаренного ребенка, позволяет учитывать индивидуальный темп освоения предмета.
Рассматривая современные концепции развития одаренности, можно отметить, что наиболее популярной в настоящее время является концепция Джозефа Рензулли, которая рассматривает понятие «одаренность» через категорию «потенциал». Где одаренность представляет собой взаимосвязь трех характеристик: интеллектуальные способности (выше среднего уровня), творческость (креативность), настойчивость (мотивация и воля).
Предложенный Рензулли метод обогащения, имеет три уровня: первый уровень охватить всех детей, а не только одаренных занятиями для развития у детей интереса к обучению. Главной его целью является формирование интереса у детей; второй уровень так же охватывает всех детей и предполагает развитие когнитивных и эмоциональных процессов личности; третий уровень рассчитан на особо выделяющихся в различных областях детей, где предполагаются индивидуальные исследования, опыт собственной творческой работы. Таким образом, система Дж.Рензулли выявляет одаренных детей в процессе учебы, развивает их интеллектуальные и творческие способности, использует методы интеллектуального обогащения учеников. Исходя из этой концепции, мы охватываем и развиваем всех детей воспитывающихся и обучающихся в нашем учреждении.
Общеобразовательная школа может быть базовой структурой для развития одаренных детей. Существуют разные формы работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе.
Рассмотрим проблему развития одарённости в классе из 25 учеников. Если этот класс в общеобразовательной школе, то сложности в процессе обучения будут. Во-первых, провоцировать трудности будет различный уровень знаний учеников, во-вторых, различный уровень развития личности детей, в-третьих, разный уровень мотивации к учебной деятельности, в-четвертых, качественное своеобразие детей. Это перечисление можно было бы продолжать, но при всех различиях следует отметить общее – необходим одаренный педагог, который все эти особенности класса из 25 человек превратит в достоинства развития всех без исключения детей.
Другая форма обучения, которая использует индивидуальный подход – тьюторство. Тьютор – это человек, сопровождающий обучение ребенка, помогающий выделить его особенности и создать индивидуальную программу обучения. Сотрудничество с ним влияет на продуцирование творческих проектов одаренного ребенка.
Индивидуальный подход к ребенку, при работе в классе может осуществляться различными способами: - путем разнообразия заданий для разного уровня развития; -разделением детей на подгруппы, либо по принципу разного уровня развития, либо по принципу уровня смешанных групп для выполнения задания одного уровня; - прикрепление одаренных учеников к обычным, что приводит к обоюдной выгоде: одаренные ученики лучше социализируются, а слабые лучше учатся; - создание института тьюторов, для индивидуального сопровождения обучения и развития ребенка.
В этом учебном году наша школа вступила в эксперимент «Развитие видов одаренности детей в условиях образовательной среды учреждения, реализующего образовательные программы на ступенях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в котором мы используем материал , разработанный нами в ходе предыдущего эксперимента по теме «Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребёнка 5-17 лет в условиях отдалённых территорий».
Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание детей. Соблюдая преемственность в работе, мы продолжаем работу, начатую в детском саду, по развитию у детей младшего школьного возраста, психических познавательных процессов, таких как: внимание, память, мышление, начиная с первого класса. После проведения диагностики познавательной сферы, выявляется картина развития у детей различных познавательных процессов. Диагностика проводится два раза в год, с той целью, чтобы посмотреть динамику развития познавательных процессов, после проведенной развивающей работы, и с целью наметить дальнейшие пути развития. В нашей школе была создана «Карта наблюдения учителя за развитием школьника». Эту карту начинают заполнять в детском саду в 5 лет при поступлении, и в 7 лет при выпуске детей в школу. Затем эстафету принимает начальная школа и карту заполняют в 1 классе: в начале года и в конце года; и в 4 классе: в начале года и в конце. Такие данные как: свойства внимания( объем, концентрация, устойчивость, распределение и переключение); виды памяти(слуховая, зрительная, смысловая); операции словесно-логического мышления( классификация, обобщение, выделение главного, сравнение) заполняются на основе диагностических данных. Остальные характеристики(в соответствии с возрастом) заполняются на основе наблюдений. Диагностическое обследование психических познавательных процессов проводится учителями совместно и под руководством психолога. Так же обследуется эмоциональная сфера: мотивация обучения, межличностные отношения (социометрический статус), оценка уровня тревожности, утомляемость, отношение к учебным предметам.
К этой работе мы так же стараемся подключать и родителей. На групповых консультативно - просветительских встречах (родительских собраниях) и индивидуальных консультациях………………………..продолжить
Придерживаясь принципов в преемственности между детским садом и начальной школой, мы добились следующего: сравнивая результаты познавательных процессов учащихся четвёртых классов с детским садом можно сделать вывод о том, что во время обучения в начальной школе произошли большие изменения в развитии у детей внимания, памяти, мышления; к концу обучения низкого уровня нет ни по одному познавательному процессу. Достигнутые результаты возможны только при слаженной, систематической, последовательной работе двух коллективов: детского сада и начальной школы.
В представленных диаграммах видна положительная динамика в развитии свойств внимания: объём, концентрация, устойчивость, распределение и переключение ; видов памяти: слуховая (кратковременная), слуховая (долговременная), зрительная, смысловая ; операций словесно логического мышления: классификация, обобщение, сравнение, выделение главного.
нг – данные на начало года кг – данные на конец года
Операции словесно логического мышления: Классиф. – классификация Обобщ. – обобщение Сравн. – сравнение Выдел. - выделение главного
С древних времен много внимания уделялось логическому мышлению, логистике. Считается, что только логически мыслящий человек обладает ясностью и четкостью мышления.
Логическое мышление - это умение объективно анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, строить причинно - следственные связи, формировать понятия и суждения, делать умозаключения, доказательства.
У детей с логическим типом мышления, как правило, проявляется математическая одаренность. Они обладают следующими умственными способностями: быстрое и широкое обобщение математического материала, радикальное свертывание и сокращение рассуждений, свободное переключение с прямого на обратный ход мысли.
нг – данные на начало года кг – данные на конец года
Свойства внимания: Объём – объём Концен. – концентрация Устойч. – устойчивость Расп. и перек. - распределение и переключение
Развитие внимания
Упражнение № 1
Воспринимая на слух вопросы – загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов – отгадок. Если вы всё сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?
- Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг.
- Этот сказочный герой либил кататься на печи.
- Это маленькие кони, а зовут их просто …
- Во что превращается вода при отрицательной температуре?
- Если слово надо исправить, что в нём допустили?
- Любимое лакомство мышки.
- Игра в мячик с ракетками.
- Пчелиная стая называется …
- Страшная, зубастая морская хищница.
- Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка.
- Ад – дьявол, рай - …
- Сушёный виноград.
- Так называют дырку и в зубе, и в дереве.
- Какое числительное приказывает?
- Что такое салочки?
Упражнение № 2
Отыскивание чисел по таблицам Шульте
Учащимся предлагается поочерёдно 6 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.
12 | 7 | 1 | 21 | 20 |
15 | 17 | 3 | 6 | 18 |
4 | 8 | 25 | 19 | 13 |
2 | 22 | 10 | 24 | 5 |
14 | 11 | 23 | 9 | 16 |
14 | 18 | 7 | 24 | 21 |
22 | 1 | 10 | 9 | 6 |
16 | 7 | 8 | 20 | 11 |
23 | 10 | 25 | 3 | 15 |
19 | 8 | 17 | 12 | 4 |
22 | 25 | 7 | 21 | 11 |
6 | 2 | 10 | 3 | 23 |
17 | 12 | 16 | 5 | 18 |
1 | 15 | 20 | 9 | 24 |
19 | 13 | 4 | 14 | 8 |
1 | 18 | 6 | 20 | 13 |
14 | 9 | 2 | 23 | 10 |
5 | 22 | 16 | 21 | 25 |
17 | 11 | 19 | 3 | 15 |
4 | 24 | 7 | 12 | 8 |
9 | 5 | 11 | 23 | 20 |
14 | 25 | 17 | 19 | 13 |
3 | 21 | 7 | 16 | 1 |
18 | 12 | 6 | 24 | 4 |
8 | 15 | 10 | 2 | 22 |
5 | 14 | 12 | 23 | 2 |
16 | 25 | 7 | 24 | 13 |
11 | 3 | 20 | 4 | 18 |
8 | 10 | 19 | 22 | 1 |
21 | 15 | 9 | 17 | 6 |
нг – данные на начало года кг – данные на конец года
Виды памяти: Слух. крат. – слуховая (кратковременная) Слух. долг. – слуховая (долговременная) Зритель. – зрительная Смысл. - смысловая
Чтобы добиться таких результатов, мы систематически проводим ряд упражнений для развития слуховой и зрительной памяти. В свое время И. Кант писал, что в памяти важны три качества: -быстрота запоминания; -его прочность; --проворность припоминания.
Именно это «проворство припоминания» или готовность памяти является одним из важнейших условий развития творческих способностей. Ученые доказали, что для возникновения озарения очень важно в нужный момент вспомнить то, что является базой для творческого решения проблемы и входит в фонд необходимых знаний.
Упражнения для развития зрительной памяти
Упражнение № 1
Учащимся предлагается ряд слов. Читая по очереди каждое из них, закройте глаза и произнесите его наоборот.
АМЯ АКУР ЗАЛГ ОБЕН РЁВОК АСИЛ МЛОХ
Постарайтесь запомнить все слова в порядке их следования. Теперь закройте листком бумаги и ответьте на следующие вопросы.
- Сколько всего слов было в ряду?
- Какие слова состоят из трёх и пяти букв?
- Какие два слова противоположны по своему значению?
- Как ещё можно назвать око?
- У животного лапа, у человека - …
- Какой предмет в сказках бывает самолётом?
- Судя по русской поговорке её не надо рыть другому, чтобы самому туда не попасть.
- Оно бывает голубое и бывает звёздное.
Упражнение № 2
Прочитайте один раз каждое задание и ответьте на вопросы.
На улице играли пятеро детей: Петя, Ира, Олег, Миша, Оля.
- Сколько среди них было девочек?
- В каком имени ударение падает на второй слог?
Вскоре пришли Дима и Вера.
- Сколько детей стало играть?
Дети были во дворе всего три часа. Через час ушёл Миша.
- Сколько детей осталось на улице?
- Сколько среди них мальчиков?
- Назовите имена детей из трёх букв?
- Какое полное имя у ребёнка ушедшего со двора?
- На сколько времени Миша гулял меньше, чем Ира?
Упражнение № 3
Прочитайте один раз предложения и ряды слов. Ответьте на вопросы. В текст не подглядывайте!
В вазе лежали две вишенки, лимон, яблоко и груша. Один из фруктов заменили. И мы увидели: яблоко, грушу, апельсин, лимон, вишенку. Что убрали и что положили в вазу?
1. В каком из слов – озеро, река, парта, кошка, паром – нет буквы Р?
- В каких словах – окунь, треска, лещ, карась, сом – есть буква А?
- Маша и Света – сёстры. У Маши – три платья, ботинки, кроссовки и две пары туфель. У Светы – свитер, брюки, две пары босоножек и сапоги. Сколько всего пар обуви у сестёр?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"
Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....
Методы выявления одарённости у детей младшего школьного возраста
Данный методический материал позволит учителям начальных классов выявить одарённых детей при помощи разнообразных методик...
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...