Конструктор урока как средство реализации индивидуальных потребностей обучающихся
методическая разработка

Матросова Маргарита Петровна

Конструктор урока для использования при планировании урока. .В данном конструкторе указаны приемы критического мышления на разных этапах урока.на 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструктор урока как средство реализации

         индивидуальных потребностей обучающихся

В школе обучаются разные по уровню подготовленности к школе, по уровню воспитанности дети. Такие дети к нам приходят всегда, но в данный момент наблюдается значительная разница между ними.

Проблема в моей деятельности, определить каким образом решить задачу формирования личности обучающегося, его индивидуальных способностей. Как научить учиться слабых, при этом «не потерять» одаренных детей?

Причины, вызывающие данную проблему, подтверждаются фактами:

  • Низкая учебная мотивация порождает неуспеваемость по учебным предметам,
  • Недостаточность времени на уроке для индивидуальной работы приводит к потере интереса к учебе, снижению успеваемости у сильных детей.
  • Разный уровень интеллектуального развития обучающихся проявляется в разном уровне познавательных потребностей.

На чашах весов находятся слабые обучающиеся и одаренные дети. Если педагог большую часть времени будет тратить на одаренного ребенка, то увеличится траектория развития у детей, требующих особого внимания или наоборот.

Таким образом, необходим индивидуальный подход ко всем обучающимся, для того чтобы путь к развитию был оптимальным.

Решением проблемы является подбор эффективных форм и методов обучения, а также создание универсального конструктора урока с индивидуальными маршрутами, который позволит облегчить труд учителя на этапе планирования урока.

Конструктор состоит из общего плана для класса, с включением в него блоков-заданий для детей, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании, а также детей, имеющих индивидуальные образовательные потребности.

Деление детей на группы происходит на основе психолого-педагогической диагностики. В планировании отражены три группы детей: группа №1 – дети, требующие особого внимания, группа № 2 – дети с нормой развития, группа №3 – одаренные дети. Количество детей в группах разное, чаще всего первая и третья будет в наименьшем составе по сравнению со второй группой детей, поэтому в конструкторе они находятся рядом друг с другом для оптимального планирования деятельности.

На отдельных этапах урока возможна реализация нескольких вариантов деятельности учителя и обучающихся. На уроке происходит как смена деятельности обучающихся, так и форм взаимодействия.

Деление обучающихся на группы постоянного состава происходит на основе дифференцированного подхода. Группы сменного состава состоят из «четверок».

Ожидаемые результаты:

  • Повышение общей и качественной успеваемости обучающихся;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Стремление к самоизменению;
  • Положительное отношение к школе, учебе;
  • Формирование регулятивных, коммуникативных, предметных и личностных учебных действий.

Конструктор урока с индивидуальными маршрутами

Этап урока

Дети с нормой развития

Группа №2

Дети, требующие особого внимания

Группа №1

Одарённые дети

Группа №3

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Работа в группах

  1. Корзина идей.
  2. Составление перечня «известной информации»;
  3. Верные и неверные утверждения.

Ответы учащихся

Работа с учителем

Приём «Да-нет»

Активное слушание. После прослушивания ответов одноклассников ответ на вопросы учителя и проговаривание основных понятий.

Индивидуальная работа.

1.Рассказ-предположение, по ключевым словам. 2. Перепутанные логические цепочки и пр.

Слушание ответов одноклассников и выдвижение своей точки зрения

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

        Работа в группах постоянного состава

1 Вариант          Кейс-метод (набор кейсов зависит от группы)

2 Вариант

Работа по учебнику и дополнительным материалом

Работа по учебнику

Возможно использование

на уроках литературного чтения или окружающего мира метода активного чтения:

-маркировка(Ѵ,+,-,? );

-в      - ведение разных записей;

  -поиск ответов на вопросы и т. д.

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Групповая работа сменяемого состава

1 Вариант               Рыбий скелет Фишбоун

2 Вариант

Проблемное исследование под руководством учителя.

 Составление инструкции, алгоритма действий

3 Вариант

Работа с дополнительными источниками информации (словари). Составление собственного правила и сравнение его с эталоном.

Индивидуальная работа

Метод проектов

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Работа в группах сменяемого состава

1 Вариант                        Ментальные карты

2 Вариант                       Фишбоун

Первичное закрепление нового знания.

Индивидуальная работа

Выполнение заданий с проговариванием по алгоритму под руководством учителя

Выполнение своих заданий.

Работа с группой №1 в помощь учителю. Консультирование.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку Выполнение заданий повышенной сложности

Включение в систему знаний и умений.

Работа в группах

Возврат      верным и неверным утверждениям;

Ответы на поставленные вопросы.

Обсуждение

Получение консультации от учителя в малой группе.

Индивидуальная работа.

Заполнение таблиц, кластеров, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам,

Организация обсуждений в форме «круглых столов»; написание эссе.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Анализ результатов выполненного задания.

Активное слушание. Повторение и проговаривание новых понятий.

Оценка отвечающих одноклассников.

Анализ своей и чужой деятельности

Домашнее задание

Задание по учебнику. Задание с использованием дополнительных источников информации.

Задание репродуктивного характера. Задание по карточке

Задание творческого характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок как средство развития индивидуальности ребенка

В презентации  описаны некоторые приёмы организации личностно- ориентированного урока, главным аспектом  которого является раскрытие содержание субъектного опыта  учеников, и созд...

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...

Структура урока, как средство реализации деятельностного метода обучения.

С этой темой я выступала 9.01.2014г. на районном МО.В данном материале описана структура урока по ФГОС с помощью деятельностного метода обучения....

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе».

Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе»

«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе»...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»

Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного  подхода  в начальной школе» был представлен на методическом объединение учителей начальных к...