Конструктор урока как средство реализации индивидуальных потребностей обучающихся
методическая разработка
Конструктор урока для использования при планировании урока. Основан на приёмах технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruktor_uroka_kak_sredstvo_realizatsii_individualnyh_potrebnostey.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструктор урока как средство реализации
индивидуальных потребностей обучающихся
В школе обучаются разные по уровню подготовленности к школе, по уровню воспитанности дети. Такие дети к нам приходят всегда, но в данный момент наблюдается значительная разница между ними.
Проблема в моей деятельности, определить каким образом решить задачу формирования личности обучающегося, его индивидуальных способностей. Как научить учиться слабых, при этом «не потерять» одаренных детей?
Причины, вызывающие данную проблему, подтверждаются фактами:
- Низкая учебная мотивация порождает неуспеваемость по учебным предметам,
- Недостаточность времени на уроке для индивидуальной работы приводит к потере интереса к учебе, снижению успеваемости у сильных детей.
- Разный уровень интеллектуального развития обучающихся проявляется в разном уровне познавательных потребностей.
На чашах весов находятся слабые обучающиеся и одаренные дети. Если педагог большую часть времени будет тратить на одаренного ребенка, то увеличится траектория развития у детей, требующих особого внимания или наоборот.
Таким образом, необходим индивидуальный подход ко всем обучающимся, для того чтобы путь к развитию был оптимальным.
Решением проблемы является подбор эффективных форм и методов обучения, а также создание универсального конструктора урока с индивидуальными маршрутами, который позволит облегчить труд учителя на этапе планирования урока.
Конструктор состоит из общего плана для класса, с включением в него блоков-заданий для детей, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании, а также детей, имеющих индивидуальные образовательные потребности.
Деление детей на группы происходит на основе психолого-педагогической диагностики. В планировании отражены три группы детей: группа №1 – дети, требующие особого внимания, группа № 2 – дети с нормой развития, группа №3 – одаренные дети. Количество детей в группах разное, чаще всего первая и третья будет в наименьшем составе по сравнению со второй группой детей, поэтому в конструкторе они находятся рядом друг с другом для оптимального планирования деятельности.
На отдельных этапах урока возможна реализация нескольких вариантов деятельности учителя и обучающихся. На уроке происходит как смена деятельности обучающихся, так и форм взаимодействия.
Деление обучающихся на группы постоянного состава происходит на основе дифференцированного подхода. Группы сменного состава состоят из «четверок».
Ожидаемые результаты:
- Повышение общей и качественной успеваемости обучающихся;
- Формирование адекватной самооценки;
- Стремление к самоизменению;
- Положительное отношение к школе, учебе;
- Формирование регулятивных, коммуникативных, предметных и личностных учебных действий.
Конструктор урока с индивидуальными маршрутами
Этап урока | Дети с нормой развития Группа №2 | Дети, требующие особого внимания Группа №1 | Одарённые дети Группа №3 |
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Работа в группах
Ответы учащихся | Работа с учителем Приём «Да-нет» Активное слушание. После прослушивания ответов одноклассников ответ на вопросы учителя и проговаривание основных понятий. | Индивидуальная работа. 1.Рассказ-предположение, по ключевым словам. 2. Перепутанные логические цепочки и пр. Слушание ответов одноклассников и выдвижение своей точки зрения |
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Работа в группах постоянного состава 1 Вариант Кейс-метод (набор кейсов зависит от группы) | ||
2 Вариант Работа по учебнику и дополнительным материалом | Работа по учебнику | Возможно использование на уроках литературного чтения или окружающего мира метода активного чтения: -маркировка(Ѵ,+,-,? ); -в - ведение разных записей; -поиск ответов на вопросы и т. д. | |
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | Групповая работа сменяемого состава 1 Вариант Рыбий скелет Фишбоун | ||
2 Вариант Проблемное исследование под руководством учителя. Составление инструкции, алгоритма действий | |||
3 Вариант Работа с дополнительными источниками информации (словари). Составление собственного правила и сравнение его с эталоном. | Индивидуальная работа Метод проектов | ||
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. | Работа в группах сменяемого состава 1 Вариант Ментальные карты | ||
2 Вариант Фишбоун | |||
Первичное закрепление нового знания. | Индивидуальная работа | Выполнение заданий с проговариванием по алгоритму под руководством учителя | Выполнение своих заданий. Работа с группой №1 в помощь учителю. Консультирование. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку Выполнение заданий повышенной сложности | |
Включение в систему знаний и умений. | Работа в группах Возврат верным и неверным утверждениям; Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение | Получение консультации от учителя в малой группе. | Индивидуальная работа. Заполнение таблиц, кластеров, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, Организация обсуждений в форме «круглых столов»; написание эссе. |
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Анализ результатов выполненного задания. | Активное слушание. Повторение и проговаривание новых понятий. | Оценка отвечающих одноклассников. Анализ своей и чужой деятельности |
Домашнее задание | Задание по учебнику. Задание с использованием дополнительных источников информации. | Задание репродуктивного характера. Задание по карточке | Задание творческого характера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный урок как средство развития индивидуальности ребенка
В презентации описаны некоторые приёмы организации личностно- ориентированного урока, главным аспектом которого является раскрытие содержание субъектного опыта учеников, и созд...
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...
Структура урока, как средство реализации деятельностного метода обучения.
С этой темой я выступала 9.01.2014г. на районном МО.В данном материале описана структура урока по ФГОС с помощью деятельностного метода обучения....
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе».
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...
«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»
«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»...
Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»
Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...
Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»
Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе» был представлен на методическом объединение учителей начальных к...