Программа "Умники и умницы" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогическая.
2. Актуальность программы – соответствие потребностям времени. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера происходит успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
3. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью курса «Умники и умницы» является то, что программа предусматривает включение нестандартных задач, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Решение таких заданий способствует формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности и любознательности.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах, участвуя в математических олимпиадах различного уровня.
4. Адресат программы – 3 класс (9-10 лет).
5. Объем и срок освоения программы – 1 год, 34 часов (1 ч в неделю).
6. Формы обучения – очная.
7. Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся с учетом психофизических возможностей младших школьников с элементами игры и сменой видов деятельности. Материал располагается от простого к сложному. Занятия включают «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы, творческие задания. Материал постепенно усложняется.
8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – один раз в неделю с продолжительностью занятия 40 минут:
- количество часов в год – 34 ч;
- количество часов и занятий в неделю – 1 раза в неделю;
- периодичность и продолжительность занятий - 1 раза в неделю, 40 минут.
9. Цель программы: развитие математических способностей третьеклассников через формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.
Основные задачи:
- обучающие - развитие познавательного интереса к математике,
включение в познавательную деятельность;
- развивающие - развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии;
- воспитывающие - формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
10. Содержание программы.
Учебный план:
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Внимание | 11 | 1 | 10 | Олимпиада за 1 четверть |
2 | Слуховая память | 5 | 1 | 4 | |
3 | Зрительная память | 5 | 2 | 3 | Олимпиада за 2 четверть |
4 | Закономерности | 5 | 1 | 4 | |
5 | Пространство | 4 | 2 | 2 | |
6 | Логика | 4 | 1 | 3 | |
Итого | 34 | 8 | 26 |
Тема № 1«Внимание» (11Ч)
Теория. Ситуативная связь между понятиями.
Практика. Развитие аналитических способностей.
Тема № 2 «Слуховая память» (5Ч)
Теория. Что такое слуховая память.
Практика. Решение задач
Тема № 3«Развитие зрительной памяти» (5ч)
Теория. Особенности зрительной памяти.
Практика. Решение задач
Тема № 4 «Закономерности» (5 ч).
Теория.
Практика. Решение задач.
Тема № 5. « Пространство» (4 ч).
Теория. Способность рассуждать.
Практика. Работа со спичками
Тема № 6 «Логика» (4 ч).
Теория. Развитие логического мышления..
Практика. Решение
11. Планируемые результаты.
Планируемые результаты
освоения программы «Умники и умницы»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Результаты обучения (предметные результаты): по окончании четвертого года обучения учащиеся будут
- уметь делать анализ задач ;
- стремиться найти способ решения задачи;
- приобретут первичные умения решения задач в области математики и информатики.
Результат воспитывающей деятельности: будет сформирована устойчивая потребность к познавательной деятельности, будут воспитываться морально-волевые и нравственные качества, активная жизненная позиция.
Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)будут формироваться:
регулятивными универсальные учебные действия:
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- контролировать точность выполнения действий, делать проверку;
познавательные универсальные учебные действия:
- - преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- анализировать предлагаемую задачу, отличать новое от уже известного;
- делать выводы о результате собственной работы;
коммуникативные универсальные учебные действия
- умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
- умение выступать перед одноклассниками.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Чис ло | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
09 | 17.10 | очная | 4 | Внимание | К.207 | Олимпиада за 1 четверть | ||
2 | 10 | 17.10 | очная | 5 | Слух | К.207 | ||
3 | 11 | 17.10 | очная | 3 | Зрительная память | К.207 | Олимпиада за 2 четверть | |
4 | 12 | 17.10 | очная | 4 | Решение логических задач | К.207 | ||
5 | 01 | 17.10 | очная | 3 | Поиск закономерностей | К.207 | Олимпиада за 3 четверть | |
6 | 02 | 17.10 | очная | 4 | Развитие пространственного воображения | К.207 | ||
7 | 03 | 17.10 | очная | 3 | Логика | К.207 | ||
8 | 04 | 17.10 | очная | 5 | Внимание | К.207 | Олимпиада за год | |
9 | 05 | 17.10 | очная | 3 | Закономерности | К.207 |
2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
- перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения раздаточного материала;
- перечень технических средств обучения: АРМ учителя, экран, , проектор;
- компьютерная локальная сеть, выход в Интернет.
Методическое обеспечение:
обеспечение программы методическими видами продукции:
- варианты задач и их решения, тренировочные упражнения;
- методические рекомендации для учителя.
Кадровое обеспечение:
Журавлёва П.А. – учитель начальных классов,
Формы аттестации:
Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме математических олимпиад, проводимых в конце каждой четверти и года на основе материала, пройденного за этот период.
заданий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: результативность участия в математических конкурсах.
Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося: тетради с текущими рабочими записями, результаты олимпиад, грамоты.
Оценочные материалы: олимпиадные задачи, участие в математических конкурсах, в том числе дистанционных.
Список литературы:
- Белицкая, Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы / Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
- Вахновецкий, Б. А. Логическая математика для младших школьников/ Б.А.Вахновецкий. – М.: Новый учебник, 2004. - 64 с.
- Винокурова, Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся/ Н.К.Винокурова. - M.: OOO «Центральное издательство», 2005. – 130 с.
- Винокурова, Н. К. "Развитие познавательных способностей"/ Н. К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 1999.
- Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н.Волкова. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», 2008. – 240 с.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
7. Дик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 285 с.
8. Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. – 2011. - №6. - С. 30.
9. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет / А.З. Зак - М.: Новая школа, 1996.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010
11. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года, №1726-р// Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html
12. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе / Г.Г. Левитас. - М.: Илекса, 2005.
13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
14. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
15. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с. (Образовательная система «Школа 2100».)
16. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы / О.А.Холодова.- М.: РОСТ книга, 2005.
17. Язвенко, О.А. Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий// Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/516109/
18. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.// Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Интернет ресурсы:
o http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fschool-collection.edu.ru%2Fcatalog%2Fpupil
o https://pedsovet.su
Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.
2. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.
3. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
4. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (10-11 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
Интернет ресурсы:
o https://uchi.ru
o http://metaschool.ru/internet-olympiada.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...