Методические рекомендации по созданию условий для успешного обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
учебно-методический материал

Нагаева Елена Вадимовна

Данный материал поможет узнать как создать комфортные условия для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Особенности создания условий для успешного обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

         В моем классе обучается девочка с ДЦП, поэтому в своей работе я буду  опираться на  условия, которые желательно создать для учащегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

        Рассмотрим условия, которые необходимо учитывать при обучении ребенка  с нарушениями  опорно-двигательного аппарата:

 обеспечивать безбарьерную архитектурную среду;

соблюдать ортопедический режим;

соблюдать советы лечащего врача по определению режима урочных  и внеурочных занятий, в планировании режима дня, смены видов деятельности на занятиях, выполнении физических упражнений;

проведение  занятий с психологом  по коррекции нарушенных психических процессов;

спланировать работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;

оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых расстройств;

 осуществлять профессиональную подготовку или повышение квалификации

педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;

подбирать мебель, которая соответствует потребностям ребенка;

предоставлять ребенку возможность передвигаться по организации тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;

проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их

доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у всех участников образовательного процесса;

привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при передвижении по организации, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;

привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.

         При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Можно выделить основные формы организации обучения детей с ДЦП:

  • обучающие занятия с применением информационно-коммуникативных технологий;
  • обучающие занятия с применением компонентов исследовательской технологии;
  • практические занятия по изучению базисных информационно – коммуникативных технологий;
  • консультационные занятия;
  • участие во всевозможных конкурсах и марафонах;
  • презентация итогов собственной работы работы.

 Особенные методики для занятий детей с ДЦП

На уроках использую следующие методические приемы:

  • Задания разъясняются поэтапно.
  • Задания выполняются последовательно.
  • Инструкции к выполнению задачи повторяются несколько раз.
  • Обучение обеспечивается всеми необходимыми техническими средствами.
  • Виды деятельности на уроках меняются и чередуются.
  • Физкультурные паузу и занятия чередуются.
  • Для завершения задания предоставляется вспомогательное время.
  • Для сдачи домашнего задания предоставляется вспомогательное время.
  • Ведется работа на компьютерном тренажере.
  • Применяются тестовые задания и видеоматериалы.

Процесс индивидуальной оценки ответов учащихся состоит из:

  • Оценки на ежедневной основе для подведения итоговой отметки.
  • Возможность исправить или переделать задание, которое оказалось не под силу ученику.
  • Оценка работ, которые были переделаны.
  • Применение системы оценивания достижений учеников.
  • Применение индивидуального рейтинга на основе соотношения достижения успеха с затраченным временем и усилиями.

 Условия для эффективной поддержки обучения детей с ОВЗ.

Образовательное учебного заведение - это один из наиболее существенных факторов социальной адаптации для человека с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим  учебное заведение имеет основополагающее место в формировании видения у ребят с ДЦП о собственном будущем. У большей половины учеников с ДЦП встречаются трудности в изучении и запоминании обучающего материала, которые могут быть связаны с индивидуальными чертами их психики и нарушением развития речи.

Сложности в учебе также могут возникать из-за недостаточного формирования зрительно-моторной координации, что подразумевает, что руки и глаза работают не согласовано. Кроме того, зачастую влияет то, что у детей не сформирован анализ и синтез в пространстве.

Понимание того, что дети с ДЦП не являются ущербными по сравнению с другими учениками, является одним из существенных условий для педагога при обучении. Но, для реализации потенциальных возможностей этих детей необходимо создать индивидуальные условия для развития и использовать различный подход к каждому ученику, что выходит за рамки работы обычной  школы. Важным фактором выступает то, что данные ученики не имеют возможность приспосабливаться к новым правилам места, где они находятся, а присоединяются к учебной деятельности на своих индивидуальных условиях, которые необходимо принять во внимание школе. Именно такая позиция педагога способствует снятию стресса и напряжения ребенка.

Кроме стандартных задач по развитию и социальной адаптации учеников выделяют специализированные: это исправление развития личности, которое было нарушено ранее, самоутверждение ребенка и установление гармонии во внутреннем мире ученика, формирование положительного отношения к учебе и общественно-полезной деятельности. Реализация перечисленных задач имеет смысл лишь при успешном установлении контакта с ребенком, когда создаются благоприятные условия для его деятельности, которая соответствует его способностям и принесет ему результат, а также с помощью выстраивания процесса обучения как реабилитацию.

В собственной практической деятельности применяю активные способы обучения. Способы, которые способствуют стремление детей заниматься мыслительной деятельностью, а также применять данные знания сразу на практике, называют активными методами обучения. Это предполагает применение таких методов, которые позволяют самостоятельно получать знания и навыки в ходе выполнения кейсовых заданий учащимися, не используя заранее прописанные задания и правила, которые необходимо просто заучивать и воспроизводить. Без применения данных методов мы не сможем двигаться дальше и получать знания, которые сразу можем применить на практике. Это дает возможность передать ученикам не только теоретические знания, но и способствовать формированию познавательного интереса и развитию стремления к самостоятельному умственному труду.        

Рекомендации по построению обучения для детей с ДЦП, учитывая их познавательные возможности.                                                                              На мой взгляд, большое значение имеют разные виды педагогической поддержки в процессе получения знаний:

  • Учебный процесс без использования принуждения, который основан на интересе, результате и доверии;
  • Учебные занятия как полноценная система становления и реабилитации ребенка, результатом чего у ребенка появляется возможность осознавать и чувствовать, что он может поступать разумно, определять цели и получать результат;
  • Полная адаптация и очищение от сложных моментов содержания учебных материалов;
  • В момент восприятия материала подключение сразу и работу органов слуха и зрения, а также моторики рук, тренировки памяти и мышления;
  • Применение ориентировочной базы действий;
  • Вспомогательные задания;
  • Подстройка темпа работы для полного усвоения материала

Для повышения продуктивности работы детей с ДЦП, применяются данные активные способы обучения:

  1. Кластеры (разработка, фиксация ключевых шагов прохождения темы, запись выводов для запоминания). Этот метод применяется на финальном этапе изучения материала – для фиксации полученных знаний, закрепления; а в процессе прохождения темы – для решения заданий без затруднений.
  2. Для улучшения восприятия информации на слух, развития внимания и тренировки памяти, а также изменения эмоционального фона занятия используется восприятие учебного материала с закрытыми глазами на определённом промежутке урока. Это также позволяет настроить класс на познавательную деятельность после активных физических упражнений.
  3. Применение презентации или видеозаписи по теме занятия в процесс урока. Использование ИКТ на занятиях в школе способствует более наглядной и эффективной работе учителя, дополняя стандартные методы и создавая новые возможности взаимодействия учеников и педагога. Одним из методов обучения с применением ИКТ является работа в программном продукте для создания учебных презентаций. Таким образом на слайдах мы можем отобразить нужный материал, который будет представлен наглядно в виде рисунков и фотографий, текстовых блоков, формул, а также примеров решения различных задач. Кроме того, мы получаем возможность сделать голосовое и фоновое музыкальное сопровождение к презентации. Так мы сможем задействовать три вида памяти учащихся -  моторная, зрительная и слуховая, что будет способствовать формированию стойких визуально-аудиальных, визуально-кинестетических и условно-рефлекторных связей в работе центральной нервной системы. На этой основе в процессе учебы у ребенка закладываются и развиваются познавательные навыки. Кроме того, использование мультимедийных технологий повышает мотивацию детей к изучению предмета и обеспечивают наглядность, так когда изображение на экране появляется последовательно, дети выполняют задания более внимательно и в большем объеме.  Применение анимационных технологий и неожиданных моментов позволяет сделать учебный процесс более информативным и в тоже время интересным. На таких занятиях ученики могут получать одобрение наряду с одобрением педагога также еще со стороны компьютерной техники в формате видеоматериалов и картинок с призами, а также звуковым сопровождением.
  4. Применение игровых технологий в обучении. Ученики могут получить опыт коммуникации с окружающими, поиска и анализа информации и получения решения задачи, применяя полученные знания.
  5. Организация нестандартных учебных занятий. Этот вид уроков дает возможность к самореализации, направлен на развитие умственных способностей и обмен опытом и знаниями между учащимися.
  6. В собственной работе применяю уроки с использованием проблемных ситуаций. В данной ситуации, учащиеся понимают суть проблемы и находят решение задачи, а кроме этого рассуждают о том, при каких ситуациях они могут использовать эти же методы решения. Ученики с высокой мотивацией подходят к решению таких задач, предлагают разнообразные варианты, в том числе и креативные, таким образом мы развиваем мышление и увеличиваем интерес к математическим операциям, применяя исследовательский метод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) в образовательной организации

Выпускная квалификационная работа на курсах повышения квалификации "Доступная среда" для специалистов ПМПК....

Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП

Часть адаптированной программы для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП....

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...

Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В настоящее время  обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в сочетании с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью  стало возможным с правовой точки зрения. Право на образ...

Методическая разработка комплексов упражнений для детей с тяжелыми и множественными нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе специальных пластических тренингов и гимнастики.

Обучение в МБОУ "Школа-интернат № 4 г. Челябинска" имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восст...

Модель индивидуального сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата МОУ «СОШ №4»

Модель предназначена для  сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....