Методические рекомендации по созданию условий для успешного обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
учебно-методический материал
Данный материал поможет узнать как создать комфортные условия для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности создания условий для успешного обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В моем классе обучается девочка с ДЦП, поэтому в своей работе я буду опираться на условия, которые желательно создать для учащегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Рассмотрим условия, которые необходимо учитывать при обучении ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
обеспечивать безбарьерную архитектурную среду;
соблюдать ортопедический режим;
соблюдать советы лечащего врача по определению режима урочных и внеурочных занятий, в планировании режима дня, смены видов деятельности на занятиях, выполнении физических упражнений;
проведение занятий с психологом по коррекции нарушенных психических процессов;
спланировать работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых расстройств;
осуществлять профессиональную подготовку или повышение квалификации
педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
подбирать мебель, которая соответствует потребностям ребенка;
предоставлять ребенку возможность передвигаться по организации тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;
проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их
доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у всех участников образовательного процесса;
привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при передвижении по организации, принятии пищи, пользовании туалетом и др.;
привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях.
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Можно выделить основные формы организации обучения детей с ДЦП:
- обучающие занятия с применением информационно-коммуникативных технологий;
- обучающие занятия с применением компонентов исследовательской технологии;
- практические занятия по изучению базисных информационно – коммуникативных технологий;
- консультационные занятия;
- участие во всевозможных конкурсах и марафонах;
- презентация итогов собственной работы работы.
Особенные методики для занятий детей с ДЦП
На уроках использую следующие методические приемы:
- Задания разъясняются поэтапно.
- Задания выполняются последовательно.
- Инструкции к выполнению задачи повторяются несколько раз.
- Обучение обеспечивается всеми необходимыми техническими средствами.
- Виды деятельности на уроках меняются и чередуются.
- Физкультурные паузу и занятия чередуются.
- Для завершения задания предоставляется вспомогательное время.
- Для сдачи домашнего задания предоставляется вспомогательное время.
- Ведется работа на компьютерном тренажере.
- Применяются тестовые задания и видеоматериалы.
Процесс индивидуальной оценки ответов учащихся состоит из:
- Оценки на ежедневной основе для подведения итоговой отметки.
- Возможность исправить или переделать задание, которое оказалось не под силу ученику.
- Оценка работ, которые были переделаны.
- Применение системы оценивания достижений учеников.
- Применение индивидуального рейтинга на основе соотношения достижения успеха с затраченным временем и усилиями.
Условия для эффективной поддержки обучения детей с ОВЗ.
Образовательное учебного заведение - это один из наиболее существенных факторов социальной адаптации для человека с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим учебное заведение имеет основополагающее место в формировании видения у ребят с ДЦП о собственном будущем. У большей половины учеников с ДЦП встречаются трудности в изучении и запоминании обучающего материала, которые могут быть связаны с индивидуальными чертами их психики и нарушением развития речи.
Сложности в учебе также могут возникать из-за недостаточного формирования зрительно-моторной координации, что подразумевает, что руки и глаза работают не согласовано. Кроме того, зачастую влияет то, что у детей не сформирован анализ и синтез в пространстве.
Понимание того, что дети с ДЦП не являются ущербными по сравнению с другими учениками, является одним из существенных условий для педагога при обучении. Но, для реализации потенциальных возможностей этих детей необходимо создать индивидуальные условия для развития и использовать различный подход к каждому ученику, что выходит за рамки работы обычной школы. Важным фактором выступает то, что данные ученики не имеют возможность приспосабливаться к новым правилам места, где они находятся, а присоединяются к учебной деятельности на своих индивидуальных условиях, которые необходимо принять во внимание школе. Именно такая позиция педагога способствует снятию стресса и напряжения ребенка.
Кроме стандартных задач по развитию и социальной адаптации учеников выделяют специализированные: это исправление развития личности, которое было нарушено ранее, самоутверждение ребенка и установление гармонии во внутреннем мире ученика, формирование положительного отношения к учебе и общественно-полезной деятельности. Реализация перечисленных задач имеет смысл лишь при успешном установлении контакта с ребенком, когда создаются благоприятные условия для его деятельности, которая соответствует его способностям и принесет ему результат, а также с помощью выстраивания процесса обучения как реабилитацию.
В собственной практической деятельности применяю активные способы обучения. Способы, которые способствуют стремление детей заниматься мыслительной деятельностью, а также применять данные знания сразу на практике, называют активными методами обучения. Это предполагает применение таких методов, которые позволяют самостоятельно получать знания и навыки в ходе выполнения кейсовых заданий учащимися, не используя заранее прописанные задания и правила, которые необходимо просто заучивать и воспроизводить. Без применения данных методов мы не сможем двигаться дальше и получать знания, которые сразу можем применить на практике. Это дает возможность передать ученикам не только теоретические знания, но и способствовать формированию познавательного интереса и развитию стремления к самостоятельному умственному труду.
Рекомендации по построению обучения для детей с ДЦП, учитывая их познавательные возможности. На мой взгляд, большое значение имеют разные виды педагогической поддержки в процессе получения знаний:
- Учебный процесс без использования принуждения, который основан на интересе, результате и доверии;
- Учебные занятия как полноценная система становления и реабилитации ребенка, результатом чего у ребенка появляется возможность осознавать и чувствовать, что он может поступать разумно, определять цели и получать результат;
- Полная адаптация и очищение от сложных моментов содержания учебных материалов;
- В момент восприятия материала подключение сразу и работу органов слуха и зрения, а также моторики рук, тренировки памяти и мышления;
- Применение ориентировочной базы действий;
- Вспомогательные задания;
- Подстройка темпа работы для полного усвоения материала
Для повышения продуктивности работы детей с ДЦП, применяются данные активные способы обучения:
- Кластеры (разработка, фиксация ключевых шагов прохождения темы, запись выводов для запоминания). Этот метод применяется на финальном этапе изучения материала – для фиксации полученных знаний, закрепления; а в процессе прохождения темы – для решения заданий без затруднений.
- Для улучшения восприятия информации на слух, развития внимания и тренировки памяти, а также изменения эмоционального фона занятия используется восприятие учебного материала с закрытыми глазами на определённом промежутке урока. Это также позволяет настроить класс на познавательную деятельность после активных физических упражнений.
- Применение презентации или видеозаписи по теме занятия в процесс урока. Использование ИКТ на занятиях в школе способствует более наглядной и эффективной работе учителя, дополняя стандартные методы и создавая новые возможности взаимодействия учеников и педагога. Одним из методов обучения с применением ИКТ является работа в программном продукте для создания учебных презентаций. Таким образом на слайдах мы можем отобразить нужный материал, который будет представлен наглядно в виде рисунков и фотографий, текстовых блоков, формул, а также примеров решения различных задач. Кроме того, мы получаем возможность сделать голосовое и фоновое музыкальное сопровождение к презентации. Так мы сможем задействовать три вида памяти учащихся - моторная, зрительная и слуховая, что будет способствовать формированию стойких визуально-аудиальных, визуально-кинестетических и условно-рефлекторных связей в работе центральной нервной системы. На этой основе в процессе учебы у ребенка закладываются и развиваются познавательные навыки. Кроме того, использование мультимедийных технологий повышает мотивацию детей к изучению предмета и обеспечивают наглядность, так когда изображение на экране появляется последовательно, дети выполняют задания более внимательно и в большем объеме. Применение анимационных технологий и неожиданных моментов позволяет сделать учебный процесс более информативным и в тоже время интересным. На таких занятиях ученики могут получать одобрение наряду с одобрением педагога также еще со стороны компьютерной техники в формате видеоматериалов и картинок с призами, а также звуковым сопровождением.
- Применение игровых технологий в обучении. Ученики могут получить опыт коммуникации с окружающими, поиска и анализа информации и получения решения задачи, применяя полученные знания.
- Организация нестандартных учебных занятий. Этот вид уроков дает возможность к самореализации, направлен на развитие умственных способностей и обмен опытом и знаниями между учащимися.
- В собственной работе применяю уроки с использованием проблемных ситуаций. В данной ситуации, учащиеся понимают суть проблемы и находят решение задачи, а кроме этого рассуждают о том, при каких ситуациях они могут использовать эти же методы решения. Ученики с высокой мотивацией подходят к решению таких задач, предлагают разнообразные варианты, в том числе и креативные, таким образом мы развиваем мышление и увеличиваем интерес к математическим операциям, применяя исследовательский метод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) в образовательной организации
Выпускная квалификационная работа на курсах повышения квалификации "Доступная среда" для специалистов ПМПК....
Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП
Часть адаптированной программы для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП....
Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.
Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: « СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС»
Инклюзивное обучение с ввведением ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ....
Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умеренной и тяжелой умственной отсталостью
В настоящее время обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в сочетании с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью стало возможным с правовой точки зрения. Право на образ...
Методическая разработка комплексов упражнений для детей с тяжелыми и множественными нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе специальных пластических тренингов и гимнастики.
Обучение в МБОУ "Школа-интернат № 4 г. Челябинска" имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности, на восст...
Модель индивидуального сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата МОУ «СОШ №4»
Модель предназначена для сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....