Организация работы с портфолио в начальной школе
методическая разработка
Как организовать работу с портфолио, чтобы она носила систематический, целенаправленный и рефлексивный характер? Опыт работы с портфолио позволил выработать определенный алгоритм деятельности, в которую вовлечены все участники образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_portfolio_v_nachalnoy_shkole.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с портфолио в начальной школе
С введением федерального государственного образовательного стандарта Портфолио активно вошло в жизнь начальной школы и уже не вызывает сомнения то, что портфолио открывает и ученикам, и учителям, и родителям широкое поле для творческой деятельности.
Портфолио представляет собой открытую систему и может свободно перестраиваться в логике той деятельности, которую осуществляет учащийся. Портфолио является и организатором деятельности, и хранилищем материалов, и отражением пути, пройденного учеником.
Портфолио позволяет обеспечить интеграцию количественной и качественной оценок, сделать перенос с оценки на самооценку. При этом портфолио служит адекватным инструментом не только для оценки результата, но и процесса.
Использование портфолио с целью оценивания детей обеспечивает учителя выстроенной системой планирования родительских собраний.
Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию его индивидуальных возможностей во всех сферах его деятельности.
Важно, что вокруг портфолио предполагается выстраивание такого учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика, появляются новые цели и способы их достижения.
Таким образом, портфолио обладает большим потенциалом, позволяя поддерживать учебную мотивацию учащихся, поощрять их активность и самостоятельность, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности; формировать умение учиться (ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность). И как результат – способствовать повышению качества образования.
Когда мы употребляем термин «портфолио», то имеем в виду, что портфолио различаются по разным основаниям.
Например, по цели: портфолио как способ оценивания учебных достижений. Обычно это - «портфель» или «папка достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика,
Портфолио курсов (предметные, тематические) - это документация работ ученика в рамках определённого курса, которая служит инструментом самого обучения, хотя оценивание этих шагов также может иметь место. Из этих «предметных портфолио» могут, в качестве их завершения, возникнуть и папки достижений.
Или по содержанию:
Портфолио достижений, включающий в себя лучшие результаты работы учащегося.
Рефлексивный портфолио cодержит материалы и оценку (самооценку) достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.
Проблемно-ориентированный портфолио включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы.
Материалы тематического портфолио отражают работу учащегося в рамках той или иной темы.
Можно сказать, что любой портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной, познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, развития рефлексии. Так учащийся осознает собственную субъектную позицию.
И каков бы ни был вид портфолио, он всегда представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика определяются в зависимости от поставленной цели.
С какой же целью мы используем портфолио?
1. Сделать оценивание более оптимистичным процессом (за счёт предоставления возможности каждому ученику выбрать материал, отражающий его достижения)
2. Способствовать формированию адекватной ученической самооценки.
3. Проанализировать, в каких областях своей деятельности ученик добивается наилучших результатов.
4. Продемонстрировать прогресс учащегося (во времени не только внутри каждой образовательной области, но и внутри каждого года обучения, и на протяжении всех 4- х лет обучения в начальной школе)
5. Создать условия для взаимодействия учащегося со всеми участниками образовательного процесса (имеются в виду учителя, ученики, родители, другие значимые люди).
Как организовать работу с портфолио, чтобы она носила систематический, целенаправленный и рефлексивный характер? Опыт работы с портфолио позволил выработать определенный алгоритм деятельности, в которую вовлечены все участники образовательных отношений.
Этапы работы Сроки | Деятельность учащихся | Деятельность классного руководителя, учителя | Деятельность родителей |
1 класс | |||
Сентябрь | Проведение родительского собрания с сообщением родителям целей, задач и организацией работы с портфолио. | Приобретение папок и файлов для портфолио. Помощь в распечатывании страниц с названиями рубрик. | |
Выполнение заданий учителя из «Общего раздела». | Организация работы с учащимися по оформлению страниц «Общего раздела» Помощь по запросу классного руководителя. | Помощь своему ребенку в оформлении отдельных страниц. | |
Октябрь - апрель Сбор материала | Отбор всех материалов в разделы портфолио. | Периодически (например, 1 раз в месяц – проведение классного часа на основе портфолио) Проведение родительский собраний (1 раз в четверть) с использованием материалов портфолио. Организация работы по формированию умения учащихся вкладывать свои работы в соответствующий раздел портфолио. Выступление на родительских собраниях с комментариями этих результатов деятельности учащихся. | Посещение родительских собраний, ознакомление с представленными результатами, индивидуальные беседы с детьми и, в необходимых случаях, с учителями. |
Май Выставка «Любимая страница портфолио» | Оценка портфолио с помощью значимого взрослого, выбор лучшей страницы для выставки, подготовка краткого выступления с обоснованием. | Подготовка и проведение выставки «Любимая страница портфолио» Помощь по запросу в выборе лучшей страницы и подготовке выступления. | Помощь в выборе лучшей страницы портфолио ребенка, подготовке выступления. |
2 класс | |||
Сентябрь Чистка портфолио 1 класса. Корректировка разделов портфолио | Индивидуальная чистка портфолио 1 класса. Оформление новых разделов портфолио, если они будут введены. | Классный час по запуску портфолио. Индивидуальная помощь в чистке портфолио 1 класса. Обсуждение необходимости введения новых разделов в портфолио. Индивидуальная помощь учащимся по запросу. | Индивидуальная помощь ребенку в случае обращения. |
Октябрь – апрель | Систематический отбор лучших своих работ в каждый раздел портфолио. В конце апреля - итоговая чистка портфолио. | Периодическое (например, 1 раз в месяц) проведение классного часа на основе портфолио. Проведение родительских собраний (1 раз в четверть) с использованием материалов портфолио. Организация самооценки учащимися полученных результатов работ по предмету. Выступление на родительских собраниях с комментариями этих результатов. | Посещение родительских собраний, ознакомление с представленными результатами, индивидуальные беседы с детьми. |
Май Итоговое классное мероприятие «Мои первые достижения» | Организация работы по подготовке и проведению внеклассного итогового мероприятия. Отзывы, рецензии по отдельным наиболее значимым работам. Индивидуальная помощь по запросам учащихся в подготовке выступления. | Участие в подготовке и проведении внеклассного мероприятия. | |
3 – 4 класс | |||
Сентябрь Постановка задач на учебный год каждым учащимся для себя. | Обдумывание и формулировка задач на предстоящий учебный год. | Проведение классного часа. Индивидуальная помощь учащимся в определении и формулировании учебных задач Индивидуальная помощь учащимся в формулировании учебных задач по запросу. | Индивидуальная помощь ребенку в определении учебных задач. |
Корректировка разделов портфолио | Оформление новых разделов портфолио, если они будут введены. | Обсуждение необходимости введения новых разделов в портфолио, исходя из поставленных задач. Индивидуальная помощь по запросу. | |
Октябрь – апрель Сбор материала | Систематический отбор лучших своих работ в каждый раздел портфолио. В конце апреля - итоговая чистка портфолио. | Периодически (например, 1 раз в месяц – проведение классного часа на основе портфолио) Проведение родительский собраний (1 раз в четверть) с использованием материалов портфолио. Организация самооценки учащимися полученных результатов работ по предмету. Выступление на родительских собраниях с комментариями этих результатов. | Посещение родительских собраний, ознакомление с представленными результатами, индивидуальные беседы с детьми и учителями. |
Май 3 класс Итоговое внеклассное мероприятие «Портрет нашего класса». | Анализ индивидуальных портфолио, участие в подготовке проекта «Портрет нашего класса». | Подготовка и проведение итогового внеклассного мероприятия «Защита проекта «Портрет нашего класса» на основе индивидуальных портфолио учащихся. Участие в подготовке проекта «Портрет нашего класса» | Участие в подготовке и проведении внеклассного мероприятия. |
Май 4 класс Итоговое внеклассное мероприятие «Мои главные достижения в начальной школе». | Анализ индивидуальных портфолио, подготовка к выступлению. | Подготовка и проведение итогового внеклассного мероприятия «Мои главные достижения в начальной школе». Индивидуальная помощь в отборе материала и подготовке выступления. | Помощь ребенку в отборе материала и подготовке выступления. |
Велика роль классного руководителя, учителя в начальной школе при организации работы с портфолио, ведь у учащихся еще только начинает формироваться опыт оценочной деятельности, однако основной субъект этой деятельности – ребенок, ученик. Только он принимает окончательное решение относительно того, какие именно материалы составят содержание его портфолио. Значимый взрослый может помочь, направить, объяснить, но выбор остается за ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями учащихся начальной школы
Материал для родителей....
Методические рекомендации по работе с портфолио в начальной школе
Данные рекомендации содержат подробный алгоритм для педагогов по организации работы учащихся с Портфолио: даны необходимые нормативные документы, приведены разработки классных часов, родительски...
Организация работы с родителями учащихся начальной школы
В данном материале отражены принципы работы с родителями младших школьников, задачи взаимодействия педагогов и родителей, формы работы с семьёй....
Система работы над портфолио обучающихся начальной школы
«Под старой концепцией образования подразумевалось, что образование – это процесс и система, инвестиции и надежда.В соответствии с новым определением, образование ориентировано на достижение результат...
Мастер – класс «Организация работы с информацией в начальной школе»
Практическая значимость: • ознакомление с различными видами задач при работе с информацией на уроках в начальной школе; • предлагаемые на занятии виды задач можно применять на уроках всем педа...
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Выступление на педагогическом совете...
Организация работы с родителями в начальной школе.
Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность». Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Образование без воспитания—меч в руках сумасшедш...