Обобщение опыта.
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)
Тема «Формирование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и литературы в начальной школе »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
Тема «Формирование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и литературы в начальной школе »
МОУ «Яблоновская ООШ»
Кубохова Надежда Александровна
Научить детей правильному, беглому , осознанному ,выразительному чтению -одна из задач начального образования. Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам.
Проработав в школе достаточно лет я, заметила, что при обучении грамоте в первом классе всегда наступает такой момент, когда изучена большая часть «Русской Азбуки» дети научились складывать слоги , читать слова, предложения и рамки «Азбуки» становятся как бы тесными для учеников . Им хочется прочитать все,что попадается на глаза. Очень важно не пропустить этот момент в обучении грамоте и в формирование беглого и осознанного чтения у первоклассников. Мне в этом очень помогла книга О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой «100 познавательных текстов для обучения детей чтению».
Книга содержит небольшие по объему познавательные тексты , соответствующие возрастным особенностям детей семи лет. Ведь психологами доказано, что детей «пугают» большие литературные произведения ,которые они должны прочитать самостоятельно..Хорошо читаемый шрифт, разбиение слов на слоги , иллюстрации к каждому тексту- делают чтение привлекательным для начинающего читателя .
Каждый текст напечатан на отдельной странице поэтому его очень удобно распечатывать на ксероксе.
Сделала распечатку текстов, пронумеровала их и перед началом урока разложила детям на парты. Старалась каждому ученику подобрать такой текст для самостоятельного прочтения ,который бы соответствовал его уровню сформированности навыка чтения.
На парте у каждого ученика приклеена « линейка читателя». На ней указанны номера текстов. Каждый день ребенок получает новый интересный текст. Он его прочитывает и вычеркивает номер на «линейке читателя». Дети с нетерпением ждут новые рассказы, которые они уже могут прочитать самостоятельно. Сравнивают свои тексты с тем , что получили товарищи. А чтобы поддержать интерес к чтению ставлю перед ними задачу: читать внимательно, запоминать прочитанное,чтобы применить свои знания на игре «Звездный час».
Игра составлена по содержанию прочитанных рассказов из сборника О.В.Узоровой.
Через три недели таких пятиминуток дополнительного чтения проводим игру «Звездный час». Приглашаем родителей .
Родители активно болеют за каждого участника игры, поддерживают тех, кому не повезло. Ведь идет самое настоящее соревнование ,где каждый показывает знания полученные в результате самостоятельного чтения .
Наша гостья из библиотеки поздравляет ребят с тем ,что они стали грамотными, умеют читать и смогут стать полноправными читателями центральной детской библиотеки куда они смогут записаться вместе с родителями.
Эта работа как раз была завершена к концу первого полугодия, когда
в первом классе впервые проверяла технику чтения.
Часто родители жалуются на то, что дети не хотят читать. Я сама мама и тоже сталкивалась с этой же проблемой. В результате работы и жизненного опыта на родительских собраниях даю несколько советов родителям по этой проблеме.
1.Больше играть с детьми, пусть путь к грамотности лежит через игры в звуки и буквы.
2.Продолжайте детям читать перед сном. В семь – восемь лет ребенок нуждается в минутах такого общения, он успокаивается, снимается стресс.
3.Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать в слух еще интересней, чем маленьким.
4.Можно читать по очереди : несколько абзацев мама, два три – ребенок, еще несколько - старший брат или сестра и т.д.
5.Очень важен пример родителей, чтобы дети видели их с книгой в руках, знали, какими книгами интересовались мама и папа в детстве.
6.Обязательно записать ребенка в библиотеку . Время от времени ходить туда вместе с ним.
7.Обучая ребенка чтению учитывать его интересы.
8.Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения. Читать по 5-7 минут ,пересказать прочитанное и делать перерыв на два –три часа, а потом еще почитать .Такой способ тренировки намного эффективнее, чем длительное чтение по часу .
А самое главное любить своих детей. Жить и знать их внутренний мир и тогда вы сможете преодолеть любые трудности, возникшие при обучении
Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыка чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной.
Интерес к чтению возникает тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением. Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Это приводит к низкому уровню обучаемости, а в конечном результате – к низкому качеству обучения.
Что же такое навык чтения? Под навыком чтения мы понимаем способ чтения (умение читать целыми словами, слогами или по буквам), темп чтения (скорость, беглость), правильность чтения (наличие или отсутствие технических ошибок; замена окончаний слов; повторение слова или слога при чтении; пропуски, добавления, искажения, ошибки в ударении), выразительность чтения и понимание прочитанного.
Психологи утверждают, что у каждого человека темп чтения строго индивидуален и соответствует скорости его разговорной речи. Они так же отмечают неустойчивость и вариативность скорости чтения даже и одного и того же чтеца.
Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?
Отправной точкой над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столько путем многократного прочитывания, сколько за счет овладения такими действиями, которыми дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребенка.
Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
Восприятие текста.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.
Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.
Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:
– увеличить ширину поля зрения;
–уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;
– сократить время каждой отдельной фиксации;
– избавиться от регрессий;
– развитие антиципации текста.
1.Упражнение на увеличение поля зрения.
Под полем зрения понимается участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксации. Необходимо расширять поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 2-3 буквы, а целое слово или несколько слов.
На решение этой задачи направлено упражнение
«Пирамида»
О М
*******
А Х Н Л
Глядя в центр, на точку и не двигая глазами по горизонтам, надо постараться одновременно увидеть два слога.
Расположив цветную точку в середине можно применить и такую таблицу. При работе с этими таблицами необходимо волевое усилие. Взгляд обязательно фиксируется на точке в центре таблицы.
Ставится задача видеть всю таблицу целиком. Учитель называет букву, а ученик должен найти её, не отрывая взгляд от точки.
ЛИ | МА | ПА |
О | КО | НА |
КА | У | МОН |
Ставится задача видеть всю таблицу целиком. Учитель называет букву, а ученик должен найти её, не отрывая взгляд от точки.
Э | У | Ю | И | Ы |
О | Т | * | С | Р |
Е | М | А | Н | Я |
Я | Е | И |
Ю | * | Г |
А | К | О |
Расширению поля зрения способствует и «Словесная пирамида».
Кол Укол Уколол Уколоть | Ма Мал Мама Марка | Знать Узнать Познать Опознать |
2.Нравятся детям упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.
вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот
мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак
ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка
маска/манка марка каска пасха маска миска
Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.
Каркас карась карат каркать карниз карниз карст
Катер кратер катет катет катион катод каток
3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.
1) Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой.
2)Назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.
4. Избавление от регрессий.
Распространённым недостатком в чтении является регрессия. Регрессия – это возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Причины регрессий в следующем:
сила привычки
кажущиеся трудности текста
отсутствие внимания
Для устранения регрессии используется следующая система упражнений.
Чтение пар слов, отличающихся одной буквой: козы-косы, ветер-вечер, взбежал-вбежал, трапы-тропы.
Чтение цепочек слов, близких графическому облику: вслух – глух — слух, вьют – вьюн – вьюга.
Чтение цепочек родственных слов: вода – водный – подводный, лес –лесной- лесник.
Чтение слов, в которых парные по твёрдости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию: ест – есть, галка – галька, угол – уголь.
Чтение слов, в которых слоги напечатаны разным шрифтом. ПоСкаКАлИ, взлеТЕЛ.
5. Развитие антиципации текста. (смысловой догадки)
Умение антиципировать способствует облегчению чтения и углублению восприятия и понимания его содержания. Приведённые ниже упражнения являются эффективными для развития речи на всех уровнях.
Чтение с пропущенными окончаниями, буквами, слогами.
Игра «Доскажи словечко» Ло-ло-ло на лице…(светло), Ул-ул-ул у меня сломался…(стул).
Занимательные модели. *Е* (мел, сел, лес), Е** (еда, ели, ела ), Е*** (енот, езда, ерши), *Е** (леса, село, пела, Лена, села).
Слова + невидимки. – Я толстый и большой… С (слон). — Я там, где боль. Я – ах! Я – ой!… С (стон). — На мне кузнечики звенят…С (стог). – Я конечный результат…И (итог).
Чтение текста через слово.
Чтение наоборот. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово читается первым и т.д.
На доске написаны скороговорка или придуманные детьми четверостишие, загадка.
После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убираются целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.
Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов.
Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения «Репка».
По.. де.. ре.. Вы.. ре.. бо..-пре.. Ста..де.. ре..тя.. Тя..-потя.., вы.. не мо..
Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.
Написать слова, у которых есть такие согласные:
к-н кино, океан, конь, окно…
с-л сила, соль, осел, село…
Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.
Он сам во всем…
Дверь была…
Тише едешь…
Сделал дело…
Восстановить диалог.
– Ты уже читал эту книгу?
– …
– Я тебе дам ее прочитать.
– …
– Ты что, медленно читаешь?
Дети сами придумывают диалоги и предлагают одноклассникам их восстановить.
II. Развитие внимания.
Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.
Поэтому ученикам предлагаются задания, развить такие свойства внимания, усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.
Для расширения объема и распределения внимания используются корректурные пробы.
Подчеркнуть в ряду буквы:
м – а / м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о;
у – ы / м с а у с ы п а м л е ы и у ы а о д т ж и р
Для развития избирательного внимания использую методику Мюнстерберга.
Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
К н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т п р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н
Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?
Найти ошибки в тексте.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
Упражнения, предложенные И.Д.Ладановым в книге «Техника быстрого чтения».
Найти пары цифр и букв, отличающихся друг от друга. Сосчитать количество отклонений. Время выполнения упражнения 1,5 мин.
III. Чтение и память.
78 86 32 76 90 73
78 86 32 76 80 73
уд вд ыж зы ха ал
уж в дых щи бв ба
В книге О.А.Кузнецова «Техника быстрого чтения» отмечается, что память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека.
Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7 + 2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.
Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц более емкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).
Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти.
Игра «Слова».
Записать как можно больше слов, относящихся к темам:
«Школа, книга, город, осень» – на уроке русского языка;
«Лес, животные, приборы и оборудование» – на уроке «Мир вокруг нас».
«Искусство, живопись» – на уроке изобразительного искусства.
Игра «Кто больше запомнит?».
Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произноси свое и т.д.
Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова. Например на уроке русского языка – имена существительные женского рода.
Игра «Запоминаем рисуя».
Ведущий готовит список из 20 слов. Последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время участники знаком зарисовывают названное слово. В конце игры они должны назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки.
Игра «Запоминаем слова».
Игра проводится в парах.
Каждый из партнеров берет лист бумаги и пишет на листе 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.
Игра «Посмотри и запомни».
На столе раскладываются карточки с написанными на них словами. Дается время для запоминания этих слов.
Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.
IV. Приемы осмысления текста.
Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.
Первый прием: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.
Второй прием: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка.
Третий прием: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.
Определение смысловой структуры текста.
Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью следующих заданий.
1.Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).
2. Работа с деформированным текстом.
Собери рассыпанные тексты.
Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссере, том, создал, волк.
Собери предложения из частей.
Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке;
где Балтийское море;
когда защищается;
плывущие по Ледовитому океану;
гагары хорошо знают;
куда и прячутся;
ядовитая змея кусает человека только тогда
3.Нарисуй структуру текста, изображая каждую часть кругом. Впиши заглавия этих частей.
4.Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.
Работа над прогнозированием текста.
Допиши словосочетания:
перочинный…
грецкий…
карие…
кромешный…
2.Дополни предложение.
На берегу разложили костер, чтобы…
Для большого строительства этого маловато, но достаточно для…
3.Допиши текст.
4.Восстанови пропущенные строчки в произведении.
Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы Э.Кинг...
Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...
Обобщение опыта работы по теме: Содержательное и организационно-педагогическое обеспечение преемственности между начальной и основной школой: проблемы и перспективы
Презентация выступления на МО учителей начальных классов...
Обобщение опыта работы с родителями.
Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....
Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"
Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...