Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся
методическая разработка
Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного и воспитательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий его участникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii.docx | 11.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся
Первостепенная задача обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья - обеспечение их общеобразовательными знаниями, развитие познавательных возможностей, подготовка к жизни. Знания, получаемые учащимися на уроках, во время экскурсий, практических занятий, самоподготовки, воспитательных мероприятий, являются основой воспитания элементов научного мировоззрения.
Правильная организация уроков, самоподготовки, воспитательных мероприятий предполагает использование наглядности и предметности в обучении и воспитании.
На современном этапе существует необходимость поиска новых возможностей для повышения мотивации учащихся коррекционных школ VIII вида к изучению предметов, познанию окружающего мира.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного и воспитательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий его участникам.
Основные качества современных педагогических технологий:
системность научность
комплексность управляемость
целостность диагностичность
концептуальность прогнозируемость
процессуальность эффективность
развивающий характер оптимальность
структурированность воспроизводимость
вариативность
К числу новых образовательных технологий можно отнести следующие:
- развивающее обучение;
- коллективная система обучения (КСО);
- технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
- исследовательские и проектные методы;
- технология модульного и блочно-модульного обучения;
- технология «дебаты»;
- технология развития критического мышления;
- лекционно-семинарская система обучения;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- технологии интерактивного и дистанционного обучения.
Из представленных выше технологий, можно выделить те, элементы которых возможно применять на уроках и внеурочной деятельности в коррекционной школе VIII вида:
1. Технология разноуровневого обучения
2. Технология проблемного обучения
3. Личностно-ориентированное обучение
4. Игровые технологии
5. Информационно-коммуникационные технологии
6. Здоровьесберегающие технологи
Технология разноуровневого обучения
Относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей каждого учащегося
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели определённым (базовым) уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы следует проводить на контрольно - обобщающих уроках. Целью определяется то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляются задания (разноуровневые).
Можно также применять уровневую дифференциацию и при изучении новой темы или вначале воспитательского часа, объясняя материал от простого к сложному, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке или внеклассном занятии.
Применение технологии разноуровневого обучения способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся; повышается рефлексивность и мотивация учения; повышается уровень удовлетворенности результатами обучения и воспитания учителем и учениками.
Технология проблемного обучения
Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
На современном уроке, воспитательном мероприятии ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Результат проблемного обучения:
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровых технологий - пробудить интерес к изучению определённого предмета, книге, учению в целом.
Почему сейчас использование игровых технологий актуально в коррекционной работе? С одной стороны, это вызвано распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Также важно обратить внимание на введение новых стандартов образования, основанных на деятельностном и дифференцированном подходах, которые в полной мере в коррекционной школе можно реализовать именно средствами игровых технологий.
Практика показывает, что уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный и воспитательный процессы, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или воспитательского часа, например игра – путешествие.
Таким образом, дидактическая игра на уроках и внеклассных занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством развития ребёнка, его умственных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Информационно-коммуникационные технологии
В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.
Одной из эффективных информационных технологий, используемых в учебном процессе, является мультимедиа.
Мультимедиа – сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. Дословный перевод слова «мультимедиа» означает «многие среды» («multi» - «много», «media» - «среда»).
Применение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Например, мультимедийная презентация - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ, который:
- дает возможность учителю и воспитателю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить занятие или мероприятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта;
- позволяет быстро и доходчиво изображать вещи, которые невозможно передать словами;
- поддерживает высокую производительность занятия;
- устанавливает межпредметные связи с другими предметами;
- способствует соблюдение логики подачи учебного материала;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления педагога.
Кроме того, изготовленные к урокам и внеклассным занятиям презентации значительно экономят время учителя и воспитателя, повышают культуру занятия, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и теме разговора и, следовательно, положительно влияют на качество образования учащихся.
Здоровьесберегающие технологии
Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя, воспитателя – это рациональная организация урока.
Для повышения работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, должны проводиться физкультпаузы, различные виды гимнастики, зарядка для глаз, строго соблюдаться правильная осанка, режим проветривания кабинета. Все педагоги школы должны сотрудничать со школьным медицинским работником и педагогом-психологом для выстраивания более эффективной деятельности по формированию здоровьесберегающего пространства для учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Личностно-ориентированный подход в обучении
Личностно-ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.
Основная задача личностно - ориентированного обучения, считает Якиманская И. С., состоит в том, чтобы помогать каждому ученику развиваться как личность.
Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного обучения являются:
- использование субъектного опыта ребенка;
- предоставление свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору;
- реализация детского творчества;
- информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.
На уроках и мероприятиях педагог выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, как собеседник, исследователь, учитель-эксперт, консультант.
На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация.
Цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно – ориентированного обучения.
В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Групповые технологии
Цели: обеспечение активности учебного процесса; достижение высокого уровня усвоения содержания материала.
Особенности организации:
- класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Технологический процесс групповой работы:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),
- инструктаж о последовательности работы,
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом,
- планирование работы в группе,
- распределение заданий внутри группы,
- индивидуальное выполнение задания,
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения),
- подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть:
- сообщение о результатах работы в группах,
- анализ познавательной задачи,
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Заключение
Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются новые технологии обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся".
Доклад содержит информацию о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активизировать их в течение всего урока....
Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся (из опыта работы)
Данный материал может быть полезен при подготовке к урокам в начальной школе и для выступления на педсовете или методическом объединении....
Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся
Выступление на методобъединении учителей нач.классов...
«Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На п...
«Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся»
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На п...
«Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся. Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ»
Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относится проблема развития ...