«Обзор учебно-методических пособий по шахматам для обучающихся начальной школы»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Ягудина Нажия Гафуановна

Структура УМК " Шахматы в школе». Главные особенности модульный курс для третьего часа физической культуры в школе; шахматы в любимой детьми игровой форме, развивают математические способности, пространственное мышление и навыки стратегического планирования. ; комплект возможно применять как в образовательном процессе, так и для организации факультативов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_po_shahmat.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Обзор учебно-методических пособий по шахматам

для обучающихся начальной школы»

 Авторы: Прудникова Екатерина Анатольевна кандидат педагогических наук, Мастер ФИДЕ по шахматам, Образование: высшее, социальный педагог (специализация - организация шахматной работы), высшее, клиническая психология (специализация: преподаватель психологии). Сертифицированный тренер ФИДЕ. Опыт работы - более 10 лет в системе образования (от педагога дополнительного образования до руководителя структурного подразделения и завуча начальных классов (старшего методиста) по образовательному комплексу школы в ЮЗАО г. Москвы). На данный момент - руководитель школы шахмат и интеллектуального развития "Мыслитель". Опыт работы педагогом/тренером по шахматам - более 10 лет. Автор более десятка статей в области шахматной педагогики. Волкова Екатерина Игоревна Кандидат в мастера спорта по шахматам. Образование: высшее, социальный педагог (специализация - организация шахматной работы), ). Сертифицированный тренер ФИДЕ, Сертифицированный организатор ФИДЕ. Опыт работы более 14 лет. Организатор более 1000 шахматных мероприятий (от чемпионата города до чемпионата Мира), советник по спорту декана Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

  Структура УМК Шахматы в школе»: Главные особенности модульный курс для третьего часа физической культуры в школе; шахматы в любимой детьми игровой форме развивают математические способности, пространственное мышление и навыки стратегического планирования. ; комплект возможно применять как в образовательном процессе, так и для организации факультативов; Завершенная предметная линия: программа - учебник - рабочая тетрадь методическое пособие для учителя, электронная форма учебника. Все рассчитано на 4 года обучения.  УМК «Шахматы в школе» Рассчитан на 135 ч.: в 1 классе 33часа, а со 2 по 4 класс - по 34 ч. ежегодно. Соответствует ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО, требованиям к формированию универсальных учебных действий и в полной мере ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении (на заучивание и усвоение готовых знаний, а понимание, осознание и воспроизведение) Основа курса изучение основ теории шахматной игры с дальнейшим обязательным закреплением полученных знаний в игровой деятельности. Превалирующая форма урока учебный диалог Подробные информативные методические пособия для учителя Различные форма контроля и самоконтроля, формы работы: индивидуальная, парная и групповая.

УМК «Шахматы в школе» Учебники оформлены с учетом возраста учащихся и представляют собой увлекательную книгу с большим количеством тематических фотографий и рисунков.

 Содержательные иллюстрации.

 Дети приучаются к систематической аналитической работе (анализ партий и игра в слепую)

 Умение действовать в уме

- ориентирован всецело на шахматную грамотность и эрудированность в области шахмат.

- 1 год обучения интересные факты о шахматах

-2 год обучения факты из жизни чемпионов Мира

- 3 год обучения знакомство с шахматной композицией и этюдом

-4 год обучения возможность найти решающий ход в партии Чемпионов Мира

 Метапредметные связи

 Обязательные шахматные турниры Советы гроссмейстера, как научиться в шахматы играть хорошо

 Структура курса первого года обучения Поля Горизонтали Вертикали Диагонали Ход фигур, нападения, взятия Шах, мат, пат 1. Геометрия доски 2. Фигуры. Цель шахматной партии 4. Основы игры в эндшпиле 3. Основы игры в дебюте Мат одинокому королю разными фигурами Анализ коротких партий, правила развития фигур Игра всеми фигурами Турнир

 Структура курса второго года обучения Фигуры, шах, мат. Нападение. 1. Повторение 2. Защита в шахматной партии и элементарные тактические приемы Защита от шаха, защита от нападения Двойной удар Связка Ловля фигуры Сквозной удар Мат на последней горизонтали Открытый и двойной шахи Реализация большого материального преимущества 4. Основы игры в конце партии 3. Основы игры в начале и середине партии Дебютные ловушки Способы создания атаки на короля Конкурсы решения Турнир+ шахматный праздник

 Структура курса третьего года обучения Мат одинокому королю разными фигурами Тактические приемы. 1. Повторение 2. Знакомство с новыми тактическими приемами Завлечение Отвлечение Уничтожение защиты «спертый мат» Основы пешечного эндшпиля Теоретические позиции 4. Основы игры в конце партии 3. Основы игры в начале и середине партии Инициатива Создание атаки на короля Основы анализа шахматной партии Конкурсы решений+» сыграй как чемпион Мира Турнир+ шахматный праздник

 Структура курса четвертого года обучения Зарождение шахмат на Руси. Шахматная культура в России. 1. История шахмат 2. Основные принципы игры в дебюте И тактические приемы Перевес в развитии Атака на короля Перевес в пространстве Оценка позиции План игры «мельница», «рентген» 4. Основы игры в конце партии 3. Знакомство с дебютами Простейшие ладейные окончания Простейшие легкофигурные окончания Открытые дебюты Полуоткрытые дебюты Закрытые дебюты Конкурсы решений+» сыграй как чемпион Мира Турнир+ шахматный праздник

Типы уроков по шахматам в УМК «Шахматы в школе» Урок получение новых знаний; Урок конкурс решения задач Уроки шахматные турниры, уроки - конкурсы угадывания ходов чемпионов Мира, уроки шахматные праздники.

 Структура урока по шахматам в соответствии с деятельностным подходом Постановка учебной проблемы/задачи и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания. Мотивационный этап Преподаватель активно применяет методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учеников, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося индивидуально. Самостоятельная работа и самопроверка Работа с шахматным словарем, интересным фактом/биографией Чемпиона мира/решение этюда/угадывание хода чемпиона Мира (в зависимости от года обучения) Подведение итогов/рефлексия/ В это время учитель совместно с учениками подводит итоги урока, анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям. В зависимости от итогов деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.44 Реализация системно-деятельностного подхода на уроках шахмат Системно-деятельностный подход основа ФГОС НОО Системно-деятельностный подход это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Сотрудничество и взаимопонимание Основной формой занятия является диалог. Мы учим детей рассуждать, аргументированно отстаивать свое мнение, слышать мнения своих товарищей. Главная задача педагога помочь ребѐнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Важным является не авторитарная позиция педагога, исключительно знающего верный ответ и решение, а умение дать понять ребенку, что мнение ребенка и его ответ услышан и принят, что его мысли ценны. Методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Шахматы в школе». Содержание пособия направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры.
В данном пособии подробно объясняются особенности проведения уроков по шахматам в первом классе общеобразовательной школы, что может быть успешно использовано учителями с минимальной шахматной подготовкой. К каждому уроку даны необходимые разъяснения. В приложении приведён перечень физкультминуток, кинезиологических упражнений и динамических шахматных игр, которые можно применять на уроках по шахматам.
Пособие предназначено для учителей общеобразовательной организации, а также может быть полезно родителям, помогающим своим детям постигнуть основы шахматной игры.

 Шахматная игра полифункциональный школьный предмет и универсальный инструмент развития наших детей, с помощью которого наши замечательные учителя смогу вырастить и воспитать умное, думающее, размышляющее и всегда просчитывающее на ход вперед поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «60 ИГР С БУКВАМИ И СЛОГАМИ»

В пособии представлены дидактические игры для уроков обучения грамоте и русского языка, которые можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении изученного, либо включать ка...

Учебно-методическое пособие по изучению сказок в начальной школе на уроках литературного чтения. I часть - теоретическая.

Постепенное изучения ребенком сказок (народных, литературных) может быть организовано по-разному: В процессе самостоятельной работы, на любых школьных занятиях, на занятиях по внеурочной работе, в общ...

Обзор учебно-методических комплексов для начальных классов

Обзор учебно-методических комплексов для начальных классов. УМК "Школа России" и "Школа 2100"....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (Начальная школа)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (Начальная школа)...

Учебно-методическая разработка "Исследовательские работы и проекты в начальной школе"

Данная методическая разработка поможет ученикам начальной школы  в выборе темы исследовательской работы или проекта и оформлении работы....

Пособие для обучающихся начальной школы по окружающему миру

пособие для обучающихся по окружающему миру...