Организация самостоятельных домашних заданий СДЗ
статья (2, 3, 4 класс)

Чеченева Наталья Григорьевна

В статье раскрывается понятие СДЗ и механизм проведения. СДЗ дает  возможность организовать контрольно- оценочную деятельность в классе

Позволяет проводить самооценку и самообучение   каждого ученика на доступном для него уровне,

создает условия для повышения своих учебных возможностей и включает каждого ученика в активную деятельность.

Создает условия для индивидуальной самостоятельной  работы  дома, в том объёме и темпе, который необходим каждому ученику для полного и прочного усвоения материала и направлено на коррекцию знаний каждого ученика.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №3 г. Нефтеюганск Август, 2012 Организация самостоятельных домашних заданий как средство формирования умения учиться Чеченева Н. Г. учитель начальных классов

Слайд 2

СДЗ Домашняя работа школьников Домашнее задание Продолжение классной работы Определяет личные границы знаний ученика Связано с темой урока Индивидуальный выбор заданий Обычно одно на весь класс И ндивидуальная коррекция знаний

Слайд 3

Я сам ! Определяю границы знаний Выбираю форму проверки работы Определяю объем работы Планирую выполнение Выбираю задания из СДЗ !

Слайд 4

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Слайд 5

Определяет область знаний учащихся по теме Уровень усвоения учебного материала классом М ОНИТОРИНГ (первичный) Определяет педагогические задачи

Слайд 6

Определение границ знаний

Слайд 7

ЗАДАНИЕ Определить область знаний Объединить детей в группы Сделать вывод о качестве усвоения учебного материала классом по теме Анализ результатов СР «Решение задач»

Слайд 8

Область знаний справились допустили ошибки Умение составлять краткую запись Умение выполнить решение задачи Умение пояснить решение Умение ответить на вопрос задачи результаты мониторинга 1 Вывод

Слайд 9

Инструкция для ученика по выполнения СДЗ СОСТАВЛЕНИЕ СДЗ Подбор заданий с учетом выявленного незнания школьников

Слайд 10

Область знаний Умение составлять краткую запись Умение выполнить решение задачи Умение пояснить решение Умение ответить на вопрос задачи ЗАДАНИЕ Подобрать задания (указать вид), которые обеспечивают формирование учебного навыка

Слайд 11

РАЗМЕЩЕНИЕ НА САЙТЕ П редъявление СДЗ ученику ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

Слайд 12

Я сам ! Определяю границы знаний Выбираю форму проверки работы Определяю объем работы Планирую выполнение Выбираю задания из СДЗ !

Слайд 13

дата № задания Примечание, вопросы Выбрать задания Распечатать работу на бумаге . Подумать и составить график выполнения СДЗ. Придерживаясь графика, выполнить работу. При необходимости обратится за консультацией к консультантам или учителю . Предъявить на проверку работу в установленный срок. ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СДЗ УЧЕНИКОМ ! Учебная самостоятельность План выполнения СДЗ ВЫПОЛНЕНИЕ СДЗ ПО ПЛАНУ

Слайд 14

назначаем консультантов помощь учителя консультация

Слайд 15

Предъявление выполненной работы !

Слайд 16

Предъявление выполненной работы Презентация Выполненная работа презентуется одноклассникам Самоконтроль Выполняет проверку по образцу самостоятельно, выделяет критерии оценки результата и проводит оценивание в соответствии с ними Взаимоконтроль Делает запрос на сотрудничество, о бмениваются работами с одноклассниками Контроль Сдает работу учителю на проверку !

Слайд 17

МОНИТОРИНГ 2



Предварительный просмотр:

Организация самостоятельных домашних заданий у младших школьников.

(из опыта работы)

Специальные исследования показывают, что проблема повышения

эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся, потому что она является важной частью процесса обучения.

Мы сегодня будем говорить не о традиционных домашних заданиях, которые учитель задает в конце урока. Потому что тема урока обычно непосредственно связана с последующим выполнением домашнего задания.

Таким образом  домашнее задание является продолжением работы на уроке.

Самый распространённый вид домашней работы - одна на весь класс

Но. У каждого ученика в процессе изучения темы появляются свои индивидуальные незнания, учебник конечно содержит задания на повторение и закрепление знаний, но он ограничен   определенным количеством заданий,  и не может учитывать особенностей класса, поэтому не дает учителю возможности организовать повторение и более глубокое усвоение изучаемого материала с учетом личных проблем школьников.

Что такое СДЗ

Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

Поэтому мы и используем СамостоятельныеДЗ.

СДЗ дает  возможность организовать контрольно- оценочную деятельность в классе

Позволяет проводить самооценку и самообучение   каждого ученика на доступном для него уровне,

создает условия для повышения своих учебных возможностей и включает каждого ученика в активную деятельность.

Создает условия для индивидуальной самостоятельной  работы  дома, в том объёме и темпе, который необходим каждому ученику для полного и прочного усвоения материала и направлено на коррекцию знаний каждого ученика.

В этом принципиальная разница. Школьник сам задает себе задание.

Любой навык становится прочным лишь после достаточного для каждого ученика количества упражнений.

Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей школьника и определяется и рассредоточивается во времени им самостоятельно.

Учитель обеспечивает возможность решить эту проблему посредством необходимых заданий СДЗ.

Механизм проведения СДЗ

Мы выделяем следующие этапы при организации СДЗ

Мониторинг

Только знание того, идём мы вперёд или стоим на месте, даёт возможность грамотно построить учебный процесс.  

Поэтому при изучении темы провожу первичный мониторинг результатов обучения для выявления уровня усвоения учебного материала.

Подобные данные позволяют учителю организовать работу по коррекции знаний, составляя СДЗ

Таблица показывает уровень усвоения, конкретного учебного навыка, выявлять неусвоенные разделы, темы и отдельные виды заданий

Перед нами объективная информация по обученности школьников в классе и мы можем  планировать коррекцию знаний

Предлагаю вам провести анализ СР  и сделать вывод о качестве знаний по теме

Проведенный мониторинг выявил учебную проблему – дети не умеют решать задачу.

Возникает вопрос: что делать?

Механизм проведения СДЗ

Создаем СДЗ.

Подбор дидактического материала осуществляю с учетом выявленного незнания обучающихся и поставленных педагогических задач

Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по теме, и включают тренировочные упражнения по выработке практических умений и навыков.

Возможно включение  заданий повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их способностей и склонностей.

Стремлюсь к тому, чтобы задания обеспечивали усвоение основных знаний и умений по теме.

Для детей и родителей составляю инструкцию, в которой даю рекомендации по выполнению работы

Давайте подберем задания для решения проблем  по результатам мониторинга (группа)

Выдача

Ученик получает СДЗ в электронном виде удобным для себя способом.

Мы размещаем материал в электронном виде и сбрасываем на флешку

Планирование выполнения учеником

Ученик, по результатам самостоятельной работы, определяет собственные границы знаний, а точнее незнаний, и выбирает из СДЗ задания, которые обеспечивают коррекцию его индивидуальных пробелов.

Объем работы определяет тоже самостоятельно учеником.

 Планирует выполнение СДЗ с учетом личной занятости, индивидуальных особенностей на 7-10 дней и составляет план выполнения.

 важно, чтобы школьники почувствовали необходимость в овладении знаниями, и проявили интерес к практическому усвоению учебного материала (комментарии о занятости)

Выполнение 

Самостоятельная работа школьников по личному плану

Консультация 

К каждому СДЗ назначаем консультантов, которые помотают ученикупри возникновению трудностей.

При необходимости обращается за консультацией к учителю.

Причем целесообразно разбирать с учителем, только те задания, которые не решил никто, или вызвавшие затруднения у всех.

 Если кто-то уверенно решил каверзную задачу, то все вопросы школьников к нему.

предъявление 

Выполненная работа предъявляется в оговоренное время для проверки.

Эффективно проводить презентацию СДЗ. Ученик делится с одноклассниками своими достижениями, трудностями, результатами, выражает готовность помочь в решении СДЗ или отдельных заданий.

Презентация имеет очень много плюсов.

Развивает речь, учит навыкам публичных выступлений.

 Формирует у школьника соответствующие потребности и мотивы, которые стимулируют их учебную работу обращаясь к чувству долга, стремление к признанию и хорошим отметкам.

Часто используем самопроверку. Ученик самостоятельно сравнивает свою работу с образцом, который находиться в классе и выдается по требованию.

Эффективно создание решения СДЗ силами класса или отдельных учеников. Это повышает мотивацию и самооценку школьника, особенно слабоуспевающего.

Известно, что младшие школьники скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому часто организую проведение взаимопроверки. Это развивает критичность  мышления и формирует  умение аргументировать свое мнение.часто способствует возникновению споров.

Иногда работы с СДЗ собираю на проверку и на листе планирования при необходимости пишу свои замечания и рекомендации.

 в других случаях применяю просмотр письменных заданий или беглую проверку.

На мой взгляд самый неэффективныйспособ проверки, потому как очень затратен по времени, но самое главное   пассивность ученика формирует. Положил работу на стол учителю и все.

Не надо пару искать, доказывать свою правоту

Итоговый мониторинг 

Итоговый контроль знаний – важная часть СДЗ.

Отслеживание динамики - обязательное условие введения СДЗ, которое дает возможность учителю обратить внимание на уровень усвоения учебного материала и позволяет сделать анализ изменения качества знаний по определенной теме учащихся всего класса и динамику каждого школьника;

Показывает насколько эффективно была организована деятельность со слабоуспевающими школьниками по коррекции знаний

Таким образом, оптимально организованная работа с самостоятельными домашними заданиями способствует развитию общеучебных умений, навыков самообразования, формированию познавательной активности школьников

Огромный объем материала предъявленный на контроль педагогу 20 учеников по 20-30 задач, это 400 – 600 заданий.

Формирует метапредметные навыки

Позволяет решать учебные задачи

Родители 

Эта форма работы ценится и родителями.

Они получают возможность оказать помощь своему ребенку по преодолению трудностей в изучении и повторении школьного материала и им имеют для этого дидактический материал.

 Имеют возможность организовать занятия школьников и проконтролировать качество выполнения

Наблюдать  за продвижением  в теме, принимать  своевременные  меры при ухудшении и стимулировать при увеличении результатов,  

продукт 

СДЗ по математике «Учимся решать задачи 1-6»,

 электронный вариант

PS.

Самостоятельные домашние задания способствуют реализации индивидуализации обучения и решают таких важных образовательных задач, как развитие общеучебных умений, навыков самообразования, познавательной активности, позволяет использовать воспитательные возможности уроков.

Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности. Все так.

НО. Если мы придём в класс и скажем – вот вам СДЗ, решайте. Педагогический эффект  будет низким.

Важно создать ситуацию, в которой школьники попросят учителя, а дайте нам задание, мы хотим исправить свою оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»

Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»...

Презентация родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания

Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»...

Рекомендации для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися начальных классов

Рекомендации для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися начальных классов...

Родительское собрание "«Организация выполнения домашнего задания»

Рекомендации учителя и ученых  по выполнению домашнего задания третьеклассниками...

Организация выполнения домашнего задания

Классный руководитель: Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая.1. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный реж...

организация выполнения домашнего задания

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая.1. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить...