Мысли о А. С. Макаренко
статья
Заметка для круглого стола, посвящённого 130-летию со дня рождения А. С. Макаренко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mysli_o_makarenko.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мои мысли о А. С. Макаренко
Моё знакомство с творчеством А. Макаренко началось с фильма «Путёвка в жизнь». Он очень нравился моим родителям, и, соответственно, мне, а почему — не знаю, не помню, маленькая была - в садик ходила.
Учась в школе, классе в 6-7 прочитала «Педагогическую поэму». Книга мне очень понравилась, тем более, что пришло понимание, почему фильм «Путёвка в жизнь» так нравился моим родителям, был им близок: мой папа в блокаду стал беспризорником и от кривой дорожки его спасло ремесленное училище (на 13 линии ВО), куда его, как сироту - беспризорника определила милиция в группу последнего блокадного набора. Трудовое воспитание в коллективе единомышленников (принципы воспитательной работы А. Макаренко) сделали своё дело: мой отец стал одним из лучших слесарей-инструментальщиков сначала на заводе «Электроаппарат», а потом на объединении «Ленинец». Это первое прочтение книги «Педагогическая поэма» и зародило во мне желание работать с детьми.
В старших классах школы я перечитала «Педагогическую поэму», прочитала «Флаги на башнях» и моё желание работать с детьми окрепло. Я поступила в пед. училище, потом в институт и до сего дня работаю в школе. Т. е. я могу с уверенностью сказать, что творчество А. Макаренко сформировали меня как специалиста, педагога, его книги легли в основу моей трудовой деятельности.
Не скрою, с каждым годом учить детей всё труднее: и дети другие, и требования, и время, и запросы общества и т. д. А изменились ли педагогические и воспитательные принципы? Перечитав ещё раз «Методические рекомендации воспитательного процесса» и «Педагогическую поэму» пришла к выводу: всё осталось прежним, только называется по другому. Например:
Цитата или тезис А. Макаренко | Современная интерпретация, значение |
«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям» | Учёт индивидуальных особенностей |
У каждого учащегося должно быть 2-3 «любимых» учебных предмета, должна быть возможность выбора занятий по интересам в кружках и секциях. | Именно так строится работа по организации внеурочной деятельности. В соответствии с ФГОС каждый учащийся школы должен заниматься внеурочной деятельностью по различным направлениям развития личности. |
«Добиваться освоение посильных для данного человека уровней освоения учебного «предмета». | Принцип «минимакса» (школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого знания по минимальному уровню (А. А. Леонтьев), градация освоения учебного материала по уровням (минимальный, базовый, максимальный) или по зонам развития (у Л. В. Эльконина) |
При организации воспитательной работы важны: организация коллектива, самоуправление, дисциплина и режим, перспектива в развитии, стиль в работе с коллективом. | Очень современно, данные принципы остались неизменны. |
«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?» | «Сопротивление личности», «логика моральной проповеди». Как точно и тонко сказано. Разобраться в этом лично мне помогли книги Д. и Дж. Элиум «Воспитание дочери» и «Воспитание сына». Эти книги настраивают на положительное видение всего воспитательного процесса, т. е. в любом, даже отрицательном поступке, ищи положительное, ведь этот поступок совершён ребёнком не для того, чтобы сделать нам плохо, а потому, что ребёнок не знает, как поступить правильно или он нашёл только такой способ показать, что ему плохо. |
«С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое» | Данную цитату посвящаю нашим министрам. Читайте и перечитывайте её почаще. Может тогда их законотворчество в области образования и воспитания будет более разумным и адекватным. |
Данную таблицу можно продолжать и далее, но остановлюсь, т. к. данная заметка не ставит перед собой цель полного и подробного анализа педагогического и творческого наследия А. Макаренко.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время полнее всего педагогический опыт А. Макаренко, на мой взгляд, применяется при социализации воспитанников детских домов и интернатов, а именно при организации семейных детских домов. А это очень нужное и важное дело.
Максимова Людмила Павловна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 510.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень идей эффективного семейного воспитания по произведению Антона Семёновича Макаренко «Книга для родителей».
С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности. А. С. Макаренко — педагог-новатор, ...
Основные положения педагогики А.С. Макаренко
В данной работе изложены биографические сведения об А.С. Макаренко, основные педагогические принципы и его требования к личности учителя....
Деятельностный подход в опыте А.С Макаренко и современном образовании. Исследовательская деятельность младших школьников.
Требования ФГОС через исследовательскую деятельность в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Из опыта работы учителя....
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.
Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...