Мысли о А. С. Макаренко
статья

Максимова Людмила Павловна

Заметка для круглого стола, посвящённого 130-летию со дня рождения А. С. Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mysli_o_makarenko.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Мои мысли о А. С. Макаренко

        Моё знакомство с творчеством А. Макаренко началось с фильма «Путёвка в жизнь». Он очень нравился моим родителям, и, соответственно, мне, а почему — не знаю, не помню, маленькая была -  в садик ходила.

        Учась в школе, классе в 6-7 прочитала «Педагогическую поэму». Книга мне очень понравилась, тем более, что пришло понимание, почему фильм «Путёвка в жизнь» так нравился моим родителям, был им близок: мой папа в блокаду стал беспризорником и от кривой дорожки его спасло ремесленное училище (на 13 линии ВО), куда его, как сироту - беспризорника определила милиция в группу последнего блокадного набора. Трудовое воспитание в коллективе единомышленников (принципы воспитательной работы А. Макаренко) сделали своё дело: мой отец стал одним из лучших слесарей-инструментальщиков сначала на заводе «Электроаппарат», а потом на объединении «Ленинец». Это первое прочтение книги «Педагогическая поэма» и зародило во мне желание работать с детьми.

        В старших классах школы я перечитала «Педагогическую поэму», прочитала «Флаги на башнях» и моё желание работать с детьми окрепло. Я поступила в пед. училище, потом в институт и до сего дня работаю в школе. Т. е. я могу с уверенностью сказать, что творчество А. Макаренко сформировали меня как специалиста, педагога, его книги легли в основу моей трудовой деятельности.

        Не скрою, с каждым годом учить детей всё труднее: и дети другие, и требования, и время, и запросы общества и т. д. А изменились ли педагогические и воспитательные принципы? Перечитав ещё раз «Методические рекомендации воспитательного процесса» и «Педагогическую поэму» пришла к выводу: всё осталось прежним, только называется по другому. Например:

Цитата или тезис А. Макаренко

Современная интерпретация, значение

«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям»

Учёт индивидуальных особенностей

У каждого учащегося должно быть 2-3 «любимых» учебных предмета, должна быть возможность выбора занятий по интересам в кружках и секциях.

Именно так строится работа по организации внеурочной деятельности.  В соответствии с ФГОС каждый учащийся школы  должен заниматься внеурочной деятельностью по различным направлениям развития личности.

«Добиваться освоение посильных для данного человека уровней освоения учебного «предмета».

Принцип «минимакса» (школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого знания по минимальному уровню (А. А. Леонтьев), градация освоения учебного материала по уровням (минимальный, базовый, максимальный) или  по зонам развития (у Л. В. Эльконина)

При организации воспитательной работы  важны: организация коллектива, самоуправление, дисциплина и режим, перспектива в развитии, стиль в работе с коллективом.

Очень современно, данные принципы остались неизменны.

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

«Сопротивление личности», «логика моральной проповеди». Как точно и тонко сказано. Разобраться в этом лично мне помогли книги Д. и Дж. Элиум «Воспитание дочери» и «Воспитание сына». Эти книги настраивают на положительное видение всего воспитательного процесса, т. е. в любом, даже отрицательном поступке, ищи положительное, ведь этот поступок совершён ребёнком не для того, чтобы сделать нам плохо, а потому, что ребёнок не знает, как поступить правильно или он нашёл только такой способ показать, что ему плохо.

«С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое»

Данную цитату посвящаю нашим министрам.  Читайте и перечитывайте её почаще. Может тогда их законотворчество в области образования и воспитания будет более разумным и адекватным.

        Данную таблицу можно продолжать и далее, но остановлюсь, т. к. данная заметка не ставит перед собой цель полного и подробного анализа педагогического и творческого наследия А. Макаренко.

        В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время полнее всего педагогический опыт А. Макаренко, на мой взгляд, применяется при социализации воспитанников детских домов и интернатов, а именно при организации семейных детских домов. А это очень нужное и важное дело.

Максимова Людмила Павловна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 510.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень идей эффективного семейного воспитания по произведению Антона Семёновича Макаренко «Книга для родителей».

С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности. А. С. Макаренко — педагог-новатор, ...

Основные положения педагогики А.С. Макаренко

В данной работе изложены биографические сведения об А.С. Макаренко, основные педагогические принципы и его требования к личности учителя....

Деятельностный подход в опыте А.С Макаренко и современном образовании. Исследовательская деятельность младших школьников.

Требования ФГОС через исследовательскую деятельность  в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Из опыта работы учителя....

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""

КОНСПЕКТ УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...