Урок - сочинения по картине Левитана И.И. "Золотая осень"
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
Тема:Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.
2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Задача урока: формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства;
2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;
3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.
4. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: урок развития речи
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовительная работа
- Кто из вас бывал в осеннем лесу?
- Что особенно интересного вы там заметили?
- Опишите ваше настроение.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. С. Пушкин
- О какой поре осени говорится в стихотворении А. С. Пушкина?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.
IV. Работа по теме урока.
1. Библиографические сведения о художника
-Про картины И. Левитана говорят «Пейзаж настроения». Как вы понимаете эти слова?
Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.
Посмотрите на некоторые работы художника.
Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как «Март», « Весна. Большая вода», «Берёзовая роща» и другие
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.
2.Рассматривание репродукции картины.
3. Беседа по содержанию картины
1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?
2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона)
3) Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве)
3) Что изображено на переднем плане?
(Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).
4) Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.
(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).
5) Почему? Как вы думаете?
( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)
6) Что растет по берегам речки?
(По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).
7) Почему осень на картине названа золотой? Что это значит?
8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в сухую или дождливую погоду?
9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?
10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки.
Почему окраска у них разная?
11) Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские
дома такие маленькие?
(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)
12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?
(Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть)
4. Слова для справок:
Хоровод, легкие сарафаны, конусообразная крона, ярко-желтый наряд, красновато-розовый, темно-коричневая, нежно-голубое, пронизана, прозрачный.
Березки в легких сарафанах водят хоровод на опушке леса.
Конусообразная крона у одинокостоящей березы.
Ярко-желтый наряд у берез.
Красновато-розовый кустарник у берега реки.
Темно-коричневая опавшая листва.
Нежно-голубое небо. По нему плывут облака.
Картина пронизана солнечным светом.
Прозрачный воздух.
5. Примерный план.
- Осень наступила.
- Лес точно терем расписной.
- Река луговая.
- Моё отношение к картине.
6. Воспользуйся вспомогательным текстом.
Картина пронизана осенним бодрящим воздухом. Краски радуют наш глаз, заставляют забыть, что эта красота мимолётна. Но мы знаем, что за сухой и теплой осенью начнутся ненастные дни и природа сбросит свой праздничный наряд.
Мы видим на картине вместе с золотисто-багряными красками рыжеватую, побуревшую траву и опавшие листья. Листья падают у нас на глазах один за другим, тихо, прощально, образуя летящие гирлянды.
Художник нарисовал картину с чувством любви к родной природе, родному краю.
Воспользуйся эпиграфом:
Эпиграф – изречение, краткая цитата, которая пишется в начале произведения или его части и характеризует их основную идею.
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!
А. С. Пушкин
И. И. Левитан «Золотая осень».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.
Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...
Урок русского языка 3 класс Тема:Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"
Подробный конспект урока по русскому языку в третьем классе. Сочинение - описание по картине художника В.Д. Поленова "Золотая осень". Кратко знакомятся с биографией художника, учатся составлять устный...
Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обучающее сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень".
Здесь содержится конспект урока и презентация к уроку....
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"
Урок развития речи....
Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине В.Д Поленова "Золотая осень" 3 класс"
Цель: Формирование умения воспринимать художественные образы картины.Задачи:· познакомить с творчеством В.Д.Поленова·...
Карточка-сопровождение к уроку развития речи "Сочинение по картине И.С. Остроухова "Золотая осень"
Данная карточка поможет второклассникам сотавить предложения по картине....
Конспект урока Сочинение по картине В. Д. Поленов «Золотая осень». 3 класс.
Конспект урока Сочинение по картине В. Д. Поленов «Золотая осень» 3 класс....