Диагностика внимания...
материал на тему
Предварительный просмотр:
Диагностика внимания
Внимание- это особое состояние активности человека в виде направленной сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание является регулирующей подсистемой личности, одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.
Выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (намеренное, целенаправленное) внимание.
Основные характеристики внимания:
Объем внимания – это информационная емкость, т.е. количество одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объектов.
Концентрация и устойчивость внимания – это способность не отклоняться от цели, от направленности психической активности и удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация внимания – важная энергетическая база умственной работоспособности школьника.
Переключение внимания- способность перемещать его с одного объекта на другой, оно лежит в основе перехода от одного вида деятельности к другому.
Противоположное вниманию состояние – рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания.
Характеристика внимания у детей с ЗПР:
-отвлеченное внимание, сниженный уровень концентрации;
-частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности;
-сточки зрения объекта восприятия характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации.
Для выявления уровня развития внимания предлагается доступная методика – детский вариант корректурной пробы Бурдона.
Методика диагностики внимания
Ребенку дается устная инструкция: «Зачеркни в каждой строчке все фигурки, похожие на фигурки, данные в образце». Совместно с учителем ученик зачеркивает фигурки в строчке-образце на отдельном листочке. На выполнение самостоятельной работы в бланке дается 4 минуты. Необходимо после каждой минуты провести вертикальную черту на том месте в бланке, где в данный момент работает ребенок.
Обработка результатов
- концентрация внимания определяется следующим образом. Подсчитывается количество правильных действий; за каждое из них присваивается балл. Правильными операциями считаются правильно зачеркнутые и правильно незачеркнутые фигурки. Таким образом, максимальное количество баллов за тест – 105. по количеству баллов определяется уровень концентрации внимания.
Оценочная шкала
Уровень концентрации внимания | Количество баллов |
Выше среднего | 90 и более |
средний | 70-89 |
Ниже среднего | 60-69 |
низкий | 59 и менее |
- устойчивость внимания, определяется психической работоспособностью, выявляется на динамике скорости действий ребенка. Подсчитывается количество действий с фигурками, выполненных за каждую минуту рабочего времени (внутри минутных интервалов, отмеченных по секундомеру вертикальными черточками).
Оценочная шкала
Уровень работоспособности выше среднего | Скорость действий сохраняется примерно одинаковой, сочетается с хорошей точностью действий. |
средний | Незначительно падает |
Ниже среднего | Значительно падает к концу работы |
низкий | Значительно падает уже к середине работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: клиника, диагностика, патогенез, современные подходы к терапии и коррекции.
Актуальность данной проблемы выбрана не случайно, так как в последнее время прослеживается тенденция к увеличению детей имеющих подобный диагноз. В данной презентации доступно для родителей и ...
Синдром нарушения внимания и гиперактивности у детей: диагностика и пути коррекции
Статья содержит: факторы развития гиперактивности, симптомокомплекс СНВГ, данные статистики, пути коррекции, советы родителям: "Как себя вести родителям с гиперактивным ребёнком", "Как реагировать на ...
Диагностика развития внимания у детей 3-10 лет
Диагностика развития внимания у детей 3-10 лет...
Диагностика развития внимания
Каждый родитель без труда дома пожет провести подобные тесты....
Диагностика и развитие внимания у дошкольников и младших школьников
Данная работа позволяет ознакомиться с теоритическими определениями внимания, как психического процесса. В работе представлены игры и упражнения, направленные на развитие внимания у младших школьников...
Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Как диагностировать синдрома дефицита внимания с гиперактивностью ?Выделяют три наиболее ярких признака данного синдрома ДВ.Однако может быть только повышенная двигатель-ная активность, но без д...
Диагностика внимания и памяти
Диагностика внимания...