«Способы оценивания достижений учащихся в начальной школе»
статья (1 класс) по теме
В данной статье я описала свои размышления о системе оценивания в начальной школе, поделилась способами оценивания в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_otsenivaniya_dostizheniy_uchashchihsya_v_nachalnoy_shkole.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Способы оценивания достижений учащихся в начальной школе»
Оценка, казалось бы, совершенно ясное и конкретное понятие, которое в последнее время вызывает ожесточенные споры среди учителей. Можно долго дискутировать на тему, а нужны ли нам оценки. И действительно, существует великое множество статей, гласящих о том, что оценка есть “зло” и, вот, именно она и ничто другое не может так приводит к падению самооценки и, как следствие, падению желания учиться у учеников.
Безусловно, оценка может “больно ранить” ребенка, но в тоже время хорошая оценка способна поднять ученика на пьедестал. Также следует отметить, что зачастую дети приходят в школу с завышенной самооценкой, и именно оценка, поставленная сторонним наблюдателем, а именно учителем способна вернуть ученика с небес на землю, откорректировать самооценку. Лично я сторонник системы, в которой присутствует оценивание и в той или иной степени, и мне хотелось бы рассказать о тех методах оценивания, которые я использую в своей практике. Я говорю не только об оценивании баллами, но и о методах, используемых на этапе безотметочного обучения, ведь оценивания происходит и там, то есть о любых методах оценивания, за исключением бальной системы. Альтернативные, бальной системе, методы будут являться пропедевтикой, так скажем, вводным курсом в систему оценивания к которой мы все равно придем во втором классе.
Еще раз оговорюсь, методов огромное множество и каждый педагог вправе выбирать тот, который ему по душе. Исключением является пятибалльная шкала оценивания, вступающая в свои права со второго класса и действующая до окончания школы. Выставление баллов носит не хаотичный характер и не выставляется по единственному желания учителя, хотя доля субъективизма, конечно, присутствует, а включает в себя строгий порядок выставления оценки.
Все - таки, мне бы хотелось остановиться на безотметочном обучении, вот тут у педагога есть огромный инструментарий, остается лишь сделать выбор. Думаю ни для кого не секрет, что при безотметочном обучении приоритетной становится самооценка, как результат оценочной деятельности ученика, а отметка играет роль относительного результата движения ребёнка по лестнице развития и усвоения необходимых знаний, умений и навыков .
Ярким представителем такого оценивания являются диагностические карты. Состоят карты из бланка и тематического приложения. В бланк заносятся результаты диагностики в процентах (отношение правильно выполненного объёма работы к общему объёму учебных знаний и умений). В тематическом приложении определена тема и ключевые знания, умения и навыки, формируемые по данной теме. Диагностические карты нужны для оценивания учебных достижений младших школьников с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки. Учащиеся наглядно видят своё продвижение в учёбе, легче адаптируются к новым условиям школьного обучения.
Следующий вариант оценивания - это рейтинговый контроль. Рейтинг учащегося - это индивидуальная комплексная оценка его успеваемости. За выполнение разнообразных заданий обучающиеся получают фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем, эти баллы суммируются и служат основой для выставления определённой оценки. Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Например: максимальное количество балов за каждый вид работы 10, минимальный 0. Во время урока учитель заполняет таблицу. По количеству баллов выставляется оценка. Такие таблицы можно составлять на двух – трех учеников за урок.
Если мы заговорили о безотметочном обучении, то нельзя обойти стороной такой метод оценивания как - портфолио. Портфолио позволяет каждому ученику почувствовать себя в состоянии успеха, что способствует росту самооценки.
Следующий вариант - «Волшебная линеечка». Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Еще одни метод оценивания - «Светофор». Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Особое внимание следует уделить самооценке.
Варианты самооценки:
- Способ оценивания устных ответов на любом предмете (оценка себя и одноклассников). На первых этапах ученики работают по шаблону, который можно вывести на доску или распечатать на карточке, которая имеется у каждого ребенка. Очень быстро дети запоминают алгоритм оценивания и способны работать без подсказки.
Оценивание устных ответов
_____отвечал чётко – неуверенно
быстро – медленно
без ошибок – допустил …
Я считаю, что …
Я советую ______ ….
- Учителя на уроках используют небольшие проверочные работы, которые дети могут проверить и оценить самостоятельно. Для оценки и самооценки можно использовать следующий алгоритм:
Оценивание при выполнении
письменных мини-заданий
(словарь, морфемный разбор, небольшое списывание, мини-диктант)
_____ выполнил работу
без ошибок - с ошибками (сколько)
аккуратно – небрежно
красиво - или нет
Думаю, ______ заслужил «5»
После проведения работы, дети проверяют ее правильность по образцу и анализируют свою работу. Учитель выборочно просит учеников озвучить свой результат или результат одноклассника. Данный вид самоанализа помогает ученикам объективно смотреть на свои успех и объективно относится к успехам товарища.
Хотим мы этого или нет, но без оценочной деятельности в школе не обойтись, ситуации неуспеха укажут ученику на его промахи, что будет мотивировать ученика к устранению пробелов в знаниях, а вот ситуация успеха положительно скажутся на дальнейшем обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"
Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы в ...
Методический пакет. Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете ФГОС
Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы в ...
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ: МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ основной образовательной программы начального общего образования в свете требований ФГОС.
Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и самостоят...
Оценка достижений учащихся в начальной школе
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средст...
Оценка достижений учащихся в начальной школе
Как оценить деятельность учащихся в начальной школе...
Система оценивания достижений учащихся начальной школы
Система оценивания достижений учащихся начальной школы...