Проектная задача "Симметрия"
методическая разработка на тему
Использование знаний и умений из курса математики о симметрии в нестандартной модельной ситуации требующей их совместного применения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_zadacha_simmetriya.docx | 254.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача «Симметрия. Паркеты»
Предмет | Математика | ||||
Класс, четверть | 1-4, 3 четверть | ||||
Тип задачи | Межпредметная проектная | ||||
Алгоритм решения проектной задачи | |||||
Цели и Педагогические Задачи (педагогический Замысел) | 1.Использование знаний и умений из курса математики о симметрии в нестандартной модельной ситуации требующей их совместного применения знаний. 2.Учебное сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи. | ||||
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Понимание значения слова симметрия, классификация видов симметрии и её построение. Развитие мышления учащихся при отработке умения построения симметричных фигур. Подготовка школьников к практической деятельности. Математика: 1.Распознавание геометрических фигур Общеучебные умения:
Плану, по образцу). 2. Умение придерживаться правил работы в группе . 3. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): взаимопомощь, взаимоконтроль | ||||
Планируемый педагогический результат | 1.Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. 2.Сформированность знаний и умений в создании паркетов на основе программы морфологическая анализа. 3. Сформированность умений, работая в малой группе, Создать конечный «продукт» – самостоятельную разработку паркета. | ||||
Критерии оценки сформированности УУД | 1.Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий. 2. Умение применять их для решения практической задачи. 3. Умение действовать согласно инструкции. 4. Умение обосновывать решения. 5. Публичная презентация результатов (показ и реклама своего продукта – паркета). Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа. | ||||
Формы и методы реализации проектной задачи | Творческие задания, работа в микрогруппах (4 чел.), групповые проекты, игровые технологии, ИКТ | ||||
Средства обучения | Презентация с конкретными примерами паркетов, карточки с заданиями, конверты с цветными геометрическими фигурами для создания паркета, клей, бумага формата А5, ПК, графический редактор «Paint» | ||||
Формируемые и оцениваемые УУД | Личностные УУД – способность проявлять толератность по отношению к сверстникам, формирование личностной рефлексии, умение прислушиваться к аргументам других участников. Коммуникативные УУД – умение работать в группе, вступать в диалог, высказывать свое мнение и убеждать собеседников, умение договариваться и проявлять деловое лидерство. Познавательные УУД – умение видеть проблему и находить способы ее решения, умения и навыки прове- дения эксперимента, умение делать выводы, работать с информацией. Регулятивные УУД – умение ставить цели, принимать решения, планировать свою деятельность, а так же кон- тролировать свое время, адекватная самооценка и само- контроль |
Замысел проектной задачи. Проектная задача ставится исходя из того, что не все учащиеся знакомы с понятием «симметрия». В начале проектной задачи учащиеся делятся на 4 группы. Учитель вводит новое понятие «симметрия» (1-2классы) и понятие симметрии-паркет (1-4 классы). На основе работы с копилками дети выявляют виды симметрии и классифицируют их. Демонстрация образцов паркетов. Затем каждая группа получает техническое задание. Члены групп должны представить себя в роли представителей строительной фирмы, которая получила заказ на разработку паркета для дома Бабы Яги. Учитель объясняет, что Баба Яга купила новую избушку и ей срочно нужен паркет в дом. Но есть условие: для каждой комнаты он должен быть разным. 1 группа разрабатывает паркет для кухни, 2 группа – для гостиной, 3 группа – для спальни, 4 группа – для ванной комнаты. Но Баба Яга не доверяет ребятам такое ответственное задание и поэтому их проверяет. Учитель выдает им карточки с заданиями от Бабы Яги, в которых прове-ряется усвоение материала прошлого урока: построение симметричных фигур. Выполненные задания помогут учащимся справиться с проектной задачей. Та группа, которая лучше справляется, выбирает, какой паркет, в какой комнате будет делать. Для создания образцов паркета каждая группа составляет и работает с морфологической таблицей.
Морфологическая таблица
Кухня
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Цвет | |||||
Форма | |||||
Рисунок/фигуры | |||||
Вид симметрии | |||||
Материал | |||||
Размер |
Обсуждают образцы паркетов, выбирают лучший и приступают к созданию паркета для своей комнаты.
Цель, которую должны достичь дети. Самостоятельное создание паркета. Учащиеся должны дать название своему проекту, прорекламировать паркет, дав экономическое и экологическое обоснование своей работы. Приветствуются вопросы от групп. В конце урока предусмотрена рефлексия.
Первый этап. Описание проектной задачи.
Ребята, сегодня мы с вами выполняем заказ Бабы Яги. Представьте себя в роли дизайнеров строительной фирмы, которая принимает заказы на разработку строительных материалов. Давайте рассмотрим заказ, который хочет сделать Баба Яга. (Показ презентации)
Баба Яга. Здравствуйте, ребята. Я купила новую избушку. Хочу, чтобы как у людей было: красивый паркет в гостиную, спальню, ванную, кухню. Слышала про вас, ребята, много хорошего. Говорят, вы хорошо разбираетесь в информатике. Разработайте для меня эскиз паркета. Но мой паркет должен быть особенным, чтобы ни у кого такого не было! Узнаю, что такой же паркет у кого-нибудь есть, ох и рассержусь на вас, ребятушки!
В жизни встречается столько обманщиков, вот я решила вас тоже проверить. Хочу убедиться, что вы справитесь с моей работой. Для вас я приготовила несколько заданий. Задания сложные. Но тот, кто прошлый урок слушал внимательно, тот легко справится с моими заданиями. Толь-ко после выполнений заданий можно будет приниматься и за мой заказ. Всем удачи, ребятушки. Жду ваших эскизов.
Учитель. Ребята, заказ у нас очень интересный. С заданиями обязательно справитесь. Я в вас верю. Ну что же, начинаем.
Второй этап.
1.Понятие «симметрия» (1-2классы) и понятие симметрии-паркет (1-4 классы).
2. Работа с копилками дети выявляют виды симметрии и классифицируют их.
3. Демонстрация образцов паркетов.
4. Работа с морфологической таблицей.
Итак, что мы начали с вами изучать на прошлом уроке? (Симметрию.)
Что такое симметрия? (Симметрия – это удивительное математи-ческое явление: соразмерность в расположении частей чего-нибудь, строгая правильность.)
Скажите ребята, а где вы можете встретиться с симметрией? (Отражение в воде, снежинка, лист, ножницы и т.д.)
Задание 1. Баба Яга просит вас определить на рисунках симметрию. Время выполнения задания – 5 минут. Ответ должен быть аргументиро-ван. Каждая группа работает с одной карточкой.
Накакомрисункеестьсимметрия?
Накакомрисункеестьсимметрия?
Задание 2. Нарисуйте при помощи графического редактора по 4 симметричных объекта. Время выполнения задания – 10 минут. Рисунок должен быть продемонстрирован и аргументирован.
Учитель. Молодцы, ребята, отлично справились с заданиями Бабы Яги. Сегодня я хочу познакомить вас с особенными орнаментами, которыми можно заполнить всю поверхность без промежутков. Такие орнаменты называют паркетами.
Паркеты настолько часто встречаются в жизни, что мы даже их не замечаем. Тетрадный лист в линейку и в клетку – это тоже паркет из клеточек и линий. Вы, конечно, видели дома или в учреждениях пол, выложенный дощечками, плотно прилегающими друг к другу. Это паркетный пол. Наш линолеум в классе подражает паркету. Обратите внимание: при построении паркета характерно повторение цвета и формы. Паркет – это симметричное изображение.
А сейчас мы будем создавать паркеты сами. Это снова задание Бабы Яги. Работать будем в группах. Выполните паркет по образцу, используя заготовки деталей.
Для того чтобы работа шла быстро и слаженно, разделите ее: один будет намазывать детали клеем и советовать, другой – приклеивать. Можно работу менять.
Образец для | Образец для | Образец для | Образец для |
1-й группы | 2-й группы | 3-й группы | 4-й группы |
Комментарии. Задания выполняются в группах. На задание выделяется 15 минут. Работы обязательно демонстрируются всему классу. Необходимо обратить внимание учащихся на аккуратность, симметричность, одинаковость деталей.
Учитель. Молодцы, ребята. Паркеты получились замечательные. На следующем уроке вам необходимо самостоятельно разработать эскиз паркетов, причем в компьютерном варианте, используя известную вам программу «Paint».
Второй день . Разработка паркета Учитель. На прошлом занятии мы получили заказ от Бабы Яги на
разработку паркета. Паркет разрабатывается в графическом редакторе
«Paint».
Детали паркета рисуются при помощи инструмента «Линия» или геометрических фигур. Эта программа вам уже знакома. Одинаковые де-тали рисунка копируйте. Кто мне покажет, как происходит копирование деталей? (Учащиеся показывают операцию копирования.)
Рекомендую сначала выполнить эскиз на бумаге, только затем в компьютерной программе. Начинайте рисовать.
Какую особенность имеют паркеты? (Рисунок должен быть сим-
метричным. Для паркета также характерна повторяемость деталей.)
Для поворота деталей используйте операцию: рисунок – отразить – по-вернуть. Выберите соответствующее действие:
Паркеты обязательно сохраните. Сейчас определимся, какой паркет делает каждая группа. Это мы сделаем по предыдущим заданиям. (Учащиеся выбирают паркет: для гостиной, для ванной комнаты, для кухни, для спальни).
Третий день . Демонстрация паркетов Учитель. На прошлом уроке каждая группа создала паркет для из-
бушки Бабы Яги. Сейчас группы на экране нам покажут свой проект и постараются убедить нас, что их паркет самый лучший.
Молодцы, ребята. Паркеты получились оригинальные, нет одинакового рисунка. Я думаю, что Бабе Яге они понравятся. По секрету вам скажу, что она их уже посмотрела. Давайте послушаем, что она сказала.
Баба Яга. Все паркеты мне очень понравились. Отличная у меня получится избушка! Как только сделаю ремонт, позову вас в гости. Спасибо вам всем за работу и идею. До скорой встречи!
Рефлексия. Откройте свои рабочие тетради и обведите в кружочек тот смайлик, который соответствует оценке вашей работы. А также попросите своих одноклассников и учителя оценить вашу работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....