Урок как использовать явление диффузии для безопасного обращения с веществами
план-конспект урока на тему
Пропедевтические знания по химии обогащают знания младших школьников об окружающем мире, помогают лучше понять происходящие явления в повседневной жизни, формировать санитарно-гигиенические навыки, обучают безопасному обращению с неизвестными веществами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_diffuzii.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Интегрированный урок - исследование (окружающий мир + химия) «Как использовать явление диффузии для безопасного обращения с неизвестными веществами» проводился в 3 классе по программе «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова.
Образовательная программа: «Школа России»
Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч). Тема «Разнообразие веществ» (2-е занятие)
Вид учебного занятия: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Как использовать явление диффузии для безопасного обращения с неизвестными веществами»
Тема | Разнообразие веществ |
Цель | создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о правилах пользования неизвестными веществами, развивают исследовательские навыки и учатся пользоваться приобретёнными знаниями. |
Задачи | Образовательные задачи: 1.Сформировать представления учащихся о явлении диффузии, веществе, молекуле, атоме, необходимости применения этих знаний для безопасного обращения с неизвестными веществами; о разнообразии неизвестных веществ; 2. Раскрыть причинно – следственную связь между явлением диффузия и техникой безопасности при работе с неизвестными веществами; Воспитательные задачи: формировать осознанное отношение учащихся к технике безопасности при обращении с неизвестными веществами. Развивающие задачи: формировать способности самостоятельно выдвигать гипотезы; умений работать в группе, самостоятельно. Формирование УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель занятия; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, проблемные ситуации и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Диффузия, вещество, молекула, атом, движение веществ, перемешивание веществ, техника безопасности |
Ресурсы: | энциклопедии, материалы интернета, эксперимент, мультимедиапроектор, экран, компьютер, магнитофон, карточки с заданиями. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах |
Этапы урока и дозировка времени | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Общие методические указания |
Организация класса. 2 мин Чтение стихотворения Введение значка для самооценки | - Я рада снова видеть Вас и хочу поделиться хорошим настроением. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - А у вас какое сегодня настроение? Отметьте его на карточке настроения. - На партах у вас приготовлены улыбки-фишки. Для чего?
| Приветствие учителя. (Слушают учителя) - Чтобы оценивать работу. | Стихотворение. |
Целеполагание и мотивация. 2 мин Проблемная ситуация Повторение 2 мин Беседа Новая тема. 10 мин Проведение опытов (учитель химии) Работа в группах. Повторение опорных знаний. Взаимопроверка. Самооценивание Рефлексия 5 мин Самооценка. Домашнее задание | Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас! Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. Но часто эти попытки приводят к плачевным результатам. За последнее время в Красноярском крае участились случаи отравления детей бытовым газом. Только за лето в крае погибли 4 подростка. Последний трагический случай произошел 20 октября 2011 года. После вдыхания из баллона бытового газа скончался 14-летний подросток. (слайд 1). -Газ мы видим? Почему же он так опасен? (неизвестное вещество) - Может ли мне кто-нибудь сказать, чем так опасно вдыхание газов? (вызывает отравление, а самое опасное взрывается). - Так необходимы ли нам знания безопасного обращения с неизвестными веществами? - Значит, чему будет посвящено наше занятие? (Открытию нового знания) - Кто готов поставить цели нашего занятия? *доказать необходимость применения знаний для безопасного обращения с неизвестными веществами; * экспериментально подтвердить необходимость знаний по технике безопасности. (слайд 2) 1. Актуализация знаний. - С уроков окружающего мира мы знаем, что вещество – это то, из чего состоит любое тело. - А из чего состоят вещества? (из атомов и молекул). - Кто- нибудь из вас вспомнит, кто объяснил в своём учении разнообразие веществ в природе и доказал существование атомов и молекул? - Верно, это великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. (слайд 3) В ноябре ему исполнилось 300 лет со дня рождения 2. Понятие «молекула». -«Молекула» — в буквальном переводе «массочка». (слайд 4) Если бы можно было уложить в один ряд вплотную друг к другу 10 000 000 молекул воды, то получилась бы ниточка длиной всего в 2 мм. Они, как и атомы, в простые микроскопы не видны. Только в современные, очень сильные микроскопы можно «увидеть» молекулы. 3. Выявление места и причины затруднения - В каких состояниях могут находиться вещества? (твёрдом, жидком, газообразном). - Что представляет из себя воздух? (газ) - Что мы знаем о воздухе? (бесцветен, прозрачен и не имеет запаха) - Сегодня мы будем говорить о газах. Я вас правильно поняла, что газы невидимы? 4. Демонстрационный опыт - Давайте проведём небольшой опыт. (Учитель брызгает духи) - Что вы ощущаете? Как это объяснить происходящее явление? Мы же не видим, но чувствуем. Почему это происходит? -Распространение запахов происходит из-за того, что молекулы духов движутся. Движение молекул называется явлением диффузии (от лат. diffusio — распространение). Оно заключается в том, что молекулы одного вещества, двигаясь, могут проникать в промежутки между молекулами другого. В любом веществе все молекулы постоянно движутся. Скорость движения молекул зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества. - Давайте теперь с помощью опытов докажем существование и движение молекул. В этом нам поможет учитель химии. Опыт 1. Доказательство существования молекул. Оборудование: вода, марганец, 3 стакана. Вывод: вещества состоят из очень маленьких частиц. Описание опыта В стакане с водой растворим маленький кристаллик марганца. Через некоторое время вода в нем станет малиновой. Отольём немного окрашенной воды в другой стакан и дольём в него чистую воду. Раствор во втором стакане окрашен слабее, чем в первом. Потом из второго стакана снова отольём раствор уже в третий стакан и дольём его вновь чистой водой. В этом стакане вода окрашена еще слабее, чем во втором. Опыт 2. Доказательство перемешивания молекул. Оборудование: спиртовый раствор йода, пробирка с двумя отводами, крахмальный клейстер. Описание опыта: В один конец пробирки помещаем спиртовый раствор йода, а в другой – крахмальный клейстер. Через некоторое время я наблюдаем посинение клейстера. Вывод: молекулы йоды перемешались с молекулами клейстера. Опыт 3. Доказательство движения и перемешивания молекул. Оборудование: нашатырный спирт, раствор фенофталеина, вата, стеклянный цилиндр. Описание опыта:
Вывод: молекулы нашатырного спирта и молекулы фенолфталеина движутся и перемешиваются. Опыт 4. Доказательство перехода молекул из одного состояния в другое. Оборудование: две стеклянные палочки, растворы аммикака и соляной кислоты Описание опыта: Опыт проделываем под наблюдением учителя, т.к. необходимо соблюдать правила обращения с концентрированно кислотой. Смачиваем одну палочку аммиаком, а другую кислотой. Прикасаемся палочками к друг другу и наблюдаем появление дыма. Вывод молекулы одного вещества смешались с молекулами другого и образовалось новое вещество. - Вы согласны? Оцените свою работу. Если нет ошибок, то возьмите себе «улыбку». 1.Игра «Ловушка» (каждой группе выдаётся задание на карточках) Из перечисленных явлений найдите явления диффузии: - перевозка груза; - засолка овощей; - проникновение кислорода в кровь; - переноска кирпичей; -исчезновение дыма из труб в воздухе; - чтение книги; - отпечатывание рисунков в книге на другой странице. 2. Кроссворд
- Что нового вы узнали на занятии? Какой вывод сделаем? 3. Вывод Газ мы не видим, но он попадает в наш организм вследствие явления диффузии. Молекулы газа перемешиваются с молекулами воздуха и при вдыхании этого воздуха организм получает сильнейшее отравление. А отравление по-разному действует на организм, вплоть до смертельных исходов. Делаем вывод: нюхать неизвестные вещества нельзя! - Оцените свою работу «улыбкой». - Много «улыбок» заработали за урок? - За что вы их получили? - Посмотрите, какое настроение было у вас в начале урока, а теперь? Изобразите с помощью мимики лица. - Давайте вспомним строчки из песни « Улыбка»: …Поделись улыбкою своей И она к тебе не раз еще вернется. - Если хотите, поделитесь своими улыбками с гостями нашего урока и вашими друзьям Придумать знаки запрещающие, информирующие, предупреждающие по обращению с неизвестными веществами для составления книж-ки-малышки «Домашние опасности» | -анализируют собственные знания по заданной теме; систематизируют информацию до ее изучения; демонстрируют первичные знания (себе и партнеру) посредством устной и письменной речи; задают вопросы, на которые хо- отели бы получить ответ С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Отвечают на вопросы учителя. Учатся обосновывать свои мысли Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного. В группах после каждого опыта делают выводы - В группах контролер следит за порядком выполнения работы и комментирует ответ у доски; каждый работает; слушает друг друга - Мы сделали все верно, поэтому заработали «улыбку». Делают выводы. Оценивают работу группы | Показ слайда. Введение в тему Ситуация успеха. Показ слайда. Проблема. Показ опыта Выдвижение предположения. Долгосрочный проект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. Урок с использ интеракт. доски.
Урок - повторение. Дети работали с интеракт. доской....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"
Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...
Конспект занятия по теме"Безопаснье обращение с электрическими приборами"
Данный материал содержит содержит конспект занятия о безопасном обращении с электроприборами....
Правила безопасного обращения с ножницами
Правила безопасного обращения с ножницами...
Презентация "Правила безопасного обращения с электричеством"
Данную презентацию можно использовать на внеурочных занятиях по окружающему миру, на классных часах....
"В каморке папы Карло" Безопасное обращение с огнём.
Безопасность жизнедеятельности, занятие, адаптированное для детей с ОВЗ...
Классный час "Безопасное обращение с газом в быту".
Конспект классного часа "Безопасное обращение с газом в быту" для учещихся начальной школы....