Урок как использовать явление диффузии для безопасного обращения с веществами
план-конспект урока на тему

Клепец Елена Александровна

 

Пропедевтические знания по химии обогащают знания младших школьников об окружающем мире, помогают лучше понять происходящие явления в повседневной жизни, формировать санитарно-гигиенические навыки, обучают безопасному обращению с неизвестными веществами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_diffuzii.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Интегрированный урок - исследование  (окружающий мир + химия) «Как использовать явление диффузии для безопасного обращения с неизвестными веществами» проводился в 3 классе по программе «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова.

   Образовательная программа: «Школа России»                                                                                      

Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч). Тема «Разнообразие веществ» (2-е занятие)

Вид учебного занятия: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы «Как использовать явление диффузии для безопасного обращения с неизвестными веществами»

Тема

Разнообразие веществ

Цель

создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о правилах пользования неизвестными веществами, развивают исследовательские навыки и учатся пользоваться приобретёнными знаниями.

Задачи

Образовательные задачи:

1.Сформировать представления учащихся о явлении диффузии, веществе, молекуле, атоме, необходимости  применения этих знаний  для безопасного обращения с неизвестными веществами; о разнообразии неизвестных веществ;

2. Раскрыть причинно – следственную связь между явлением диффузия и техникой безопасности при работе с неизвестными веществами;

Воспитательные задачи: формировать  осознанное отношение учащихся к  технике безопасности при обращении с неизвестными веществами. Развивающие задачи: формировать способности самостоятельно выдвигать гипотезы; умений работать в группе, самостоятельно.

Формирование УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель занятия; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, проблемные ситуации и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Диффузия, вещество, молекула, атом, движение веществ, перемешивание веществ, техника безопасности

Ресурсы:

энциклопедии, материалы интернета, эксперимент, мультимедиапроектор, экран, компьютер, магнитофон, карточки с заданиями.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах


Этапы урока и дозировка времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Общие методические указания

Организация класса.

2 мин

Чтение стихотворения

Введение значка для самооценки

  - Я рада  снова видеть Вас и хочу поделиться хорошим настроением.

  Разве любы  нам хмурые лица

  Или чья-то сердитая речь?

  Ты улыбкой сумей поделиться

   И ответную искру зажечь.

- А у вас какое сегодня настроение? Отметьте его на карточке настроения.

- На партах у вас приготовлены улыбки-фишки. Для чего?

           

Приветствие учителя.

(Слушают учителя)

- Чтобы оценивать работу.

Стихотворение.

Целеполагание и мотивация.

2 мин

Проблемная ситуация

Повторение

2 мин

Беседа

 Новая тема.

10 мин

Проведение опытов (учитель химии)

Работа в группах.

Повторение опорных знаний.

Взаимопроверка.

Самооценивание

Рефлексия

5 мин

Самооценка.

Домашнее задание

Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас! Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. Но часто эти попытки приводят к плачевным результатам.

        За последнее время в Красноярском крае участились случаи отравления детей бытовым газом. Только за лето в крае погибли 4 подростка. Последний трагический случай произошел 20 октября 2011 года.  После вдыхания из баллона бытового газа скончался 14-летний подросток. (слайд 1).

-Газ мы видим? Почему же он так опасен? (неизвестное вещество)

- Может ли мне кто-нибудь сказать, чем так опасно вдыхание газов? (вызывает отравление, а самое опасное взрывается).

- Так необходимы ли нам знания безопасного обращения с неизвестными веществами?

- Значит, чему будет посвящено наше занятие? (Открытию нового знания)

- Кто готов поставить цели нашего занятия?

*доказать необходимость применения знаний для безопасного обращения с неизвестными веществами;

* экспериментально подтвердить необходимость знаний по технике безопасности. (слайд 2)

1. Актуализация знаний.

- С уроков окружающего мира мы  знаем, что вещество – это то, из чего состоит любое тело.

- А из чего состоят вещества? (из атомов и молекул).

- Кто- нибудь из вас вспомнит, кто объяснил в своём учении разнообразие веществ в природе и доказал существование атомов и молекул?

- Верно, это великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. (слайд 3) В ноябре ему исполнилось 300 лет со дня рождения

2. Понятие «молекула».

-«Молекула» — в буквальном переводе «массочка». (слайд 4) 

Если бы можно было уложить в один ряд вплотную друг к другу 10 000 000  молекул воды, то получилась бы ниточка длиной всего в 2 мм.   Они, как и атомы, в простые микроскопы не видны. Только в современные, очень сильные микроскопы можно «увидеть» молекулы.

3. Выявление места и причины затруднения

- В каких состояниях могут находиться вещества? (твёрдом, жидком, газообразном).

- Что представляет из себя воздух? (газ)

- Что мы знаем о воздухе? (бесцветен, прозрачен и не имеет запаха)

-  Сегодня мы будем говорить о газах. Я вас правильно поняла, что газы невидимы?

4. Демонстрационный опыт

- Давайте проведём небольшой опыт.

(Учитель брызгает духи)

- Что вы ощущаете? Как это объяснить происходящее явление? Мы же не видим, но чувствуем. Почему это происходит?

-Распространение запахов происходит из-за того, что молекулы духов движутся.     Движение молекул называется явлением диффузии (от лат. diffusio — распространение). Оно заключается в том, что молекулы одного вещества, двигаясь, могут проникать в промежутки между молекулами другого. В любом веществе все молекулы постоянно движутся. Скорость движения молекул зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества.

 - Давайте теперь с помощью опытов докажем существование и движение молекул. В этом нам поможет учитель химии.

Опыт 1. Доказательство существования молекул.

Оборудование: вода, марганец, 3 стакана.

Вывод:  вещества состоят из очень маленьких частиц.

Описание опыта

В стакане с водой растворим маленький кристаллик марганца. Через некоторое время вода в нем станет малиновой. Отольём немного окрашенной воды в другой стакан и дольём в него чистую воду. Раствор во втором стакане  окрашен слабее, чем в первом. Потом из второго стакана снова отольём раствор уже в третий стакан и дольём его вновь чистой водой. В этом стакане вода окрашена еще слабее, чем во втором.

Опыт 2. Доказательство перемешивания молекул.

Оборудование: спиртовый раствор йода, пробирка с двумя отводами, крахмальный клейстер.

Описание опыта:    В  один конец пробирки помещаем спиртовый раствор йода, а в другой – крахмальный клейстер. Через некоторое время я наблюдаем посинение клейстера.

Вывод: молекулы йоды перемешались с молекулами клейстера.

Опыт 3. Доказательство движения и перемешивания молекул.

Оборудование: нашатырный спирт, раствор фенофталеина, вата, стеклянный цилиндр.

Описание опыта:

  1. Возьмём ватку, смоченную нашатырным спиртом, и прикоснёмся  к  ватке, смоченной фенолфталеином. Увидим, что обе ватки окрасились  в малиновый цвет.
  2. Теперь изменим условия опыта. Ватку, смоченную нашатырным спиртом, помещаем  на дно стеклянного сосуда, а смоченную фенолфталеином прикрепляем  к крышке и накроем  этой крышкой стеклянный сосуд. Через некоторое время смоченная фенолфталеином ватка начнет окрашиваться.

Вывод: молекулы нашатырного спирта и молекулы фенолфталеина движутся и перемешиваются.

Опыт 4. Доказательство перехода  молекул из одного состояния в другое.

Оборудование: две стеклянные палочки, растворы аммикака и соляной кислоты

Описание опыта:

Опыт проделываем под наблюдением учителя, т.к. необходимо соблюдать правила обращения с концентрированно кислотой. Смачиваем одну палочку аммиаком, а другую кислотой. Прикасаемся  палочками к друг другу и наблюдаем появление дыма.

  Вывод  молекулы одного вещества смешались с молекулами другого и образовалось новое вещество.

- Вы согласны? Оцените свою работу.  Если нет ошибок, то возьмите себе «улыбку».

1.Игра «Ловушка»

(каждой группе выдаётся задание на карточках)

 Из перечисленных явлений найдите явления диффузии:

- перевозка груза;

- засолка овощей;

- проникновение кислорода в кровь;

- переноска кирпичей;

-исчезновение дыма из труб в воздухе;

- чтение книги;

- отпечатывание рисунков в книге на другой странице.

2. Кроссворд

  1. Наименьшая частица любого вещества (молекула)
  2. Движение молекул (диффузия)
  3. Учёный, доказавший существование молекул. (Ломоносов)
  4. Простая частица (атом)
  5. Воздух. (газ)

- Что нового вы узнали на занятии? Какой вывод сделаем?

3. Вывод

Газ мы не видим, но он попадает в наш организм вследствие явления диффузии.  Молекулы газа перемешиваются с молекулами воздуха и при вдыхании этого воздуха организм получает сильнейшее отравление. А отравление по-разному действует на организм, вплоть до смертельных исходов. Делаем вывод: нюхать неизвестные вещества нельзя!

-  Оцените свою работу «улыбкой».

- Много «улыбок»  заработали за урок?

- За что вы их получили?

- Посмотрите, какое настроение было у вас в начале урока, а теперь? Изобразите с помощью мимики лица.

- Давайте вспомним строчки из песни « Улыбка»:

 …Поделись улыбкою своей

     И она к тебе не раз еще вернется.

- Если хотите, поделитесь своими улыбками с гостями нашего урока и вашими друзьям

Придумать знаки запрещающие, информирующие, предупреждающие по обращению с неизвестными веществами для составления книж-ки-малышки «Домашние опасности»

-анализируют собственные знания по заданной теме; систематизируют информацию до ее изучения; демонстрируют первичные знания (себе и партнеру) посредством устной и письменной речи;

задают вопросы, на которые хо-   отели  бы получить ответ

С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Учатся обосновывать свои мысли

Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного.

    В группах после каждого опыта делают выводы

- В группах контролер следит за

порядком  выполнения работы и

комментирует ответ у доски; каждый

 работает; слушает друг друга

- Мы сделали все верно, поэтому

 заработали «улыбку».

Делают выводы. Оценивают работу группы

Показ слайда.

Введение в тему

Ситуация успеха.

Показ слайда.

Проблема.

Показ опыта

Выдвижение предположения.

Долгосрочный проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Урок с использ интеракт. доски.

Урок - повторение. Дети работали с интеракт. доской....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"

Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...

Конспект занятия по теме"Безопаснье обращение с электрическими приборами"

Данный материал содержит содержит конспект занятия о безопасном обращении с электроприборами....

Правила безопасного обращения с ножницами

Правила безопасного обращения с ножницами...

Презентация "Правила безопасного обращения с электричеством"

Данную презентацию можно использовать на внеурочных занятиях по окружающему миру, на классных часах....

"В каморке папы Карло" Безопасное обращение с огнём.

Безопасность жизнедеятельности, занятие, адаптированное для детей с ОВЗ...

Классный час "Безопасное обращение с газом в быту".

Конспект классного часа "Безопасное обращение с газом в быту" для учещихся начальной школы....