Работа с текстом М. Садовского "Снеговая кладовая"
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс) на тему
Дополнительный материал к урокам окружающего мира по темам "Вода", "Природные зоны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snegovaya_kladovaya.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Снеговая кладовая
Михаил Садовский
Есть на земле удивительные места, где хранится не только прошлогодний снег, но и позапрошлогодний, и позапозапрошлогодний. Снег и лёд в этих краях никогда до конца не тают, даже летом. Да на самом деле там и не бывает настоящего лета. Здесь, в этих краях, один хозяин - мороз. Он всё копит и копит снег и лёд. И места эти будто кладовые холода. Отсюда, из снеговых кладовых, вырываются на волю свирепые вьюги, метели и бураны. Они разносят холод по всему свету. Но всё равно: сколько бы ветры ни уносили с собой холода, запасы его в кладовых не уменьшаются. О каких же кладовых мы говорим? Где они находятся? Конечно, это Арктика и Антарктика, Северный и Южный полюсы. Туда стремятся отважные люди - полярники.
Зачем? А чтобы изучить характер сурового властелина холода и покорить его. Трудно жить в этих местах. Мороз такой, что даже сталь становится ломкой, а воздух обжигает холодом. Но упорно трудятся полярники - ведь их труд нужен людям. Много у них дел. Они помогают предсказывать погоду, они определяют морские течения и по ним выясняют, как будет дрейфовать лёд, они изучают состав воды в океане. Дрейфующий лед - морской лед, смещающийся в воде под действием ветра.
Посмотри на географическую карту: в самом низу, далеко на юге, огромный материк - Антарктида. Хоть она и на самом юге, но там никогда не бывает жарко. Наоборот, Антарктида - царство холода. Она даже на карте закрашена белым цветом, потому что вся покрыта льдами. Антарктида - огромная ледяная пустыня. А живёт ли кто-нибудь там, в бесконечных снежных полях? На этот вопрос ответили полярники.
Нет, Антарктида необитаема. Даже птицы боятся залетать вглубь её, далеко от берега. А на кромке льда у самой воды хлопочут симпатичные пингвины. Они совсем не боятся людей и не обращают на них внимания. Учёные внимательно изучают их повадки: и как они защищаются от холода, и чем питаются.
Никто не живёт в Антарктиде, а полярники организуют научные экспедиции через всю ледяную страну.
И вот они узнали, что лёд, который покрывает Антарктиду, очень большой толщины - в несколько километров. У берега огромные глыбы льда, подмытые волнами, падают в океан. Ветер и течения уносят их далеко от родной Антарктиды. Эти огромные глыбы льда называют айсбергами. Беда, если корабль столкнётся с айсбергом. Так погибло много кораблей. Чтобы помочь капитанам, полярники изучают береговые льды. Теперь посмотри на карту ещё раз. На самом верху, далеко-далеко на севере, Арктика. Там тоже работают полярники. Они ведут исследования на берегу полярных морей и на льдах Северного Ледовитого океана, на дрейфующих станциях.
Каждый день по радио на Большую землю передают отсюда сводки погоды, сообщают результаты научных наблюдений, которые помогают открыть тайны арктических ветров, северного сияния и движения льдов. Арктическим лётчикам и капитанам огромных кораблей, идущих северными морями, помогают полярники.
Вечные кладовые льда и снега есть не только на далёких Северном и Южном полюсах, но и в других местах земли. Огромные ледники есть в горах Памира. И как ведут себя эти ледники, тоже важно знать - ведь здесь начинаются горные реки, которые несут воду людям. Поэтому в горах работают учёные, наблюдают за ледниками. Ни холод, ни пурга, ни непроходимые ледяные поля не могут помешать отважным людям раскрывать всё новые и новые тайны холода, а чем больше мы будем знать о нём, тем легче нам с ним бороться. Тем легче заставить холод служить людям.
1.Запиши название рассказа ________________________________
2. Кто автор рассказа ______________________________________ 3. Укажи порядок следования предложений в тексте. (Расставь цифры)
Тем легче заставить холод служить людям.
Посмотри на географическую карту: в самом низу, далеко на юге, огромный материк - Антарктида
А на кромке льда у самой воды хлопочут симпатичные пингвины.
О каких же кладовых мы говорим?
4. Какие работы выполняют полярники?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В каких местах на земле есть кладовые льда и снега?
____________________________________________________________________________________________________________________
6. Придумай и запиши 1 вопрос к тексту.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что такое дрейфующий лед?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Напиши рассказ из нескольких предложений на тему «Полярники - отважные люди».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...