Система оценки планируемых результатов.
методическая разработка на тему
Современные средства оценивания планируемых результатов .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:
- ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижениях образовательным учреждением, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки достижений планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок – внешнюю и внутреннюю.
Внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке, как – в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т.д.
Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя – на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Согласованность внешней и внутренней оценки повышает доверие к внутренней оценке, позволяет сделать её более надёжной, способствует упрощению различных аттестационных процедур.
Осуществляется комплексный подход к оценке результатов обучения.
Результаты обучения | Личностные | Метапредметные (Приложение 2). | Предметные |
Комплекс результатов | Личностное развитие, формирование УУД. | Формирование УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных. Результаты, представленные в подпрограмме «Чтение. Работа с текстом» | Достижения планируемых результатов по отдельным предметам. |
Объект оценки | - самоопределение; - смыслообразование; - морально-этическая ориентация. | Общие способности и умения учащихся, т.е. такие умственные действия, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. | Способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе предметных действий. |
Содержание | Оценка сформированности: - внутренней позиции; - гражданской идентичности; - самооценки; - мотивации учебной деятельности; Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений. | Умение учиться, т.·е. совокупность способов действий, которая, обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. | Система основополагающих элементарных научных знаний. Система формирования действий с учебным материалом – применение знаний, их преобразование и получение нового знания. |
Формы оценки | Не подлежат итоговой оценке. | Достижения: - как результат выполнения сконструированных диагностических задач (конкретный вид УУД); - как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. | Традиционная система отметок по 5-балльной шкале |
Вид документального оформления оценки | Возможна текущая оценка - характеристика личностного развития с целью оптимизации личностного развития учащихся, либо для оказания специализированной помощи учащимся. Данная информация должна быть конфиденциальна. | Диагностическая карта. 4-х уровневый результат: 0 б. – менее 50% сформированности действий; 1 б. – 50 – 75%; 2 б. - 75 – 99%; 3 б. – 100%. Результат учитывается при выставлении отметки по конкретному предмету и описывается в качественной характеристике на ученика. (Приложение 1 – к концу 4 кл.; Приложение 2 – Характеристика уровня сформированности УУД к концу каждого класса ) | Табель успеваемости. |
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
Поэтому в текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
·«удовлетворительно/неудовлетворительно», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
·«хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Модель системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ начального образования и её основные компоненты.
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ начального образования
(объект и содержание)
Методы оценки. | Субъективные. | Объективные. |
Инструментарий, процедуры, критерии. | Проекты | Тестирование |
Практические работы | Анкетирование | |
Портфолио | ||
Письменный или устный опрос | ||
Другие | ||
Контроль. | Стартовый, текущий и промежуточный контроль: - контрольные работы; - тестовые работы; - комплексные работы; - Работа с текстом. | Мониторинговые исследования. Аттестация учащихся, педагогических кадров, образовательного учреждения. |
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Портфель достижений обучающегося – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в различных областях. Материалы портфеля достижений допускают проведение независимой внешней оценки, например при проведении аттестации педагогов.
Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
Портфель достижений – результаты деятельности: | |||||||
учебной | творческой | социальной | коммуникативной | физкультурно-оздоровительной | трудовой | ||
Материалы: | |||||||
Детские работы | Систематизированные материалы наблюдений | Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности: | |||||
- Стартовая диагностика; - тетради для контрольных работ по предметам; - тетради для творческих работ; - Читательский дневник; - материалы проектов; - дневник наблюдений; - творческие работы; - фотоизображения примеров исполнительской деятельности; - дневник самоконтроля. | - Оценочные листы; - диагностические материалы; - листы наблюдений. | - участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах; - участие в спортивных соревнованиях. |
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию
На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися
·опорной системы знаний по русскому языку и математике
и овладение следующими метапредметными действиями:
·речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;
·коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
Вывод | «Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.» | «Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями». | «Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования». |
В материалах накопительной системы оценки: | зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня. | зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. | не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня. |
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:
·отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
·определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
·даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.
Портрет выпускника начальной школы:
- Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
- Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
- Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования...
Система оценки планируемых результатов
Презентация-выступление на семинаре директоров школ....
ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 1- 2 КЛАССОВ
Программа системы оценки планируемых результатов освоения ООП начального образования для 1-2 классо по системе Занкова...
Система оценки планируемых результатов ФГОС
Начинающим учителям....
Система оценки планируемых результатов. Методы и технологии оценки, критерии.
В статье раскрывается система оценки планируемых результатов. А также методы и технологии оценки....
Портфолио ученика начальной школы: Система оценки планируемых результатов
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, тв...
Портфолио ученика начальной школы: Система оценки планируемых результатов
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, тв...