Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Начальная школа XXI века"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Данная программа содержит материалы для подготовки Календарно-тематического планирования по следующим дисциплинам:
Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир, Кружок "Юным умницам и умникам", Кружок "Проектная деятельность", ПДД, Тематика классных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_3_klass.rar | 320.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 3 КЛАССА
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА »
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»
2 часа в неделю, всего 68 часа
Составитель:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1034
ЮАО г. Москвы
Кузьмина К.А.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир).
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций,
взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля
и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять
учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую
деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
Познавательные УУД:
Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
Регулятивные УУД:
Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
Коммуникативные УУД:
Способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Содержание программы
3 класс (68 ч)
Введение
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля — наш общий дом
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты.Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода.
Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).
Различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни.
Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники,
хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений.
Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание
растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений.
Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края.
Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
характеризовать значение растений для жизни;
различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
проводить несложные опыты по размножению растений;
приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Грибы
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов.
Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
объяснять отличия грибов от растений;
различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных.
Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
характеризовать роль животных в природе;
приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
составлять описательный рассказ о животных разных классов;
составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в
России»; перечислять причины исчезновения животных;
ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное,
ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения»,« крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
называть древние города, описывать их достопримечательности;
ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царс тва первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Планируемые результаты обучения в 3-ем классе
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).
Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной с траны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 1 класс по программе "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по новым ФГОСам 1 класс, программа "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование 1 класс по программе "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по новым ФГОСам 1 класс, программа "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Школа-2100"
математика №п/п Тема урокаКол-вочасов Тип урока Элементысодержания Требования к уровнюподготовкиобучающихся Видконтроля ДомашнеезаданиеДатапроведен...
Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Школа-2100"
Окружающий мир №ДатаТема урокаУмения и навыки Опыты и наблюдения Домашнее задание І четвертьКак устроен мир (7 ч)1,2...
Календарно-тематическое планирование 1 класс по ФГОС "Школа России"
Русский язык, обучение грамоте, литература, математика, окружающий мир, технология....
Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе "Школа России"
По программе "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
Развернутое календарно-тематическое планирование по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру....