Программа реабилитации детей с ОВЗ
рабочая программа на тему
Основная цель программы: наладить взаимовыгодное взаимодействие между личностью ребенка и обществом, научить его жить в коллективе для улучшения качества жизни каждого.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа реабилитации несовершеннолетних детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель программы: наладить взаимовыгодное взаимодействие между личностью ребенка и обществом, научить его жить в коллективе для улучшения качества жизни каждого.
Задачи:
- Изучение условий жизни ребенка, поступающего в школу-интернат;
- Своевременное выявление проблем, возникших в сфере ближайшего окружения ребенка;
- Принятие мер по исправлению неблагоприятного морально-психологического воспитания детей и своевременной помощи в
- Развитие навыков адекватного межличностного взаимодействия со сверстниками.
- Проводить коррекционную работу
Направления воспитательной работы:
- Личностное развитие, основы социализации и общения;
- Охрана здоровья и физическое развитие;
- Творческое развитие;
- Трудовое воспитание;
- Эстетическое воспитание;
- Основы жизнеобеспечения, самообслуживания.
Цели коррекционной работы:
- Развитие способностей и умений ребенка;
- Совершенствование движений, развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии;
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности, развитие памяти и внимания, пространственных представлений и ориентации;
- Развитие мыслительных операций, формирование умения планировать свою деятельность;
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы (упражнения для релаксации мимики лица, чтение по ролям и т. д.);
- Расширение представлений об окружающем и обогащение словарного запаса.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях и поведении.
Цели режимных моментов:
- Воспитывать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки. Приучать детей к порядку, вырабатывать жизненеобходимые навыки (привычки);
- Развитие здоровья, осанки, координации движения и укрепление мышц;
- Привитие культурно-гигиенических навыков;
- Формирование навыков аккуратности, четкого и обязательного выполнения инструкций;
- Формирование умения правильного питания, аккуратности и организованности;
- Оздоровление детей на свежем воздухе;
- Формировать в детях навыки коллективных игр, давать детям во время игры двигательную разгрузку, развивать наблюдательность и любовь к природе;
- Прививать навыки внимательного и доброго отношения друг к другу. Умение проявлять заботу;
- Прививать навыки самостоятельности при выполнении домашнего задания;
- Формирование навыков личной гигиены;
- Занимать детей исходя из их интересов, чтобы исключить ссоры, шум и возбуждение;
- Развивать внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику, память, мышление и т.д.;
- Корректировать письмо, речь, недостатки в поведении;
- Воспитывать трудолюбие, коллективизм, чувство товарищества, самооценку;
- Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Диагностико-прогностическая деятельность.
№ п/п | Вид деятельности | Содержание работы |
1 | Изучение условий проживания ребенка, социального статуса семьи | -Проведение социальной диагностики; -анкетирование семьи; -сведения о ближайшем окружении. |
2 | Проведение первичной педагогической диагностики ребенка | -ФИО, дата рождения -внешний вид; -фон настроения; -поведение на занятиях в группе; -игра; -общение с детьми и взрослыми; -навыки самообслуживания |
3 | Наблюдение во время режимных моментов | Отношение к обучению: -пассивно-отрицательное -активно-отрицательное -внешне положительное -осознанно-положительное Познавательная активность: -быстрота включения в работу -самостоятельность в работе -доведение работы до конца -отношение к своим успехам -навыки самостоятельной работы -принимает помощь -желание выполнять работу -навыки самоконтроля -самостоятельность в усвоении и применении знаний -применение полученных знаний на практике Особенности поведения: -выраженные расстройства поведения -колебания настроения -повышенная возбудимость -выражение эгоизма Роль в коллективе: -лидер -ведомый -управляем -активен -драчлив -агрессивен Контакт с детьми: -доверительный, доброжелательный -настороженный, тревожный -изменчивый, нестабильный -враждебный, негативный Наличие вредных привычек: -курит -употребляет сп. напитки, наркотики -нецензурно выражается и т.д. |
Наблюдение во время режимных моментов.
ФИО, возраст _______________________________________________________
___________________________________________________________________
№ | Параметры наблюдения | Первичнные | Промежуточные | Заключительные |
1 | Отношение к обучению: -пассивно-отрицательное -активно-отрицательное -внешне положительное -осознанно-положительное | |||
2 | Познавательная активность: -быстрота включения в работу -самостоятельность в работе -доведение работы до конца -отношение к своим успехам -навыки самостоятельной работы -принимает помощь -желание выполнять работу -навыки самоконтроля -самостоятельность в усвоении и применении знаний -применение полученных знаний на практике | |||
3 | Особенности поведения: -выраженные расстройства поведения -колебания настроения -повышенная возбудимость -выражение эгоизма | |||
4 | Роль в коллективе: -лидер -ведомый -управляем -активен -драчлив -агрессивен | |||
5 | Контакт с детьми: -доверительный, доброжелательный -настороженный, тревожный -изменчивый, нестабильный -враждебный, негативный | |||
6 | Наличие вредных привычек: -курит -употребляет сп. напитки, наркотики -нецензурно выражается и т.д. | |||
Первичная педагогическая диагностика ребенка.
ФИО ребенка__________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Адрес прописки и проживания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внешний вид_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фон настроения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поведение на занятиях в группе______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общение с детьми и взрослыми________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Навыки самообслуживания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратить особое внимание на________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Направления коррекционной работы для группы младших школьников.
№ п/п | Вид деятельности | Содержание работы |
1 | Коррекция психических процессов. | Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, пространственных отношений. |
2 | Коррекция гиперактивности | Формировать социально-приемлемые формы поведения, тренировать умение управлять своим телом, движениями, преодоление импульсивности. |
3 | Коррекция общения | Развитие коммуникативных навыков, произвольного контроля и самоконтроля, коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения, корректировать нежелательные черты характера, аргументировать свою точку зрения, развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения. |
4 | Совершенствование движений и сенсомоторное развитие | Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии, развитие координации движений. |
5 | Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы | Релаксационные упражнения, определение и реализация режима дня и учебной деятельности, устранение или ослабление психотравмирующих моментов( неблагоприятных условий жизни и деятельности в семье, неправильного воспитания, употребление нецензурной брани в речи, курение, употребление алкоголя, наркотиков и.д.), профилактика правонарушений, коррекция нежелательных черт характера. |
6 | Развитие речи, владение техникой речи | Расширение представлений об окружающем и обогащение словарного запаса. |
7 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Усвоение школьной программы, изучение ПДД, правил поведения в обществе, правил вежливости, этикета, развивать познавательную активность и т.д. |
Игры и беседы на развитие коммуникативных навыков, социального поведения.
Цель: Формирование навыков общения, сплочения группы.
Задачи:
- воспитывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- корректировать нежелательные черты характера
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Ожидаемые результаты:
Уметь и знать
- Имена всех детей в группе, имена своих воспитателей и учителей в школе, работников интерната;
- Уметь слушать;
-Высказывать свою точку зрения без крика и драки, аргументировать ее, не создавая при этом конфликтной ситуации;
- Уметь отстаивать свои интересы и в тоже время в нужной ситуации пойти на компромисс.
№ п/п | Тема занятия | Цели |
1 | «Семь наших « Я ». | Знакомство воспитанников друг с другом и с воспитателями. |
2 | «Будь вежливым». | Формирование навыков культуры общения. |
3 | «Ты в мире не один». | Умение заботиться об окружающих, видеть их проблемы. |
4 | «Передай другому». | Игра на взаимодействие детей друг с другом. |
5 | «Надо ли человеку быть красивым?» | Формировать навыки аккуратности, повышать уровень самооценки. |
6 | « Беседа о честности и порядочности» | Развиваем основы социализации и общения. |
7 | « Если рядом настоящий друг». | Формировать навыки коллективизма и взаимовыручки. |
8 | « Мир, в котором мы живем». | Что мы знаем об окружающем нас, как вести себя в обществе. |
9 | « Как мы говорим». | О вежливых и грубых словах. Формирование навыков культуры общения. |
10 | « Разговор по телефону». | Формировать навыки вежливого разговора по телефону |
11 | «Мы пассажиры» | Изучение правил поведения в общественном транспорте. |
12 | «Вредные привычки». | «Что такое хорошо и что такое плохо?» Коррекция отдельных сторон псих. деятельности. |
13 | «В дружбе сила». | Формировать навыки коллективизма, взаимовыручки. |
14 | «Мы обсуждаем поступок». | Развитие самоконтроля поведения. |
15 | «Мы мамины помощники». | Развиваем чувство любви, уважения и заботы. |
16 | « Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть». | Формирование навыков культуры общения. |
17 | «Поговорим о дружбе». | Чтение сказок о дружбе. Викторина. |
18 | «Мы в ответе за тех , кого приручили» | Забота о тех, кто живет рядом. |
19 | « Спешите делать добро». | Поговорим о доброте. |
20 | « Словарь вежливых слов». | Играем в рифму. |
21 | Игра «Вежливо - невежливо». | Формирование навыков культуры общения. |
22 | Игра «Скажи мне доброе слово». | Формирование навыков культуры общения. |
23 | Проигрываем жизненные ситуации. | Проверяем умение использовать вежливые слова в жизни. |
24 | «Это плохо!». | Что не должен делать воспитанный человек. |
25 | «Всегда будьте вежливы!». | Закрепление знаний о поведении в обществе и использовании вежливых слов. |
Упражнения на развитие психических процессов.
Цель: развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, пространственных отношений.
№ п/п | Тема занятия | Цели |
1 | «Волшебный мешочек». | Развитие восприятия, определение формы. |
2 | «Радуга». | Развитие цветового восприятия. |
3 | «Что не дорисовано?». | Развитие целостного восприятия. |
4 | «Узнай кто это». | Развитие целостного восприятия. |
5 | Назови части суток, расскажи, что ты делаешь утром, днем, вечером. | Развитие представления о частях суток, речи, памяти. |
6 | Покажи правую руку, ногу, левую, поставь игрушку спереди, сзади и т.д. | Развитие пространственных представлений. |
7 | «Соедини фигуры» | Развитие мышления. |
8 | «Лишний предмет». | Развитие образно-логического мышления. |
9 | «Нелепицы» | Развитие внимания. |
10 | Вопрос-ответ. | Развитие словесно-логического мышления. |
11 | «Сравни предметы». | Развитие мыслительных операций. |
12 | «Запомни картинки» | Развитие памяти. |
13 | « Запомни фразы». | Развитие памяти, внимания. |
14 | «Лепим сказочных героев» | Развитие мелкой моторики. |
15 | « Рисуем сказку». | Развитие творческих способностей, мелкой моторики. |
16 | Загадки и отгадки» | Развитие воображения, смекалки, внимание. |
17 | « Отгадай сказку». | Развитие памяти. |
18 | « Полезно, не полезно». | Развиваем внимание. |
19 | « Работа с природным материалом». | Развитие творческих способностей, мелкой моторики, усидчивость. |
20 | «Работа с бумагой и картоном». | Развитие творческих способностей, мелкой моторики, усидчивость. |
21 | Развивающие игры. | Развиваем мышление, воображение, память, внимание. |
22 | «Что изменилось?» | Развиваем внимание. |
23 | «Найди различия» | Развиваем внимание. |
24 | «Дорисуй» | Развитие творческих способностей, мелкой моторики, усидчивость. |
25 | «Художник-чудак. Найди, что не так.» | Развитие памяти, внимания, творческих способностей. |
Упражнения по коррекции гиперактивности.
Цель: формировать социально-приемлемые формы поведения, умения управлять своим телом, движениями, преодоление импульсивности.
№ п/п | Тема занятия | Цели |
1 | « Прыжки по кочкам». | Ослаблять негативные эмоции, развивать концентрацию внимания |
2 | « Поймай мяч». | Развивать ловкость, двигательную память, внимание. |
3 | Работа с пластилином. | Развитие мелкой моторики, усидчивости |
4 | « Послушаем тишину». | Развитие произвольной регуляции, Снятие эмоционального напряжения |
5 | «Космонавты». | Развитие внимания, ослабление негативных эмоций,снятие эмоционального напряжения |
6 | Рисование на тему. | Развитие усидчивости, умения работать тихо. |
7 | «Хорошо - плохо» | Коррекция поведения. |
8 | «Перейди болото». | Игра на внимание, ослабляем негативные эмоции. |
9 | Релаксационное занятие «Свеча». | Обсуждение прошедшего дня, выявление негативных ситуаций. |
10 | Расслабляющая гимнастика для детей. | Снятие эмоционального напряжения, тревожности. |
11 | Игра «Изобрази». | Коррекция внимания, эмоц.- выразительных движений. |
12 | «Космическое путешествие». | Снятие психоэмоционального напряжения. |
13 | « Росток». | Упражнение на снятие напряжения. |
14 | «Внимательные глазки». | Развитие внимания. |
15 | « Красный, желтый, синий». | Двигательный, зрительный, слуховой контроль. |
16 | «Слушаем музыку». | Учим расслаблять мышцы. Развиваем самоконтроль, произвольность. |
17 | « Исправь ситуацию». | Исправляем негативные стороны поведения. |
18 | «Скажи себе – СТОП». | Развитие самоконтроля поведения и эмоций. |
19 | «Почта» | Коррекция внимания, эмоц.- выразительных движений. |
20 | «Расколдуй меня» | Коррекция внимания, эмоц.- выразительных движений. |
Тематический план занятий детского объединения
«В гостях у сказки».
Цель: развивать у детей любовь к сказкам, интерес к чтению, память, внимание, мышление, воображение, речь, усидчивость.
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1 | «Русские народные сказки». | Какие бывают сказки. Чтение одной из сказок на выбор детей. Обсуждение. |
2 | «Знаешь ли ты сказочных героев?». | Вспоминаем сказки, развиваем память. Чтение одной из сказки Ш. Перро. Обсуждение. |
3 | Чтение сказки «Теремок». | Распределение ролей. Чтение по ролям. |
4 | Инсценировка сказки «Теремок». | Развитие связной речи. ( периодически меняем состав актеров). |
5 | «День сказочных героев». | Мой любимый сказочный герой. Почему он мне нравиться. Читаем сказку «Красная шапочка». |
6 | « Узнай сказочного героя». | Викторина. Узнать героя по описанию, дать ему характеристику. Читаем сказку «Сказка о золотом петушке». |
7 | «Узнай сказку». | Викторина. Узнать сказку по фрагменту. Читаем сказку «Мойдодыр». |
8 | «Что за прелесть эти сказки». | Чтение сказки. Рисование сказки. |
9 | «Сказки о дружбе». | Чтение 2-3 сказок. Викторина. |
10 | Читаем сказки зарубежных писателей. | Обсуждение главных героев. «Чипполино». |
11 | «Узнай сказку по иллюстрации». | Назвать сказку и перечислить героев. Читаем сказку «Винни-Пух». |
12 | Игра «Путаница». | Помоги сказочнику узнать, где какая сказка. |
13 | Подготовка к инсценировке сказки «Колобок». | Распределение ролей. |
14 | Инсценировка сказки «Колобок». | Развитие связной речи. ( периодически меняем состав актеров). |
15 | Чтение сказки «Буратино». | Характеристика героев. |
16 | Рисование на тему сказки «Буратино». | Воспитываем усидчивость, развиваем творческие способности |
17 | Лепим сказочных героев. | Рассказать про своего героя сказки. Читаем сказку «Цветик-семицветик». |
18 | Просмотр Х/Ф «Золушка». | Обсуждение сказки. |
19 | «Удивительные превращения». | Вспомнить и назвать, в кого превращались или были заколдованы герои сказок. Читаем сказку А.С. Пушкина. |
20 | Собрать картинку из разрезанных кусочков (пазл) и отгадать сказку. | Читаем сказку А.С. Пушкина. |
21 | «Нарисуем-отгадаем». | На ватмане нарисовать сюжет любой сказки (по командам). Готовый рисунок показать другой команде, чтобы они отгадали, что это за сказка. Читаем сказку « Огниво». |
22 | Литературное лото по прочитанным сказкам. | Читаем сказку «Незнайка». |
23 | Викторина по сказкам. | Читаем сказку «Снежная королева». |
24 | Расскажи сказку». | «Дети по цепочке рассказывают сказку на выбор. Читаем сказку «Маугли». |
25 | «Сочиняем сказку». | Вся группа принимает участие, каждый говорит по одному предложению. Читаем сказку «Чипполино». |
26 | «Волшебные слова». | Вспомнить, кто говорил, в какой сказке волшебные слова (слова называет воспитатель). Читаем сказку «Аленький цветочек». |
27 | «Удивительные превращения». | Вспомнить и назвать, в кого превращались или были заколдованы герои сказок. Читаем сказку «Кот в сапогах». |
28 | «Волшебные средства». | Вспомнить, какие волшебные средства использовали данные герои… . Читаем сказку «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
29 | «Друзья». | Назвать друзей сказочных персонажей. Читаем сказку «Царевна-лягушка». |
30 | «Брейн-ринг по сказкам». | Итоговое занятие. |
Темы развивающих прогулок для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: развивать и укреплять физическое здоровье, учить наблюдать природу, делать выводы.
Задачи:
- Расширять кругозор детей;
- Научить использование полученных знаний в играх, в рисовании;
- Научить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями;
- Развивать творческую фантазию и воображение;
- Развивать память, внимание, речь;
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать у детей активность, коллективизм, выдержанность в действиях, посредством подвижных игр;
- Совершенствовать основные виды движений.
Осенние прогулки.
№ п/п | Тема занятия | Цели |
1 | «Сентябрь- златоцвет». | Обобщить и систематизировать знания детей об осени. |
2 | «Мир вокруг». | Учить различать объекты, созданные природой и человеком. |
3 | «Перелет птиц». | Знакомить детей с особенностями жизни птиц. |
4 | «Насекомые осенью». | Расширять знания детей о жизни насекомых. |
5 | «Дождь». | Систематизировать знания детей об осени по основным признакам. |
6 | «Березка». | Познакомить детей с лекарственными свойствами березы. |
7 | «Берегите природу». | Формировать реалистические представления об окружающей нас природе |
8 | «Скворцы готовятся к отлету». | Формировать реалистические представления о птицах, о скворце. |
9 | «Осенние пейзажи». | Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе. |
10 | «Осенний ветер». | Систематизировать знания детей об осени по основным признакам. |
11 | «Перелетные птицы». | Расширять знания детей о жизни птиц. |
12 | «Листопад». | Проверить знания детей о последовательности осенних изменений в природе. |
13 | «Унылая пора». | Систематизировать знания детей об осени по основным , существенным признакам. |
14 | «Природа осенью». | Обобщить и систематизировать представление об осени. |
15 | «Воробьи». | Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни. |
16 | «Труд людей осенью». | Воспитывать уважение к труду взрослых. |
17 | «Приметы осени». | Закрепить знания об осенних явлениях, вызвать положительные эмоции. |
18 | «Грибы». | Расширяем знания о роли растений в жизни человека. |
19 | «Деревья». | Расширяем представления и знания о роли растений в жизни человека. |
20 | « Как изменилась природа за три месяца». | Подводим итоги наблюдений. |
Зимние прогулки.
№ п/п | Тема занятия | Цели |
1 | «Наблюдение за ветром». | Обобщить и систематизировать представление о воздушных потоках. |
2 | «Лед». | Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. |
3 | «Наблюдение за деревьями зимой». | Довести до сознания детей, что в морозные дни ветки особенно уязвимы, хрупкие, ломкие, поэтому их нужно оберегать. |
4 | «Ворона». | Уточнить представление о зимующих птицах. |
5 | «Солнышко» | Наблюдение за зимним положением солнца. |
6 | «Лепим из снега». | Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. |
7 | Наблюдение за снежным покровом. | Свойства снега. |
8 | «Жизнь птиц зимой». | Обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц. |
9 | «Зимушка-зима». | Наблюдение за зимней природой. |
10 | «Зима в разгаре». | Закрепить знания о зимних явлениях. |
11 | «Неживая природа. Свойства снега». | Закрепить знания о зимних явлениях. |
12 | «Синица». | Уточнить представление о зимующих птицах. |
13 | «Снегопад». | Воспитывать умение видеть прекрасное во всем, что нас окружает. |
14 | «Жизнь животных зимой». | Уточнить знания детей о животном мире. |
15 | «Красавица Елка». | Воспитывать умение видеть прекрасное во всем, что нас окружает. |
16 | «Труд людей осенью». | Воспитывать уважение к труду взрослых. |
17 | «Воробьи». | Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни. Продолжить наблюдения. |
18 | «Мир вокруг». | Учить различать объекты, созданные природой и человеком. |
19 | «Красавица зима». | Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. |
20 | Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. | «Покормите птиц зимой…». Зимующие птицы. Зачем мы делаем кормушки. Воспитываем любовь к природе и животному миру. |
Весенние прогулки.
№ п/п | Тема занятия | Цели |
1 | «Первые признаки весны». | Наблюдение за весенней природой. |
2 | «Насекомые весной». | Расширить знания о жизни насекомых. |
3 | «Сосульки». | Систематизировать знания детей о весне по основным , существенным признакам. |
4 | «Закликаем весну». | Последовательность изменений в природе. |
5 | «Весенние изменения в природе». | Уточнить, что дети знают о последовательности изменений в природе. |
6 | «Подснежник». | Вызвать интерес к окружающему миру. |
7 | «Первые зеленые листочки». | Систематизировать знания детей о весне по основным, существенным признакам. |
8 | «Пчелы». | Расширить знания о жизни насекомых. |
9 | «Скворцы». | Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни. Продолжить наблюдения. |
10 | «Весенняя гроза». | Систематизировать знания детей о весне по основным, существенным признакам. |
11 | «Весенний дождь». | Уточнить, что дети знают о последовательности изменений в природе. |
12 | « Цветы весной». | Формировать у детей реалистические представления об окружающей нас природе. |
13 | «Грачи». | Расширять знания детей о жизни перелетных птиц. |
14 | «Березка». | Роль растений в жизни человека. |
15 | «Первый гром». | Формировать у детей реалистические представления об окружающей нас природе. |
16 | «Почки». | Роль растений в жизни человека. |
17 | «Природа весной». | Систематизировать знания детей о весне по основным, существенным признакам. |
18 | «Ворона». | Уточнить, что дети знают о птицах родного края. |
19 | «Подснежник». | Вызвать интерес к окружающему миру. Расширить представления о первоцветах. |
20 | «Весна и полет фантазии». | Закрепить знания о весенних явлениях. |
21 | «Труд людей весной». | Воспитывать уважение к труду взрослых. |
Самоанализ работы
воспитателя младшей группы специальной коррекционной школы-интерната
Михалкиной Елены Владимировны.
Я работаю в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья с группой младших школьников. В своей работе я опираюсь на нормативно-правовую базу, гарантирующую право данных детей, на получение ими услуг, предоставляемых школой-интернатом. Использую профессиональные знания и умения, которые соответствуют стандарту педагогического образования.
Работая в должности воспитателя, изучая и выявляя проблемы, такие как: изучение семьи ребенка, условий жизни в семье, его ближайшего окружения, психологическое состояние ребенка на момент поступления в интернат, особенности его поведения и т.д., с которыми мне придется сталкиваться и решать их, я поставила следующие задачи:
- Изучить индивидуальные особенности каждого ребенка;
- Изучить условия жизни ребенка в семье;
- Своевременно выявлять проблемы, возникающие в сфере ближайшего окружения ребенка;
- Принимать меры по исправлению неблагоприятного морально-психологического воспитания детей и своевременной помощи;
- Развивать навыки адекватного межличностного взаимодействия со сверстниками;
- Проводить коррекционную работу с детьми;
- В соответствии с программой воспитательной работы учитывать следующие направления:
- Личностное развитие, основы социализации и общения;
-Охрана здоровья и физическое развитие;
-Творческое развитие;
-Трудовое воспитание;
-Эстетическое воспитание;
-Основы жизнеобеспечения, самообслуживания.
- Признавать права ( предусмотренные в ст.23 Конвенции о правах ребенка) неполноценного ребенка с умственными и физическими недостатками вести полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство и активное участие в жизни общества.
В своей работе стараюсь реализовать все права детей с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренных основными нормативно-правовыми документами. Для реализации вышеперечисленных задач в своей деятельности я использую собственные разработки занятий по реабилитации несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, в которую входят:
- Диагностико - прогностическая деятельность
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
- Развитие коммуникативных навыков и социального поведения
- Развитие психических процессов
- Коррекция гиперактивности
- Развитие физического здоровья
- Привитие трудовых навыков
Значительный контингент детей школы-интерната составляют дети с различными нарушениями развития из неблагополучных семей. Реабилитация таких детей и подростков – это процесс, целью которого является помощь в достижении максимальной физической, психической и социальной полноценности, на которую они годны. Усилия этого процесса направлены на создание системы методов и средств социальной адаптации с учетом всей сложности нарушения развития психики у детей и подростков, которые доступны для осуществления в условиях нашего учреждения, с целью подготовки детей к полноценной социальной жизни.
Для реализации программы реабилитации провожу диагностическое исследование, которое позволяет выявить уровень развития детей и их личностные особенности. Например, взаимоотношения со взрослыми и детьми, преобладающее настроение ребенка, его поведение, отношение к обучению, познавательная активность, роль в коллективе, наличие вредных привычек, как и с кем играет ребенок, имеет ли навыки самообслуживания и т.д. Беру на учет все полученные результаты, составляю программу реабилитации и провожу коррекционные занятия в соответствии с этой программой.
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития детей, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной, эмоционально-волевой сферы и речи. При организации коррекционных занятий исхожу из возможностей ребенка, задания должны быть умеренной трудности и доступными. Формы занятий выбираю в зависимости от выявленных особенностей, с учетом возрастного критерия.
Составляя тематический план воспитательной работы, я учитываю все поставленные задачи и направления. Каждый день недели имеет свое направление, например:
- физическое развитие и охрана здоровья ( спортивные игры, эстафеты, беседы о вредных привычках, о пагубном влиянии курения на организм, почему надо спать, умываться, как беречь глаза и т.д.)
- культура поведения ( Семь наших я, Мы пешеходы, Будь вежливым, Мир в котором мы живем, как мы говорим, Вежливые слова, Разговор по телефону и т.д.)
- творческое развитие (Рисование на разные темы, работа с пластилином, с природным материалом, с бросовым материалом, бумагой, картоном)
- нравственное воспитание (Надо ли человеку быть красивым, О честности и порядочности, Бережное отношение к имуществу, Если рядом настоящий друг, В дружбе сила, Мы обсуждаем поступок, Наполним музыкой сердца и т.д.)
- трудовое воспитание ( научить выполнять обязанности дежурного, наведение порядка в игровой комнате и в классе, следить за своими вещами, аккуратно складывать их, прививаем навыки самообслуживания и т.д.)
- эстетическое воспитание или в мире интересного ( Как вести себя в гостях, в столовой, К нам пришли гости, Поход в театр, Всемирные музеи и т.д.)
- Основы безопасности жизнедеятельности ( Чем опасен город, Если вас взяли в заложники, Как вести себя во время пожара, Электричество в доме, ПДД, Будь осторожен с незнакомцем и т.д.)
Часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной форме и мере. Отмечается еще сниженная способность к приему и переработке информации. Поэтому в своей программе я разработала целый ряд занятий по развитию речи и внимания. Очень хорошо в этом мне помогают занятия в детском объединении «В гостях у сказки». Дети с интересом принимают участие в различных конкурсах, викторинах, инсценировках, творческих занятиях. ( Знаешь ли ты сказки, Узнай сказочного героя, Узнай сказку, Сказки о дружбе, Удивительные превращения, Литературное лото, Викторина по сказкам, Волшебные слова, Друзья, Волшебные средства, Брейн - ринг, чтение сказок и т.д. ) С удовольствием учимся слушать сказки, а потом обсуждать их, размышлять над сюжетом, давать характеристики героям и их поступкам. Тем самым, дети даже не замечают, как учатся говорить, рассуждать, а самое главное, анализировать плохие поступки, говорить, что это плохо и так поступать нельзя.
Важной закономерностью психического развития аномальных детей является трудность их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой. И поэтому в своей работе я уделила особое внимание занятиям по формированию положительных черт характера, навыков общения, сплочения группы, изучению, повторению и закреплению знаний вежливых слов, умению использовать их в жизненных ситуациях, изучению правил вежливости и хороших манер. (Будь вежливым, Скажи мне доброе слово, Ты в мире не один, Поговорим о доброте, В дружбе сила, Словарь вежливых слов, Спешите делать добро, Вежливо-невежливо, Это плохо, Мы обсуждаем поступок , Надо ли человеку быть красивым, Как мы говорим и т.д.) Стараюсь научить детей высказывать свою точку зрения, контролируя свои эмоции, без крика и драки, аргументировать ее, не создавая при этом конфликтной ситуации, умение пойти на компромисс.
Одной из наиболее важных проблем в группе является проблема гиперактивности детей. Но при правильной организации занятости детей во внеурочное время эта проблема вполне решаема. Существует не мало способов по формированию социально-приемлемых форм поведения, умению управлять своим телом, движениями, умению преодолевать импульсивность. В программу реабилитации были включены упражнения и игры, которые я использую на протяжении всего дня. Это и игры на концентрацию внимания, и релаксационные упражнения, и прослушивание спокойной музыки, и гимнастика на снятие эмоционального напряжения, тревожности, развитие усидчивости. ( Прыжки по кочкам, Поймай мяч, Работа с пластилином, Послушаем тишину, Свеча, Расслабляющая гимнастика, Внимательные глазки, Слушаем музыку, Скажи себе – стоп и т.д.)
В своей работе я использую серию тематических развивающих прогулок для детей младшего школьного возраста. Такие прогулки позволяют не только развивать и укреплять здоровье детей, но и учить их наблюдать природу, делать соответствующие выводы. Во время тематических прогулок я расширяю кругозор детей, учу их использовать полученные знания в играх, в рисовании, развиваю творческую фантазию и воображение, воспитываю умение внимательно слушать воспитателя. Обязательно во время прогулки провожу подвижные игры с детьми, что позволяет воспитывать активность, коллективизм, выдержанность в действиях.
Учитывая развитие детей, с ограниченными возможностями здоровья, в своей работе я использую следующие виды и методы воспитания и обучения:
- информационный (беседа, консультирование, примеры из окружающей жизни, личный пример);
- практически - действенный (упражнения, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, рисование, приучение и др );
- побудительно - оценочный (педагогическое требование, поощрение, похвала, осуждение, порицание).
Одной из основных практических направленностей занятий, заключается в :
- развитии мелкой моторики кисти и пальцев рук. ( Для этого использую такие упражнения, как: «Погладим котеночка», «Веселые моляры», «Курочка пьет воду», «Чертим фигуру по клеточкам», «Пружинка», «Прятки», «Играем на пианино», работа с пластилином и др. )
- развитие артикуляционной моторики. (Учу на занятиях рассуждать вслух, четко и внятно произносить новые слова, использую скороговорки, загадки, стихи и др.)
- развитие зрительной памяти и внимания. (Проводятся различные упражнения для соответствующего возраста с учетом особенностей.)
- развитие речи и обогащение словаря. (Чтение, проговаривание, пересказ, проговаривание трудных слов и др.)
- развитие слухового внимания и памяти. И другие виды занятий.
В своей работе я осуществляю реабилитацию конкретной категории детей, в соответствии с возможным уровнем овладения знаний и умений, приобретенных навыков и проявлением положительно – личностных качеств. Требования, которые я предъявляю детям, соответствуют их психическим и физическим возможностям, что способствует подъему настроения, повышению самооценки и веры в способности. Кроме того, осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая своеобразие развития, состояние как психическое, так и физического здоровья, особенности характера. Осуществляя процесс реабилитации в соответствии с планом работы школы-интерната, я пытаюсь помочь каждому ребенку стать полноценным гражданином современного общества.
В результате проведенной работы, за данный промежуток времени, в группе наблюдается положительная динамика. У детей увеличился запас знаний и представлений об окружающем мире. Во время занятий в группе ведут себя тихо, внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выполняют задания. Активнее стали принимать участие в конкурсах, викторинах, играх. С удовольствием участвуют вместе с воспитателем в общешкольных мероприятиях. Во время выполнения домашнего задания дети стали более усидчивые, проявляют больше самостоятельности. Положительная динамика наблюдается и в развитии речи. Многие дети стали внятнее говорить, пытаются рассуждать, анализировать. Это результат тесного взаимодействия логопеда, учителя и воспитателя. Более спокойными и сдержанными стали отношения со взрослыми и между детьми. Конфликтных ситуаций стало намного меньше. Научились извиняться за свои поступки, здороваться, прощаться, говорить спасибо, вечером, укладываясь спать, желают спокойной ночи. Стараются между собой разговаривать тихо, не кричать, меньше используют нецензурные слова. Научились наводить и соблюдать порядок в группе, в своих комнатах. Почти полностью привиты навыки самообслуживания, навыки личной гигиены. Улучшилось настроение детей, они стали чаще улыбаться.
В осуществлении программы реабилитации я используется следующая литература:
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., «Внеклассные мероприятия 1-4 класс».
- Бесова М.А. «В школе и на отдыхе».
- Мищенкова Л.В. «Творческие игры и развивающие упражнения».
- Гордеюк Т.Н. «Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах».
- Афанасьева Л.В. «Особенности образовательного процесса в классах коррекции».
- Ещеркина О.А. « Формирование гражданственности мл. школьников».
- Абъятанова Л.А. «Развитие мышления и познавательных способностей мл. школьников».
- Пашнина В.М. « Занятия в группе продленного дня».
- Гордеюк Т.Н «Псих-е методики в структуре комплексной коррекционной работы с детьми имеющих задержку психического развития».
- Гордеюк Т.Н «Дети с нарушением интеллекта и эмоционально-волевыми расстройствами».
- Лаптева Г.В. « Развивающие игры для детей».
- Топоров И.К. « Основы безопасности жизнедеятельности».
- Смольянов А.В. «Азбука поведения».
Программа индивидуальной реабилитации
на 20____ год.
Ф.И. ребенка_______________________________________________________
№ п/п | Цель реабилитационных мероприятий | Наименование мероприятий |
1 | Наладить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками | Игры, упражнения, беседы, конкурсы, викторины на развитие коммуникативных навыков. |
2 | Развивать игровую деятельность | Ежедневно вовлекать в игры с детьми, попробовать дать роль ведущего. |
3 | Развивать речевую активность | Занятия в детском объединении «В гостях у сказки». |
4 | Коррекция поведения | Игры, конкурсы, тематические прогулки, беседы. |
5 | Развивать познавательную активность | Принимать участие в тематических занятиях по расширению кругозора детей |
6 | Творческое развитие | Работа с пластилином, картоном, цветной бумагой, природным материалом, рисование. |
7 | Трудовое воспитание | Научить следить за своим внешним видом, наводить и соблюдать порядок в шкафу, тумбочке, комнате, группе. Содержать в чистоте свое рабочее место. Выполнять роль дежурного, наводить порядок в классе после занятия. Принимать участие в уборке территории возле школы и спального корпуса. |
Результаты проведенной работы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа индивидуальной реабилитации
на 20____ год.
Ф.И. ребенка_______________________________________________________
№ п/п | Цель реабилитационных мероприятий | Наименование мероприятий | |
1 | Развивать познавательную активность | Принимать участие в тематических занятиях по расширению кругозора детей | |
2 | Коррекция поведения | Игры, конкурсы, тематические прогулки, беседы. | |
3 | Развивать речевую активность | Занятия в детском объединении «В гостях у сказки». | |
4 | Творческое развитие | Работа с пластилином, картоном, цветной бумагой, природным материалом, рисование. | |
5 | Трудовое воспитание | Научить следить за своим внешним видом, наводить и соблюдать порядок в шкафу, тумбочке, комнате, группе. Содержать в чистоте свое рабочее место. Выполнять роль дежурного, наводить порядок в классе после занятия. Принимать участие в уборке территории возле школы и спального корпуса. | |
6 | Наладить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками | Игры, упражнения, беседы, конкурсы, викторины на развитие коммуникативных навыков. | |
7 | Формировать положительную мотивацию к обучению | Научить радоваться хорошим оценкам, правильно реагировать на неудачу, учить исправлять, то что не удалось, добиваться хороших результатов, чаще использовать похвалу. | |
8 | Развивать игровую деятельность | Ежедневно вовлекать в игры с детьми, попробовать дать роль ведущего. | |
9 | Воспитывать самостоятельность в работе | Игры вида: «Я сам», «Повтори», «А что у вас получилось?», «Буква заблудилась», «Веселые примеры», «Найди различия», «Что спряталось в лесу», «Найди одинаковые…», «Раскрась…», «Соедини стрелками …»….. | |
10 | Охрана здоровья | Беседы о вреде курения и наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье, игры для физического развития и укрепления здоровья |
Результаты проведенной работы за I полугодие.
Наблюдается положительная динамика. Запас знаний и представлений об окружающем увеличился, отношения с детьми и взрослыми более спокойные, сдержанные. Активнее принимает участие в играх, конкурсах, но проигрывать пока не умеет. Любит слушать сказки, но не долго ( не более 10 минут), принимает участие в конкурсах и викторинах по сказкам. Над усидчивостью нужно еще работать. Стал играть в игрушки с ребятами. Любит машинки, но ломает их, хотя потом сожалеет об этом. Реже стал проявлять агрессивность. Ведет себя спокойно, если его никто не трогает. Стал проявлять больше самостоятельности в выполнении домашнего задания. Положительно реагирует на похвалу , радуется хорошим оценкам, чаще улыбается. Любит шумные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ ИНВАЛИДНОСТЬ.
Статья о индивидуальной программе реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих инвалидность, детского дома № 6 СПб....
Роль движения в реабилитации детей с нарушением слуха и речи
В работе показаны примерные упражнения для развития психомоторики. Роль движения в функции восстановления речи и слуха....
Дополнительная программа реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Практические рекомендации...
Разработка плана реабилитации детей на уроках по физической культуре после длительных заболеваний
Разработка плана реабилитации детей на уроках по физической культуре после длительных заболеваний...
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...
Программа реабилитации детей отделения реабилитации несовершеннолетних (со стационаром и СВГ)
ПрПрограмма реабилитации детей отделения реабилитации несовершеннолетних (со стационаром и СВГ) ...