Портфолио учащегося начальной школы
статья на тему
Выступление на конференции на тему "Индивидуальные достижения учащихся"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО
Каньшина О.А., учитель нач.кл.
Слайд 1. Много лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Сегодня, находясь на пути реализации нового образовательного стандарта, понимаю, что нужно многое еще сделать.
Слайд 2. Изучив стандарт, прослушав курс лекций и проанализировав свою деятельность, поняла, что я могу работать по ФГОС.
Слайд 3. Вот уже много лет я работаю под девизом «Учить детей учиться». В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.
Слайд 4. Многолетняя практика убедила меня в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения – не только дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, но и развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни.
Слайд 5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Слайд 6. Результаты фиксирую в рабочем журнале учителя, используя предметные и метапредметные таблицы, а также листы индивидуальных достижений уч-ся, которые дети сначала заполняют совместно с учителем, а затем и самостоятельно.
Слайд 7. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика является портфель достижений (портфолио).
Слайд 8. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Слайд 9. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Слайд 10. Структура портфолио: Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности.
Слайд 11. Разделы «Портрет», «Рассказ о семье» (заполняются с родителями).
Слайд 12. "Моя семья" – здесь можно рассказать о маме, папе и всех тех родственниках, с которыми живешь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции. Возможны даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи.
Слайд 13 – «Я ученик», «Мой класс» (Составляются вместе с учителем на уроке). Если друзей нет – и такое бывает, ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь.
Слайд 14. "Мои увлечения" - Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. У каждого человека есть какие-то интересы, а у детей их обычно множество, вот и описывайте с удовольствием, размещайте картинки, вырезки из журналов, фотографии, описания.
Слайд 15 - В Раздел «Рабочие материалы» помещаются диагностические работы. Раздел «Мои достижения» заполняется в конце учебного года.
Слайды 16-17. "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Слайды 18 – 21 РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести в этот раздел. Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Слайд 22. РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимания стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.
Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.
Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Надо стараться с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
Слайд 23. Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);
• выставка портфолио (по желанию учащихся).
Слайд 24. Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:
• творчество;
• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);
• понимание и полнота отражения учебного материала.
Слайд 25. Предварительные результаты
Работа по технологии портфолио позволяет учителю:
• оценить уровень самостоятельности детей;
• выявить проблемы в формировании у них самооценки;
• определить преобладающую мотивацию ребенка;
• оценить уровень владения умениями и навыками.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Слайд 26 – Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учащихся начальной школы
Портфолио достижений учащихся начальной школы как средство создания ситуации успеха...
Портфолио учащихся начальной школы
Способы оценивания успешности в начальной школе ( из личного опыта)...
портфолио учащегося начальной школы
Портфолио я создавала сама. Сюда входит: титульный лист, история имени, знак зодиака, фото мамы, фото папы, фото семьи, фото классного руководителя и разделы по предметам, где после каждого раздела вк...
Портфолио учащегося начальной школы
Портфолио - как инструмент, соответствующий ФГОС....
Портфолио учащихся начальной школы
Материал содержит вариант детского портфолио , которое можнодополнять или редактировать...
Портфолио учащегося начальной школы
Большое внимание в школе уделяется работе с портфолио. В нём отмечаются успехи в учебной, творческой, общественной деятельности учащегося начальной школы. систематическая работа в портфолио поможет уч...
Портфолио учащегося начальной школы
Большое внимание в школе уделяется работе с портфолио. В нём отмечаются успехи в учебной, творческой, общественной деятельности учащегося начальной школы. систематическая работа в портфолио поможет уч...