Взаимодействие семьи и школы
методическая разработка на тему
Описание опыта работы по программе "От чистого истока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.doc | 37.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
с родителями учащихся начальной школы
В процессе образования и воспитания детей, начиная с первого дня их пребывания в школе, важна деятельность дружного, трудоспособного коллектива родителей, понимающего цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающего свое место в их решении, добивающегося активного участия каждого родителя в жизни класса и школы в целом.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка призывает к воспитанию гражданина и патриота, готового к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, опираясь на национальные традиции.
Для того, чтобы взаимодействие семьи и школы было эффективным мною была разработана программа работы с семьей «От чистого истока».
Цель – максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию физически и нравственно развитой личности.
Я считаю, что совместная деятельность будет успешной в том случае, если в основу воспитательной работы заложить требования ФГОС начального общего образования, а именно:
- создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов;
- повысить роль родительской общественности в управлении воспитательного процесса;
- вовлечь родителей в процесс разработки, принятия и реализации отдельных этапов воспитательной системы класса.
Работу по программе я веду в трех направлениях:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Основные формы работы - родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги. Я стараюсь, как можно больше уделять внимания этому направлению, поскольку психолого-педагогическое просвещение родителей не только способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, но и позволяет воспринимать собственного ребенка как ученика,
Второе направление - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс – реализуется через дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, шефская помощь.
3. Еще одно направление - участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе, т.е. участие родителей класса в работе Совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета класса.
Работа по программе «От чистого истока» осуществляется в 4 этапа:
1 этап – диагностический. Цель: проведение диагностических исследований по сбору сведений о семьях классного коллектива, определение приоритетных направлений деятельности.
2 этап – основной. Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
На данном этапе весомую роль занимает работа с проблемными семьями, работа с семьей в системе дополнительного образования.
3 этап – заключительный. Цель: выявление эффективности работы с родительским коллективом «От чистого истока».
4 этап – этап реализации. Цель: реализация программы в конкретных условиях школы.
Работа по программе «От чистого истока» ориентированна на достижение следующих результатов:
- возрождение традиций семейного воспитания, утверждение ЗОЖ;
- улучшение микроклимата в семье;
- оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;
- уменьшение факторов риска, приводящих к асоциальному поведению
- формирование высоконравственного, творческого гражданина, способно диалогично взаимодействовать с другими национальными культурами.
В этом году я взяла первый класс. На данный момент мы проходим 1 этап. В начале мне предстояло изучить семьи учащихся. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. С этой целью мною использовались различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, интерактивные игры.
Очень часто я работаю с рисуночными тестами на одну и ту же тему для родителей и детей: рисунок «Выходной день в моей семье», «Наша семья».
Так диагностическое исследование «Выходной день в моей семье» показало, что большая часть семей старается проводить выходные вместе с детьми и ближайшими родственниками.
Считаю, что хороший результат в работе с семьей дает такая форма изучения, как сочинение-размышление. Такая диагностика помогает сделать жизнь учащихся и в школе и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления самые разные. Главное – родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях. Например, «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Праздники и будни моей семьи», «Самый печальный день в жизни моей семьи», и т.д.
Важная часть взаимодействия классного руководителя и родительского коллектива – это практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, вносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым, изменяя поле семейных отношений.
В коллективе класса постепенно начинают складываются свои традиции: день именинника (работа семейного кафе «День Рождение»), на базе класса действует Клуб семейного общения «Этому мы можем научить». Одна из обсуждаемых тем: «Организация совместного досуга». Родительским комитетом организуются экскурсионные познавательные поездки. Мы уже посетили праздник осени в Кремле «Осенины»; Художественный музей, где узнали историю Индии, т.д.
В течение всего периода работы с классом я пытаюсь вовлекать родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе, но и в школе.
Совместно с родителями на данном этапе проводится работа по сбору информации в портфолио ученика. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что накопляемость материала способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ученика, развитию дальнейшего творческого роста, а также формирование творчески мотивированной личности.
Родители – главные помощники. Активное и продуктивное взаимодействие семьи и школы формирует у ученика не только учебные действия, и развивает их творческие способности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа работы с семьей «От чистого истока» Цель – максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию физически и нравственно развитой личности. Задачи: создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса; организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей.
Работа по программе «От чистого истока». Реализация Направления работы по программе Психолого- педагогическое Просвещение родителей Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс Участие в учебно- воспитательном процессе
Работа по программе «От чистого истока». Реализация ЭТАПЫ РАБОТЫ Диагностический Основной Заключительный Этап Реализации
Реализация программы. Диагностические исследования. Рисуночный тест «Выходной день в моей семье» 30% - совместные походы в кино, музеи, т.п. 30% - совместный отдых с ближайшими родственниками; 25% - выходной день у бабушки и дедушки; 15% - предоставлены сами себе;
Реализация программы . Формы внеклассной деятельности Семейное кафе «День Рождения»
Реализация программы. Формы внеклассной деятельности Клуб семейного общения «Этому мы можем научить» Организация совместного досуга
Реализация программы . Формы внеклассной деятельности Праздник осени
Реализация программы. Формы внеклассной деятельности Социологическое исследование « Друг, о котором я могу рассказывать бесконечно…» 47% - друг –родители; 23% - близкие родственники; 13% - сверстники и учителя; 4% - домашнее животное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в создании условий для гармоничного развития и воспитания младших школьников.
Из опыта работы...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын ) В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей духовно-нравстенно...
Взаимодействие семьи и школы.
Почему становиться трудно наладить взаимоотношения между родителями и учителями?...
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
· оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;· создание условий дл...
Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...
Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы.
Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы....