Программа дополнительного образования «Искусница»
рабочая программа (технология) на тему
Программа дополнительного образования
«Искусница»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_iskusnitsa.docx | 45.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ ВО «Малышевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Программа дополнительного образования
«Искусница»
Программу разработала
учитель швейного дела
Квяток Е.В.
2013-2014 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Формирование творческой личности – одна из задач на современном этапе. Занятия художественно – творческой деятельностью создают основу для полноценного развития личности, содержательного общения между детьми и взрослыми, разнообразят досуг и заполняют свободное от учебы время учащихся. Программа факультатива «Искусница» способствует решению этих задач.
Данная программа создаёт условия для развития коммуникативных отношений между детьми через приобщение их к творчеству и даёт возможность ощутить себя авторами художественного произведения. Актуальность появления программы вызвана большими возможностями коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии, которое открывает работа с бумагой: развивает психические процессы, мелкую моторику рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка в познавании окружающего мира. Квиллинг является универсальным способом образования, его можно прекрасно сочетать с занятиями по развитию речи, математики, рисованию, обучению грамоте. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее развитие детей в процессе знакомства и освоения элементарных приемов техники квиллинга.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы, создавать изделия, пользуясь инструкционными картами.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Развивать художественный вкус, творческие способности детей.
4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
3.Расширять коммуникативные способности детей.
4.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Искусница”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Основными критериями эффективности реализации данной программы являются:
-Усвоение и применение детьми полученных знаний, умений, навыков в процессе работы, знание базовых форм.
-Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создание изделий в технике квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
-Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
-Привитие культурных навыков в организации трудовой деятельности.
-Улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
Все сформированные знания, умения и навыки пригодятся для социальной адаптации и дальнейшей жизнедеятельности учащихся.
Режим занятий.
Программа факультатива “Искусница” рассчитана на 2 года для учащихся 5-7 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой группе по 40 минут.
Формы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:
- Бумага для квиллинга.
- Картон белый и цветной.
- Гофрированный картон.
- Инструменты (ножницы, линейки).
- Клей «Момент», ПВА.
- Пинцеты.
- Булавки.
- Зубочистки.
Использование учебных пособий и книг.
Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.
Творческие работы, стенды и т. д.
Образцы изделий, узоров.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы:
• Проведение выставок работ учащихся:
• Оформление класса, школы.
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально и коллективно.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№п\п | Тема | Теория | Практика | Всего |
Вводное занятие. Материал-бумага. | 2ч | - | 2ч | |
Конструирование. | 2ч | 2ч | 4ч | |
Основные формы квиллинга. | 1ч | 3ч | 4ч | |
Изготовление цветов в технике квиллинга. | 1ч | 5ч | 6ч | |
Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы. | 1ч | 4ч | 5ч | |
Гофрированный картон. Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга. | 1ч | 2ч | 3ч | |
Выполнение поздравительных открыток. | 2ч | 2ч | 4ч | |
Фоторамочки. Декорирование фоторамочек. | - | 3ч | 3ч | |
Итоговое занятие. Оформление выставки детских работ. | - | 1ч | 1ч | |
Итого: | 10ч | 22ч | 32ч |
Содержание программы
Вводное занятие – 2часа.
Основные направления работы факультатива. Правила поведения на факультативных занятиях. ТБ при работе с ножницами, клеем ПВА. История возникновения квиллинга. Показ работ, выполненных в технике «Квиллинг».
Конструирование.- 4часа.
Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. Определение основных свойств бумаги. Материалы, инструменты, приспособления для работы. Основные правила работы. Правила линования бумаги и размётка полосок. Вырезание полосок для квиллинга по линиям разной ширины.
Основные формы квиллинга - 4часа.
Основные формы “капля”, “треугольник”, “полукруг”, “лист”, “полумесяц”, «завитушки», «спираль», «звезда». Эскиз, составление эскизов. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Скручивание полос в различные формы, составление эскизов предстоящих панно, приклеивание к основе.
Изготовление цветов в технике квиллинга - 6часа.
Виды цветов. Технология изготовления простых, несложных
цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Составление композиции из форм.
Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления.
Коллективная работа. Композиция из цветов.
Изготовление животных в технике - 5часов.
Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики.
Изготовление изделия. (Коллективная работа).
Гофрированный картон - 3часа.
Гофрированный картон. Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинг. Коллективная работа.
Выполнение поздравительных открыток – 4часа.
Из истории открыток. Функции, содержание и форма открыток. Виды открыток (поздравительные, пригласительные, видовые, информационные). Материалы, применяемые для изготовления открыток. Технология изготовления.
Декорирование фоторамок - 3часа.
Фоторамки. Приемы декорирования фоторамок. Изготовление цветов, листочков для фоторамки. Правила оформления.
Итоговое занятие – 1 час.
Оформление выставки детских работ.
Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности учащихся и развивать их.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№п\п | Тема | Теория | Практика | Всего |
Вводное занятие. | 1ч | - | 1ч | |
Конструирование. | 1ч | 2ч | 3ч | |
Композиция « Ветка рябины». | 1ч | 4ч | 5ч | |
Новогодняя композиция. | 1ч | 6ч | 7ч | |
Коробочка, украшенная в технике квиллинг. | 1ч | 4ч | 5ч | |
Изготовление сувениров к празднику. | 1ч | 4ч | 5ч | |
«Пасхальное яйцо». | 1ч | 4ч | 5ч | |
Занимательные игрушки. | 1ч | 2ч | 3ч | |
Итоговое занятие. Оформление выставки детских работ. | - | 1ч | 1ч | |
Итого: | 8ч | 27ч | 35ч |
Содержание программы
Вводное занятие – 1ч.
Ознакомление с режимом работы факультатива, содержанием предстоящей работы. Правила поведения на факультативных занятиях. ТБ при работе с ножницами, клеем ПВА.
Конструирование - 3ч.
Материалы, инструменты, приспособления для работы. Правила линования бумаги и размётка полосок. Вырезание полосок для квиллинга по линиям разной ширины, разного цвета.
Композиция « Ветка рябины» - 5 часов.
Понятие “композиция”. Способы и правила её составления. Технология выполнения картины «Ветка рябины». Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Работа выполняется коллективно.
Новогодняя композиция – 7 часов.
Технология выполнения Новогодней композиции. Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка. Оформление композиции. Работа выполняется коллективно.
Коробочка, украшенная в технике квиллинг – 5 часов.
Технология выполнения коробочки (квадратная, прямоугольная). Подготовка материала для выполнения коробочки (картон). Нанесение схемы на бумагу. Изготовление коробочки. Изготовление базовых форм для оформления. Оформление работы.
Изготовление сувениров к празднику – 5 часов.
Традиции вручения сувениров к празднику. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Изготовление сувениров на День рождения, День учителя, Новый год, 8 марта, Пасху. Выполнение необходимых заготовок. Оформление работы.
«Пасхальное яйцо» - 5 часов.
Технология выполнения поделки «Пасхальное яйцо». Разработка дизайна поделки «Пасхальное яйцо». Изготовление базовых форм из полос бумаги. Сборка поделки.
Занимательные игрушки – 3 часа.
Технология выполнения игрушек из гофрированного картона. Примеры игрушек. Изготовление базовых форм. Сбор игрушки. Оформление поделки.
Итоговое занятие – 1 час.
Подготовка к выставке. Оформление выставки детских работ.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Литература
- А.И. Быстрицкая. “Бумажная филигрань” 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
- Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.Изд Мой мир 2008.
- Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», изд. «Ниола -Пресс», Москва 2008г
- Зайцева, А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
- Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. Изд.: Мир книги, 2008.
Интернет-ресурсы:
- http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж
- www.paperquillingart.com – сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа
- http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
- http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
- http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Марья - Искусница", "Волшебный сундучок"
Рабочая программа "Марья - Искусница" рассчитана на обучение детей 2-х класссов, рабочая программа "Волшебный сундучок" разработана для обучающихся 5-х классов....
Марья-Искусница
Мероприятие для девочек на 8 марта...
Внеклассное мероприятие к 8 марта «Марья-искусница»
сценарий праздника 8 марта и разнообразные конкурсы для девочек...